г. Москва |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А40-149577/19-122-1225 |
Арбитражный суд Московского округа в составе:
судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ООО "ДС-Логистик" на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2019 г., по делу N А40-149577/19-122-1225
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДС-Логистик"
к Северо-Осетинской таможне
о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30 апреля 2019 г. N 10803000-738/2019,
УСТАНОВИЛ:
09 апреля 2019 г. в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Верхний Ларе Северо-Осетинской таможни в целях убытия с таможенной территории Российской Федерации прибыло транспортное средство марки "SCANIA-R440" тягач седельный, государственный регистрационный знак К 157 АО 799 RUS, в сцепке с полуприцепом, государственный регистрационный знак ЕМ086 177 RUS, перевозящие различные товары по транзитной декларации N 16417/040419/0153691, по международной товаротранспортной накладной CMR N 1030 от 01 апреля 2019 г., INVOICE N 3494851 от 25 марта 2019 г., в том числе фармацевтические препараты различного наименования под кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2501009900, 3004900002, 2106909809 общим весом (брутто) 9 044,00 кг., перевозимый по процедуре таможенного транзита из Республики Беларусь (Федеративная Республика Германия) в Республику Грузия через таможенную территорию Российской Федерации.
Отправителем товара является "Merz Pharmaceutical Gmbh Eckenheimer Land str. 100", Deutschland Frankfurt 60318, а получателем товара - JSC "GERNA" Республика Грузия, г. Тбилиси, ул. Sanapiro, д. 6.
Перевозчиком товаров и ответственным за соблюдение требований законодательства Российской Федерации, непосредственно перемещающего на территорию Российской Федерации товар, является общество с ограниченной ответственностью "ДС-Логистик" (далее - ООО "ДС-Логистик", общество, заявитель).
При прибытии в зону постоянной зоны таможенного контроля т/п МАГШ Верхний Ларе, в ходе отработки мер по минимизации профиля риска, вышеуказанное транспортное средство направлено в ООО СМП ТУР для проведения формы таможенного контроля в виде досмотра.
В ходе таможенного контроля (досмотра) транспортного средства должностными лицами таможенного органа установлено наличие товара, заявленного в товаросопроводительных документах (CMR N 1030 от 01 апреля 2019 г., счет-фактура (инвойс) от 25 марта 2019 г. N 3494851), а именно:
- витамины Омега-3 "Tetesept" в капсулах на пластинах, уложенные в 766 картонные коробки, по 30 штук, в общем количестве 22980 штук, общим весом брутто 5555 кг;
- спрей для носа с морской, соленой водой "Tetesept" в пластиковых емкостях в фирменных упаковках, уложенные в 33 картонные коробки по 60 штук, общим количеством 1980 штук, общим весом брутто 148,62 кг;
- порошок с добавками лимона и имбиря для приготовления горячего напитка, в фирменных пакетиках, уложенные в 466 картонные коробки по 60 штук, общим количеством 27960 штук, общим весом брутто 2521 кг;
- сироп от кашля в пластиковых емкостях в фирменных упаковках, уложенные в 80 картонных коробках по 25 штук, общим количеством 2000 штук, общим весом брутто 698 кг;
На каждой коробке наклеены бумажные этикетки с информацией на иностранном языке о наименованиях товара, производителе, стране изготовления (Германия), массе нетто, количестве единиц товаров, номере партии, дате изготовления, сроке годности, условиях хранения, номере артикула, штрих-код и другие данные. На самих фирменных упаковках имеется аналогичная информация, а также состав и другие данные.
При 100 % таможенном досмотре установлено наличие 1345 картонных коробок с вышеперечисленным товаром, находящиеся на 64 деревянных поддонах, общим весом брутто с учетом погрешности весового оборудования 8922,62 кг.
Выявлено наличие санкционного товара, а именно, спрей для носа с морской, соленой водой "Tetesept", в 33 картонных коробках по 60 штук, общим количеством 1980 штук, общим весом брутто 148,62 кг.
