г. Москва |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А41-13114/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" - Повольских И.Е., по доверенности от 05.07.2019, Телюк И.И., по доверенности от 14.01.2019,
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А., по доверенности от 03.06.2019, Силаева Н.В., по доверенности от 21.12.2018,
от третьего лица по делу - ООО "МособлЕИРЦ" - Камышева А.Н., по доверенности от 18.01.2019,
от третьего лица по делу - ООО "ЩКС" - представителя не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - МП ГПЩ "ДЕЗ ЖКХ" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.07.2019 по делу N А41-13114/19, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным и отмене предписания, третьи лица: ООО "ЩКС" и ООО "МособлЕИРЦ", МП ГПЩ "ДЕЗ ЖКХ" в лице конкурсного управляющего Маскалева А.Н.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция, административный орган) с требованием о признании незаконным и отмене предписания N 08ОГ/23-3789-38-23-2018 от 20.12.2018.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ", который в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по оливам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 20.12.2018 на основании распоряжения от 14.12.2018 N 08ОГ/23-3789-38-23-2018, уведомления от 17.12.2018, административным органом в отношении ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении N 08ОГ/23-3789, по вопросу проверки правильного начисления платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Центральная, д. 9А (далее - многоквартирный дом).
В ходе проверки установлено, что ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" в нарушение требований п. 42 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в платежных документах за октябрь - ноябрь 2018 ресурсоснабжающей организацией ООО "Теплоцентраль" жителям квартир 1-18 многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Центральная, д. 9А произведен перерасчет (доначисление) платы за отопление за ноябрь, декабрь 2015 путем включения в единые платежные документы строки "долг прошлых периодов".
По результатам проверки составлен Акт проверки от 20.12.2018 N 08ОГ/23-3789-38-23-2018.
По данному факту Госжилинспекцией вынесено предписание N 08ОГ/23-3789-38-23-2018, согласно которому Общество в срок до 30.03.2019 обязывалось "Произвести перерасчет платы за отопление по строке "долг прошлых периодов", выставленный "долгом прошлых периодов" в платежных документах за октябрь - ноябрь 2018 всем собственникам и нанимателям помещений (жилых и нежилых) многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Центральная, д. 9А".
Копия предписания 20.12.2018 получена ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ", что подтверждается штампом входящей корреспонденции за N 12/20-14.
Считая, что выданное предписание необоснованно и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, жилищным законодательством прямо предусмотрена обязанность граждан и организаций оплачивать коммунальные услуги на основании платежных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, в нарушение требований п. 42 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в платежных документах за октябрь - ноябрь 2018 ресурсоснабжающей организацией ООО "Теплоцентраль" жителям квартир 1-18 многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Центральная, д. 9А произведен перерасчет (доначисление) платы за отопление за ноябрь, декабрь 2015 путем включения в единые платежные документы строки "долг прошлых периодов".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
В силу пунктов 36 и 37 Правил предоставления коммунальных услуг расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В п. 42 (1) Правил N 354 определяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома исходя из норматива потребления коммунальной услуги, при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома. Вместе с тем, предметом спора не является правильность исчисления выставленной платы за отопление, и ее размер как таковой. Предметом спора является право заявителя на проведение перерасчета, в общем.
Между теплоснабжающей организацией - ООО "ЩКС" и управляющей компанией - МП ГПЩ "ДЭЗ ЖКХ" заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения от 30.07.2015 N 25, согласно которому учет отпущенной тепловой энергии и горячей воды производиться на оснований показаний приборов учета тепловой энергии и горячей воды, установленных на границах раздела тепловых сетей и тепловых пунктов управляющей компании; данные показания приборов учета по состоянию на 1ечисло месяца, следующего за расчетным, представляются управляющей компанией в теплоснабжающую организацию до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем (п. п. 7.1, 7.2). Оплата тепловой энергии на отопление производиться по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством (п. 8.1 Договора).
