город Москва |
|
22 января 2020 г. |
Дело N А41-13114/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ": Повольских И.Е. (дов. от 20.11.2019 г.), Телюка И.И. (дов. от 20.11.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Крюкова Д.А. (дов. N 264 от 03.06.2019 г.);
от третьего лица ООО "ЩКС": не явились, извещены;
от третьего лица ООО "МособлЕИРЦ": Камышевой А.Н. (не допущена);
от третьего лица МП ГПЩ "ДЭЗ ЖКХ" в лице конкурсного управляющего Маскалева А.Н.: не явились, извещены;
рассмотрев 16 января 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 02 июля 2019 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2019 г.,
по делу N А41-13114/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным предписания,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Щелковские коммунальные системы"; общество с ограниченной ответственностью "Московский областной единый информационно-расчетный центр"; Муниципальное предприятие городского поселения Щелково "Дирекция единого заказчика Жилищно-коммунального хозяйства" в лице конкурсного управляющего Маскалева А.Н.,
УСТАНОВИЛ: 20 декабря 2018 г. на основании распоряжения Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области) от 14 декабря 2018 г. N 08ОГ/23-3789-38-23-2018 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" (далее - ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ", общество, заявитель) с целью проверки фактов, изложенных в обращении N 08ОГ/23-3789 по вопросу проверки правильного начисления платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Центральная, д. 9А (далее - многоквартирный дом).
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" в нарушение требований пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) в платежных документах за октябрь - ноябрь 2018 ресурсоснабжающей организацией ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" жителям квартир 1 - 18 многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Центральная, д. 9А, произведен перерасчет (доначисление) платы за отопление за ноябрь, декабрь 2015 путем включения в единые платежные документы строки "долг прошлых периодов".
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 20 декабря 2018 г. N 08ОГ/23-3789-38-23-2018.
На основании указанного акта выдано предписание от 20 декабря 2018 г. N 08ОГ/23-3789-38-23-2018, обязывающее ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" в срок до 30 марта 2019 г. произвести перерасчет платы за отопление по строке "долг прошлых периодов", выставленный "долгом прошлых периодов" в платежных документах за октябрь - ноябрь 2018 всем собственникам и нанимателям помещений (жилых и нежилых) многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Центральная, д. 9А.
Считая свои права нарушенными, ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области о признании незаконным указанного предписания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Щелковские коммунальные системы" (далее - ООО "ЩКС"), общество с ограниченной ответственностью "Московский областной единый информационно-расчетный центр" (далее - ООО "МосОблЕИРЦ"), Муниципальное предприятие городского поселения Щелково "Дирекция единого заказчика Жилищно-коммунального хозяйства" в лице конкурсного управляющего Маскалева А.Н. (далее - МП ГПЩ "ДЭЗ ЖКХ" в лице конкурсного управляющего Маскалева А.Н.).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 июля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что оспариваемое предписание не отвечает критерию конкретности (определенности) и является неисполнимым, поскольку все полномочия по начислению размера платы за коммунальную услугу, перерасчет с учетом имеющейся задолженности и произведенных оплат, доставка и печать единых платежных поручений, принадлежат третьему лицу - ООО "МосОблЕИРЦ", в то время как полномочия общества на основании договора от 01 июля 2016 г. N 812380516 в отношении потребителей ограничены, следовательно, надлежащим лицом, имеющим возможность осуществить перерасчет оплаты, является ООО "МосОблЕИРЦ". Приведены также доводы о допущенных Госжилинспекцией Московской области при проведении проверки нарушений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Госжилинспекции Московской области против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители третьих лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Представитель ООО "МосОблЕИРЦ" Камышева А.Н. для участия в заседании суда кассационной инстанции не допущена, в связи с отсутствием надлежащим образом оформленных полномочий.
Представленная доверенность на представление интересов ООО "МосОблЕИРЦ" от 27 декабря 2019 г. N 206-20, выданная на имя Камышевой А.Н. в порядке передоверия, в нарушение части 3 статьи 187 Гражданского кодекса Российской Федерации не удостоверена в нотариальном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила).
