город Москва |
|
22 января 2020 г. |
Дело N А40-240569/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Бурыгина И.Л., доверенность от 09.01.2019;
от заинтересованного лица: Черных С.С., доверенность от 09.01.2020;
от третьих лиц: от Федерального казначейства: Савастлеев А.А., доверенность от 12.12.2018; от ОАО "Ростелеком": представитель не явился, извещен;
рассмотрев 15 января 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - Минобороны России
на решение от 29 марта 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 16 июля 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-240569/15
по заявлению Минобороны России
об оспаривании действий и уведомления
к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства,
третьи лица: ОАО "Ростелеком", Федеральное казначейство,
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства (далее - казначейство) о признании незаконными действий по принятию к исполнению исполнительного листа серии АС N 004036353 от 06.02.2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Ростелеком" и Федеральное казначейство.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.12.2016 указанные решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал следующее.
Суды первой и апелляционной инстанций не проверили наличие или отсутствие обстоятельств привлечения заявителя к субсидиарной ответственности по спорным обязательствам.
Также суд кассационной инстанции указал на то, что судами не проверена обоснованность требований Минобороны России о возложении на Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства обязанность возвратить перечисленные денежные средства, равно как и не уточнен ответчик по такому требованию.
Минобороны России обратилось в Арбитражный суд города Москвы (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений) с заявлением об оспаривании действий Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, выразившихся в принятии исполнительного листа серия АС N 004036353 от 06.02.2014 к исполнению; уведомления Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 29.10.2015 N УПЛ-15-8965 о поступлении исполнительного документа. Кроме того, заявитель просил обязать Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства вернуть денежные средства в размере 105.990 руб. 25 коп. на лицевой счет Минобороны России, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 марта 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минобороны России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - ОАО "Ростелеком", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица и третьего лица - Федерального казначейства возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 31.10.2015 в Минобороны России поступило уведомление от 29.10.2015 N УПЛ-15-8965 о поступлении исполнительного документа серии АС N 004036353 от 06.02.2014, выданного Арбитражным судом Саратовской области, взыскателем по которому является ОАО "Ростелеком", в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.
Заявитель, не согласившись с данным уведомлением, а также действиями Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, выразившихся в принятии исполнительного листа серии АС N 004036353 от 06.02.2014 к исполнению, обратился в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Письмом от 03.11.2015 N 184/2/4224 Минобороны России сообщило, что источником образования задолженности по исполнительному листу является деятельность, финансируемая за счет средств федерального бюджета по коду бюджетной классификации 18702019990059831290.
Дополнительно Минобороны России сообщило, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств в установленном порядке направляет в Министерство финансов Российской Федерации предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета для обеспечения своевременного исполнения требований исполнительного документа, а также сообщило, что при поступлении соответствующих лимитов бюджетных обязательств, предъявленный к лицевому счету Минобороны России исполнительный документ будет исполнен в установленном порядке.
Письмом от 03.11.2015 N 184/2/4224 Минобороны России приняло на себя бюджетное обязательство по оплате вышеуказанного исполнительного листа.
Исполнительный лист серии АС N 004036353 полностью исполнен 29.12.2015 (платежное поручение N 587641) и возвращен в суд с уведомлением N УИС-15-1046 с отметкой о полном исполнении.
Таким образом, принятие Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства исполнительного документа серии АС N 004036353 к лицевому счету Минобороны России являлось единственным способом исполнения вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-18930/13.
Между тем, судебная коллегия суда кассационной инстанции не соглашается с данными выводами судов и считает необходимым отметить следующее.
Правовые отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение.
Данный перечень является исчерпывающим.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, предоставленные в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника.
Таким образом, в настоящее время Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит прямую норму (пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), обязывающую территориальный орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, возвратить исполнительный документ без исполнения.
Аналогичная норма содержится в пункте 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н.
На основании пункта 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Таким образом, основанием для взыскания денежных средств применительно к пункту 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является указание на субсидиарную ответственность органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета в отношении должника, как получателя средств федерального бюджета.
Кроме того, в исполнительном листе АС N 004036353 от 06.02.2014 по делу N А57-18930/13 отсутствует указание на субсидиарную ответственность органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета в отношении должника (войсковая часть 89553), как получателя средств федерального бюджета.
Поскольку Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства является территориальным органом Федерального казначейства, то на него также распространяется пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии у заинтересованного лица правовых оснований для принятия к исполнению исполнительного листа АС N 004036353 от 06.02.2014 по делу N А57-18930/13.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность органов Федерального казначейства по своему усмотрению толковать вступившие в законную силу судебные акты и самостоятельно определять субсидиарного должника.
Предъявление исполнительных документов к лицевому счету Минобороны России по обязательствам подведомственных ему учреждений без установления судебным органом ответственности Минобороны России является превышением полномочий, возложенных на Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, и нарушением Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Принятие к исполнению исполнительного листа, должником по которому является войсковая часть 89553, по своей сути является привлечением Минобороны России к субсидиарной ответственности, которая в свою очередь может быть установлена исключительно судебным актом.
Минобороны России в соответствии с бюджетным законодательством осуществляет расходные обязательства (исполняет вступившие в законную силу судебные акты) в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств, в пределах средств, установленных на соответствующие цели (статьи 65, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, исполнив решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.12.2013 по делу N А57-18930/13, Минобороны России будет лишено возможности израсходовать указанные денежные средства на исполнение судебных актов, по которым является должником, что приведет к нарушению законных прав и интересов Минобороны России.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11.11.2016 N 305-КГ16-12474 по делу N А40-183594/15, от 11.11.2016 N 305-ЭС16-12475 по делу N А40-170411/15.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение и постановление являются подлежащими отмене, а заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 марта 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2019 года по делу N А40-240569/15 отменить.
Признать незаконными действия Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, выразившиеся в принятии исполнительного листа серии АС N 004036353 от 06.02.2014 к исполнению.
Признать незаконным уведомление Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 29.10.2015 N УПЛ-15-8965.
Обязать Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства вернуть денежные средства в размере 105.990 руб. 25 коп. на лицевой счет Министерства обороны Российской Федерации, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.