С ноября 2015 по апрель 2016 плата за отопление по указанному многоквартирному дому начислена в соответствии с требованиями Правил N 354 с учетом: 0,015 Гкал/кв. м - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный постановлением Главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области от 10.02.2009 N 33; 2 552,10 руб. /Гкал - тариф на тепловую энергию, утвержденный Комитетом по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2014 N 155-Р для МПЩР "Щелковская Теплосеть".
09.11.2015 договор теплоснабжения и горячего водоснабжения от 30.07.2015 N 25 на основании соглашения был расторгнут с 01.11.2015, при этом все расчеты между сторонами должны были быть произведены в течение 1 месяца после подписания данного соглашения.
01.11.2015 между ООО "МосОблЕИРЦ" и ООО "ЩКС" заключен договор об организации расчетов на коммунальные услуги N 520/15, предметом, которого на ООО "МосОблЕИРЦ" возлагается обязанность по организации ежемесячных начислений за коммунальные услуги и включения в ЕПД (платежный документ ЕИРЦ, направляемый плательщику, содержащий сумму к оплате с учетом недоплаты/переплаты за предыдущий расчетный период), и осуществление ведения баз данных, начисления размера платы за коммунальные услуги, предоставляемых управляющей компанией, и поддержание в базах достоверных сведений по каждому плательщику.
Пунктами 2.1.9 и 2.1.11 договора об организации расчетов на коммунальные услуги N 520/15 установлено осуществление ООО "МосОблЕИРЦ" корректировок начисления плательщикам за коммунальные услуги по письменному поручению управляющей компании и осуществлять перерасчет сумм, подлежащих оплате плательщиком за коммунальные услуги, на основании документов, являющихся основанием для изменения размера платы, о чем вносить соответствующие изменения в базу данных.
В корреспонденции указанных положений 05.04.2018 между ООО "МосОблЕИРЦ" и ООО "ЩКС" заключено дополнительное соглашение о проведении перерасчета по услуге отопление за ноябрь - декабрь 2015 года на сумму 40 327 340, 72 руб. по многоквартирным домам, в том числе и спорному МКД в разрезе лицевых счетов, пропорционально оплачиваемой площади, который должен отражаться в ЕПД отдельной строкой "Долг прошлых периодов".
Суд обращает внимание, что при заключении указанного дополнительного соглашения от 05.04.2018 стороны нарушили п. 2.1.11 договора об организации расчетов на коммунальные услуги N 520/15, устанавливающим возможность проведения перерасчета на основании документов, являющихся основанием для изменения размера платы, которые к дополнительному соглашению не приобщены и ссылок на них не имеется.
На основании договора уступки права требования от 06.04.2018 ООО "ЩКС" передано ООО "Теплоцентраль" право требования к ООО "МосОблЕИРЦ" по договору об организации расчетов за коммунальные услуги от 01.11.2015 N 520/15, при этом в п. 1.2. данного договора отмечено, что ООО "Теплоцентраль" переходят права обеспечивающие исполнение обязательств ЕИРЦ.
Во исполнение указанного договора об уступке ООО "Теплоцентраль" заключило с ООО "МосОблЕИРЦ" дополнительное соглашение N 31 к договору об организации расчетов за коммунальные услуги от 01.07.2016 N 812380516, по которому данные лица являются сторонами договорных отношений. В данном дополнительном соглашении Общество поручило ООО "МособлЕИРЦ" осуществить перерасчет (доначисление) по услуге отопление за ноябрь - декабрь 2015 года на сумму 40 327 340,72 руб. Пунктом 6 дополнительного соглашения N 31 указано, что Общество в порядке ст. 431.2 ГК РФ предоставляет ЕИРЦ заверение о том, что перерасчет (доначисление) по услуге "отопление", соответствует отношениям между управляющей компанией и плательщиками (п. 6).