В приложении N 2 к вышеназванным Правилам содержатся формулы для расчета платы за различные виды коммунальных услуг, в том числе за отопление в зависимости от вида жилого дома, жилого помещения и иных обстоятельств.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома исходя из норматива потребления коммунальной услуги, при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома установлен пунктом 42 (1) Правил N 354.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание по форме и содержанию соответствует положениям действующего законодательства, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку факт нарушения обществом норм действующего законодательства при выставлении платы за отопление по строке "долг прошлых периодов", выставленный "долгом прошлых периодов" в платежных документах за октябрь - ноябрь 2018 всем собственникам и нанимателям помещений (жилых и нежилых) многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Центральная, д. 9А, подтвержден материалами дела.
Выводы судов основаны на следующем.
Так, 30 июля 2015 г. между теплоснабжающей организацией - ООО "ЩКС" и управляющей компанией - МП ГПЩ "ДЭЗ ЖКХ" заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 25, согласно которому учет отпущенной тепловой энергии и горячей воды производится на оснований показаний приборов учета тепловой энергии и горячей воды, установленных на границах раздела тепловых сетей и тепловых пунктов управляющей компании; данные показания приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным, представляются управляющей компанией в теплоснабжающую организацию до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем (подпункты 7.1, 7.2 договора).
Пунктом 8.1 указанного договора установлено, что оплата тепловой энергии на отопление производится по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
С ноября 2015 года по апрель 2016 года плата за отопление по многоквартирному дому начислена в соответствии с требованиями Правил N 354 с учетом: 0,015 Гкал/кв. м - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный постановлением Главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области от 10 февраля 2009 г. N 33; 2 552,10 руб./Гкал - тариф на тепловую энергию, утвержденный Комитетом по ценам и тарифам Московской области от 19 декабря 2014 г. N 155-Р для МПЩР "Щелковская Теплосеть".
09 ноября 2015 г. договор теплоснабжения и горячего водоснабжения от 30 июля 2015 г. N 25 на основании соглашения был расторгнут с 01 ноября 2015 г., при этом все расчеты между сторонами должны были быть произведены в течение 1 месяца после подписания данного соглашения.
01 ноября 2015 г. между ООО "МосОблЕИРЦ" и ООО "ЩКС" был заключен договор об организации расчетов на коммунальные услуги N 520/15, в соответствии с которым на ООО "МосОблЕИРЦ" возложены обязанности по организации ежемесячных начислений за коммунальные услуги и включения в ЕПД (платежный документ ЕИРЦ, направляемый плательщику, содержащий сумму к оплате с учетом недоплаты/переплаты за предыдущий расчетный период), и осуществление ведения баз данных, начисления размера платы за коммунальные услуги, предоставляемых управляющей компанией, и поддержание в базах достоверных сведений по каждому плательщику.
Пунктами 2.1.9 и 2.1.11 указанного договора предусмотрено осуществление ООО "МосОблЕИРЦ" корректировок начисления плательщикам за коммунальные услуги по письменному поручению управляющей компании и осуществлять перерасчет сумм, подлежащих оплате плательщиком за коммунальные услуги, на основании документов, являющихся основанием для изменения размера платы, о чем вносить соответствующие изменения в базу данных.
В корреспонденции указанных положений 05 апреля 2018 г. между ООО "МосОблЕИРЦ" и ООО "ЩКС" заключено дополнительное соглашение о проведении перерасчета по услуге отопление за ноябрь - декабрь 2015 года на сумму 40 327 340,72 руб. по многоквартирным домам, в том числе и спорному многоквартирному дому в разрезе лицевых счетов, пропорционально оплачиваемой площади, который должен отражаться в ЕПД отдельной строкой "долг прошлых периодов".
