город Москва |
|
15 января 2020 г. |
Дело N А40-148404/19-120-1137 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОМВД России по району Арбат г. Москвы: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ООО ТД "АЛИН-ПРЕСС": не явились, извещены;
рассмотрев 14 января 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО ТД "АЛИН-ПРЕСС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2019 г.
по делу N А40-148404/19-120-1137
по заявлению отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Арбат города Москвы
к обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом "АЛИН-ПРЕСС"
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: 09 мая 2019 г. примерно в 12 часов 00 минут уполномоченными ОД МВД России по району Арбат г. Москвы (далее - административный орган, заявитель) при проведении проверочных мероприятий выявлен факт нарушения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, а именно: хранение и оборот алкогольной продукции с целью дальнейшей реализации в заведении "Дежурная рюмочная", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 7А, принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом "АЛИН-ПРЕСС" (далее - ООО ТД "АЛИН-ПРЕСС", общество) без сопроводительной документации, удостоверяющих легальность их производства и оборота.
ООО ТД "АЛИН-ПРЕСС" имеет лицензию 77РПО0014226 серии ДТ N 024096 на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 7А., сроком действия с 30 апреля 2019 г. по 29 апреля 2020 г.
В ходе осмотра совместно с экспертом ЭКЦ УВД по ЦАО ГУ МВД России г. Москве места происшествия произведено изъятие стеклянной тары (18 бутылей) неустановленного объема, с неустановленной жидкостью различной цветовой гаммы, без какой либо маркировки, а также 100 единиц алкогольной продукции российского и иностранного производства, в связи с не представлением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на месте покупки, выдаваемой Департаментом торговли и услуг города Москвы, а также товаросопроводительных документов на представленную к реализации алкогольную продукцию.
13 мая 2019 г. в отношении ООО ТД "АЛИН-ПРЕСС" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 13 мая 2019 г. заместителем начальника ОМВД России по району Арбат г. Москвы назначена физико-химическая судебная экспертиза, производство которой было поручено ЭКЦ ГУ МВД России г. Москве.
Согласно заключению эксперта N 12/13-108 от 21 мая 2019 г. представленная на экспертизу жидкость в бутылке является спиртосодержащей. Объемная доля спирта в представленной на экспертизу жидкости составляет 27,6%. Представленная на экспертизу жидкость содержит в своем составе метиловый спирт. Объемная доля метилового спирта в пересчете на безводный спирт составила 0.04%. Представленная на исследование жидкость в своем составе содержит: сахар в количестве 77.0 г/дм, натуральный краситель, лимонную кислоту, этиловый спирт - 27,6% об.; ацетальдегид - 10,5 мг/дм.; ацетон - 4,7 мг/дм3, этилацетат - 9,0 мг/дм3, метанол - 0,04% об.
Из заключения эксперта N 12/13-109 от 21 мая 2019 г. следует, что представленная на экспертизу жидкость в бутылке является спиртосодержащей. Объемная доля спирта в представленной на экспертизу жидкости составляет 33,3%. Предоставленная на экспертизу жидкость содержит в своем составе метиловый спирт. Объемная доля метилового спирта в пересчете на безводный спирт составила 0,005%. Представленная на исследование жидкость в своем составе содержит: сахар в количестве 49,0 г/дм3, натуральный краситель, этиловый спирт - 33,3% об., ацетон - 6.5 мг/дм, метанол - 0.004% об.
На основании полученных данных 04 июня 2019 г. в отношении ООО ТД "АЛИН-ПРЕСС" составлен протокол об административном правонарушении N 1202088 по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Арбат города Москвы в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО ТД "АЛИН-ПРЕСС" к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2019 г., заявленные требования удовлетворены. ООО ТД "АЛИН-ПРЕСС" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
В кассационной жалобе ООО ТД "АЛИН-ПРЕСС" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку общество, имея лицензию на розничную продажу алкогольной продукции и осуществляя деятельность в сфере общественного питания, производила приготовление готового к употреблению блюда (коктейля-настойки) из водочной продукции и свежих ягод при наличии товарно-сопроводительных документов на водочную продукцию, которая также была подотчетно внесена в систему ЕГАИС.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7).
Под оборотом алкогольной продукции в силу пункта 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа такой продукции.
Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона (подпункт 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
Из пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ следует, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (далее - Правила N 55), при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Правила заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 872 "О справке, прилагаемой к таможенной декларации" (далее - Правила N 872).
В пункте 2 указанных правил установлено, что при реализации в розницу импортированных алкогольной и табачной продукции (далее - товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара (при наличии печати); при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара (при наличии печати); при реализации товара в розницу на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку по продаже товара копией справки, прилагаемой к таможенной декларации, заверенной оригиналом оттиска его печати (при наличии печати), в которой дополнительно указывается местонахождение этой торговой точки; контроль наличия у торговых организаций и индивидуальных предпринимателей справки, прилагаемой к таможенной декларации, ее копии и соответствия реализуемого товара указанным в справке сведениям осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами.
Действия, связанные с оборотом этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя требование заявителя о привлечении к административной ответственности ООО ТД "АЛИН-ПРЕСС", суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку в обороте у ООО ТД "АЛИН-ПРЕСС" находилась спиртосодержащая продукция при отсутствии соответствующих сопроводительных документов.
Отклоняя доводы заявителя о том, что общество не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку алкогольная продукция была изготовлена из легально приобретенной алкогольной продукции и иных ингредиентов, а емкости содержат спиртосодержащие напитки, изготовленные собственными силами на основании технологических карт, суды указали на то, что реализация алкогольной продукции возможна лишь при наличии документов, подтверждающих их легальное происхождение, при этом технологические карты такими документами не являются.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении судами не установлено.
Протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ, в отношении ООО ТД "АЛИН-ПРЕСС" составлен полномочным на то лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Размер штрафа определен с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2019 г. по делу N А40-148404/19-120-1137 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО ТД "АЛИН-ПРЕСС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.