Страной происхождения одного из ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации 05 апреля 2019 г. товара - "Спрей в нос с морской водой "Tetesept", код ЕАЭС товара: 2501009900", согласно товаросопроводительным документам: транзитной декларации 16417/040419/0153691, по международной товаротранспортной накладной CMR N 1030 от 01 апреля 2019 г., INVOICE N 3494851 от 25 марта 2019 г., является Германия (ФРГ).
Принимая во внимание, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 560), Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 778 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06 августа 2014 г. N 560" (далее - Постановление Правительства РФ N 778) товар - соль с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 250100 с 01 ноября 2016 г. входит в перечень товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, Северо-Осетинская таможня пришла к выводу о том, что в действиях ООО "ДС-Логистик" усматриваются признаки административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов на ввоз товаров в Российскую Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
На основании полученных данных 25 апреля 2019 г. Северо-Осетинской таможней в отношении ООО "ДС-Логистик" был составлен протокол об административном правонарушении N 10803000-738/2019.
Постановлением Северо-Осетинской таможни от 30 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении N 10803000-738/2019 ООО "ДС-Логистик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 51 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ДС-Логистик" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Северо-Осетинской таможне о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2019 г. (резолютивная часть от 26 июля 2019 г.), оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ДС-Логистик" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку ввезенные на территорию Российской Федерации иностранные товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, не подпадают под действие Указа Президента РФ N 560 и Постановления Правительства РФ N 778, т.к. ввезены на территорию РФ исключительно в целях таможенного транзита, не подлежат выпуску в свободное обращение на территории России и подлежат вывозу с ее территории.
В отзыве на кассационную жалобу Северо-Осетинская таможня просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Действия, связанные с несоблюдением установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, образуют состав административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "ДС-Логистик" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Суды исходили из того, что ООО "ДС-Логистик" при ввозе на территорию Российской Федерации товара "спрей для носа с морской, соленой водой "Tetesept" (код ТН ВЭД ЕАЭС - 2501009900), страна происхождения Германия, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, нарушило запрет на ввоз указанного товара на территорию Российской Федерации, установленный Указом Президента РФ N 560, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Пунктом 1 Указа Президента РФ N 560 органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности предписано исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2017 г. N 293 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных пунктом 1 Указа Президента РФ N 560, продлено на один год с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.
Постановлением Правительства РФ N 778 определен Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
В целях реализации указов Президента Российской Федерации N 560 и N 320 Президентом Российской Федерации издан Указ от 29 июля 2015 г. N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ N 391), пунктом 1 которого постановлено, что ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее - товары), подлежат уничтожению с 6 августа 2015 года.
В соответствии с пунктом 2 Указа N 391 положения настоящего Указа не применяются в отношении товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования либо помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Поскольку согласно пункту 2 Указа N 391 не подлежат уничтожению товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимые в третьи страны при соблюдении определенных условий, то нахождение таких товаров на территории Российской Федерации, а соответственно и их ввоз на территорию Российской Федерации является законным.
Таким образом, положения пункта 2 Указа N 391 свидетельствуют о том, что специальные меры экономической политики, введенные Указом Президента РФ N 560, не запрещали ввоз на территорию Российской Федерации упомянутых видов товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при соблюдении соответствующих условий.
Принимая во внимание, что контракт на поставку спорного товара заключен между лицами иностранных государств, перевозка товара осуществлялась по таможенной процедуре таможенного транзита и на территорию Российской Федерации товар был ввезен не с целью выпуска его в обращение на данной территории, а с целью помещения под таможенную процедуру таможенного транзита для дальнейшего ввоза на территорию Грузии, суд кассационной инстанции полагает, что установленные Указом Президента РФ N 560 ограничения и запреты к спорному товару применяться не могут.
В этой связи не может быть признан обоснованным вывод судов о наличии в действиях ООО "ДС-Логистик" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с существенным нарушением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2019 г. (резолютивная часть от 26 июля 2019 г.), постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2019 г. по делу N А40-149577/19-122-1225 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Северо-Осетинской таможни от 30 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении N 10803000-738/2019 о назначении ООО "ДС-Логистик" административного штрафа в размере 51 000 руб. по статье 16.3 КоАП РФ.
Судья |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.