06 апреля 2018 г. между ООО "ЩКС" (цедент) и ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" (цессионарий) заключен договор уступки права требования, по условиям которого цедент передает, а цессионарий принимает право требования к ООО "МосОблЕИРЦ" по договору об организации расчетов за коммунальные услуги от 01 ноября 2015 г. N 520/15 (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 указанного договора права цедента по обязательствам, указанным в пункте 1.1 договора, переходят к цессионарию в полном объеме и на тех условиях, которые существовали в отношении между цедентом и ООО "МосОблЕИРЦ" на момент заключения настоящего договора. К цессионарию переходят права, обеспечивающие исполнение обязательств ООО "МосОблЕИРЦ", а также другие связанные с требованием права.
Во исполнение указанного договора ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" заключило с ООО "МосОблЕИРЦ" дополнительное соглашение N 31 к договору об организации расчетов за коммунальные услуги от 01 июля 2016 г. N 812380516, по которому данные лица являются сторонами договорных отношений.
В данном дополнительном соглашении общество поручило ООО "МособлЕИРЦ" осуществить перерасчет (доначисление) по услуге отопление за ноябрь - декабрь 2015 года на сумму 40 327 340,72 руб.
Из пункта 6 дополнительного соглашения N 31 следовало, что общество в порядке статьи 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет ООО "МособлЕИРЦ" заверение о том, что перерасчет (доначисление) по услуге "отопление" соответствует отношениям между управляющей компанией и плательщиками.
При этом каких-либо доказательств наличия реальной задолженности плательщиков коммунальной услуги "отопление" за период ноябрь-декабрь 2015 г. судам не было представлено.
Судами также принято во внимание, что при рассмотрении дела N А41-56409/16 судами установлено отсутствие фактической задолженности плательщиков коммунальной услуги "отопление" за период ноябрь - декабрь 2015 года по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения от 30 июля 2015 г. N 25 перед управляющей или теплоснабжающей компанией.
Поскольку Правилами N 354 предусмотрено ограниченное число оснований изменения размера ранее выставленной платы гражданам, суды, приняв во внимание вышеизложенные обстоятельства, пришли к выводу об отсутствии оснований для начисления "долга прошлых периодов".
При этом суды обоснованно не согласились с доводом заявителя о том, что им производилось начисление платы за отопление, которая не была погашена потребителем коммунальной услуги, а не перерасчет (доначисление), поскольку в квитанциях за октябрь-ноябрь 2015 г. жильцу квартиры N 13 осуществлялось начисление платы как долг прошлых периодов.
Принимая во внимание, что общество допустило нарушение требований жилищного законодательства, а само по себе наличие договорных отношений с ООО "ЩКС" не может являться основанием для истребования с собственников помещений МКД задолженности перед третьими лицами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Госжилинспекции Московской области имелись достаточные основания для выдачи ему предписания, которое по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства.
При этом судами установлено, что предписание выдано ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ", поскольку дополнительным соглашением N 31 к договору об организации расчетов за коммунальные услуги от 01 июля 2016 г. N 812380516 предусмотрено, что перерасчет (доначисление) плательщикам коммунальной услуги "отопление" за ноябрь - декабрь 2015 года производит ООО "МосОблЕИРЦ" по поручению ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ".
Отклоняя доводы заявителя со ссылкой на нарушение требований Закона N 294-ФЗ, суды исходили из того, что Госжилинспекцией Московской области была проведена внеплановая документарная проверка. Уведомление N 08ОГ/23-3789-38-23-2018 о проведении внеплановой документарной проверки было получено обществом 17 декабря 2018 г., акт проверки составлен 20 декабря 2018 г. Проверка проводилась в связи с поступлением обращения собственника помещения, проживающего в многоквартирном доме в части ненадлежащих расчетов платы за отопление.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" указывает на нарушение положений Закона N 294-ФЗ при проведении проверки, однако приведенные заявителем положения закона соблюдены Госжилинспекцией по Московской области при проведении проверки.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом пунктом 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений.
ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" не представило доказательств того, что при проведении проверки должностными лицами жилищной комиссии были допущены грубые нарушения установленных требований к организации и проведению проверок.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 июля 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2019 г. по делу N А41-13114/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.