Судом отклоняется довод заявителя о том, что оспариваемое предписание подлежало выставлению ООО "МосОблЕИРЦ", поскольку дополнительным соглашением N 31 к договору об организации расчетов за коммунальные услуги от 01.07.2016 N 812380516 прямо установлено, что перерасчет (доначисление) плательщикам коммунальной услуги "отопление" за ноябрь - декабрь 2015 года производит ООО "МосОблЕИРЦ" по поручению ООО "Теплоцентраль".
Вместе с тем, суд обращает внимание, что материалы дела не содержат доказательств наличия реальной задолженности плательщиков коммунальной услуги "отопление" за период ноябрь - декабрь 2015 года, оформленной согласно статьям 7. 8 договора теплоснабжения и горячего водоснабжения от 30.07.2015 N 25 и п. 2.1.11 договора об организации расчетов на коммунальные услуги N 520/15.
Данный вывод подтверждается судебными актами по делу А41-56409/16, в рамках которых истцом - ООО "ЩКС", в дальнейшим отказавшимся от заявленных требований на стадии апелляционного обжалования, не представлено наличие фактической задолженности плательщиков коммунальной услуги "отопление" за период ноябрь - декабрь 2015 года по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения от 30.07.2015 N 25 не перед управляющей компанией, не перед не перед теплоснабжающей. Как следует из решения суда первой инстанции от 26.04.2017 по делу А41-56409/16, спор между ООО "ЩКС" и ООО "МосОблЕИРЦ", касается исполнения последним обязательств по договору об организации расчетов на коммунальные услуги N 520/15 и связан с получением вознаграждения и осуществления функций платежного агента.
Правилами N 354 предусмотрена, возможность производить изменение (перерасчет, доначисление, корректировку) размера платы за коммунальные услуги по следующим основаниям:
- наличие расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период (пункт 61 Правил);
- обнаружение факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета (пункт 62 Правил);
- временное, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствие потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (пункт 86 Правил);
- предоставление в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.
Таким образом, Правилами N 354 предусмотрено ограниченное число оснований изменения размера, ранее выставленной платы гражданам.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что общество посредством платежного агента в платежных документах за октябрь - ноябрь 2018 года осуществило доначисление платы за оказанную коммунальную услугу за ноябрь - декабрь 2015 года, ввиду допущенной ошибки в расчетах ООО "МосОблЕИРЦ".
Из платежных документов (л.д. 28, 29 т. 1) следует, что собственнику квартиры N 13 вышеуказанного дома выставлен счет на оплату за октябрь, ноябрь 2018 года, с указание графы "долг прошлых периодов" сумма, которая составляет 7701,94 руб. (за ноябрь), 3850, 97 руб. (за октябрь).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", в платежном документе должны быть указаны, в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.
Денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.
Таким образом, ни расчетный центр, ни управляющая компания, ни ресурсоснабжающая организация не вправе самостоятельно изменять назначение платежа, которое должно соответствовать периоду оплаты, указанному в платежных документах населения.
Зачисление платежей населения за иной период возможно только в том случае, если в платежном документе гражданина (иного собственника, пользователя помещением) отсутствует указание периода, за который оплачивается коммунальная услуга.
Между тем, платежный документ предъявленный потребителю за ноябрь 2018 года, содержит графу, из которого следует, "итого к оплате за ноябрь 2018 года без учета добровольного страхования составляет 24027,77 руб., в которую, в том числе, входит сумма - "долг прошлых периодов" в размере 7701,94 руб.
Также, платежный документ предъявленный потребителю на октябрь 2018 года содержит графу, из которого следует, "итого к оплате за октябрь 2018 года без учета добровольного страхования составляет 10712,44 руб., в которую, в том числе входит, сумма "долг прошлых периодов" в размере 3850,97 руб.
В подпункте "з" пункта 69 Правил N 354 закреплено, что в платежном документе помимо прочего должны указываться сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 3 N Правил N 354).
В пункте 71 Правил N 354 определено, что примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг утверждена Приказ Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2018 N 51074).
Из содержания указанных норм следует, что задолженность потребителя коммунальной услуги за предыдущие периоды указывается в платежном документе отдельно, а не суммарно с суммой платежа за расчетный период.
Поскольку в квитанциях за октябрь - ноябрь 2015 года жильцу квартиры N 13 осуществлялось начисление платы в размере 7701,94 рублей/3850,97 рублей как долг прошлых периодов, суд первой инстанции обоснованно указал, что не может согласиться с доводом общества относительно того, что им производилось "начисление" платы за отопление, которая не была погашена потребителем коммунальной услуги, а не "перерасчет" (доначисление).
Вместе с тем, Правилами N 354 не предусмотрены такие основания изменения (доначисления) ранее выставленной платы гражданам, как ошибки платежного агента в расчетах, либо сбоя у него информационной системы, что согласно договору об организации расчетов на коммунальные услуги N 520/15, является его непосредственной обязанностью выраженной в отражении достоверных сведений в базе учета в отношении плательщиков коммунальной услуги.
Кроме того, доводы заявителя относительно применения формулы указанной в пункте 19 Правил 307, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 года N 307 действовавший на момент спорного периода, отклонены правомерно, поскольку в данном случае при вынесении предписания административным органом установлен сам факт отсутствия оснований для перерасчета или доначисления.
Факт выявленных нарушений подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки и представленными доказательствами.
Административным органом представлены достаточные и допустимые доказательства нарушения заявителем жилищного законодательства, которое повлекло ущемление и нарушение жилищных прав собственников многоквартирного дома.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
Согласно части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, том числе информации о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Следует также учесть, что проверка не является выездной, Инспекцией в соответствии с распоряжением была проведена внеплановая документарная проверка. Арбитражный суд считает, что у Инспекции имелись законные основания, для проведения внеплановой документарной проверки общества в связи с поступлением жалобы собственника помещения, проживающего в многоквартирном доме о нарушении его прав при расчете платы за отопление, в связи с чем отсутствовала обязанность по вручению предписания о проведении проверки.
Между тем, в адрес Общества направлялось уведомление N 08ОГ/23-3789-38-23-2018 о проведении внеплановой /документарной проверки, которое получено 17.12.2018, что подтверждается отметками о принятии за номером Вх. N 12/17-32, тогда как акт проверки составлен 20.12.2018.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно распоряжению N 08ОГ/23-3789-38-23-2018 от 14.12.2018 предметом проведенной проверки является соблюдение обязательных требований Жилищным кодексом РФ, а также требований установленных жилищным законодательством.
То обстоятельство, что предписание о перерасчете платы за коммунальную услугу "отопление" выдано в отношении всех квартир спорного жилого дома, а проверка проводилась по жалобе жителя одной из квартир, не свидетельствует о том, что Инспекция вышла за рамки проводимой проверки.
Инспекцией соблюдены требования Закона N 294-ФЗ и ЖК РФ при организации и проведении внеплановой документарной проверки ООО "Теплоцентраль".
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно п. 69 постановления правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - правила N 354):
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
- иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Таким образом, согласно пункту 62 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг в едином платежном документе необходимо отражать задолженность потребителя именно перед исполнителем услуги и сведения о ее размере (подпункты "б" и "з" пункта 69 Правил)
Само по себе наличие договорных правоотношений с ООО "ЩКС" не может являться основанием для истребования с собственников помещений в МКД задолженности перед третьими лицами, по сути, минуя установленный законом судебный порядок взыскания долга с граждан-потребителей услуги.
Из платежных документов следует, что собственнику квартиры N 13 вышеуказанного дома выставлен счет на оплату за октябрь, ноябрь 2018 года, с указание графы "долг прошлых периодов" сумма, которая составляет 7 701,94 руб. (за ноябрь), 3850, 97 руб. (за октябрь).
Проверка проводилась в связи с поступлением обращения собственника помещения, проживающего в многоквартирном доме в части ненадлежащих расчетов платы за отопление.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.07.2019 по делу N А41-13114/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13114/2019
Истец: ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЩЁЛКОВО "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА", ООО "МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО- РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР", ООО "ЩЕЛКОВСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"