город Москва |
|
23 января 2020 г. |
Дело N А40-216772/18-41-1770 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "РИКО": Шутилина Д.В. (дов. от 16.08.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Михнева М.П. (дов. N 33-Д-1303/19 от 25.12.2019 г.);
рассмотрев 21 января 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2019 г.
по делу N А40-216772/18-41-1770
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РИКО"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ: 27 мая 2004 г. между Московским земельным комитетом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Буртехмонтаж" (далее - ООО "Буртехмонтаж", арендатор) был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-05-506168 (далее - договор), предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 77:05:080050:80, площадью около 6 200 кв.м., имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Дорожная, вл. 48А, предоставленный на условиях аренды на период проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации административно-складского комплекса, сроком аренды до 17 апреля 2009 г.
В связи с заключением между ООО "Буртехмонтаж" и обществом с ограниченной ответственностью "РИКО" (далее - ООО "РИКО", общество заявитель) договора уступки права аренды земельного участка от 07 июня 2014 г., 18 марта 2005 г. между Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент), ООО "Буртехмонтаж" (прежний арендатор) и ООО "РИКО" (новый арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору, в соответствии с которым права и обязанности по договору краткосрочной аренды земельного участка от 27 мая 2004 г. N М-05-506168 в полном объеме переходят от ООО "Буртехмонтаж" к ООО "РИКО".
Разделом 4 "Особые условия договора" предусмотрено, что арендатор обязан в течение года со дня присвоения договору в Москомземе учетного номера разработать и представить в Префектуру ЮАО и Департаменту согласованный и утвержденный в установленном порядке проект на размещение объекта, в сроки, установленные проектом, завершить строительство объекта и сдать объект государственной комиссии по акту приемки, представив Департаменту акт, после окончания строительства оформить договор долгосрочной аренды земельного участка.
В пункте 6 договора установлена ответственность арендатора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, указанных в разделе 4 договора, в виде неустойки (штрафа) в размере годовой арендной платы, рассчитанной по ставкам текущего года без учета льгот (при их наличии у арендатора).
Дополнительным соглашением от 19 апреля 2010 г. срок действия договора продлен до 01 октября 2011 г.
В раздел 4 договора внесены изменения, в соответствии с которыми на арендатора возлагается обязанность в срок до 01 августа 2011 г. завершить строительство объекта и представить Департаменту разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В указанный раздел также внесены дополнения (пункт 4.10), согласно которым арендная плата взимается по удвоенной ставке за каждые 6 (шесть) месяцев с даты истечения срока строительства, проектирования и ввода объекта в эксплуатацию.
Обязанности установленные разделом 4 договора были исполнены обществом, что подтверждается актом разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции от 28 февраля 2006 г. N А-1464/08, разрешением на строительство от 29 февраля 2008 г. N RU77219000-001851, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 10 декабря 2012 г. N RU77219000-004443.
20 декабря 2013 г. за ООО "РИКО" зарегистрировано право собственности на нежилое здание площадью 6 257,7 кв.м., построенное обществом на арендованном земельном участке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 77-77-12/065/2013-955.
19 апреля 2018 г. общество обратилось в Департамент с заявлением N 33-5-45319/18-(0)-0 по вопросу предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с кадастровым номером 770508005080 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Дорожная, вл. 48.
Письмом N 33-5-45319/18-(0)-3 от 01 августа 2018 г. Департамент отказал ООО "РИКО" в предоставлении государственной услуги на основании пункта 2.10.1.4 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
В обоснование указанного отказа Департаментом указано на то, что оформление земельно-правовых отношений на земельный участок с кадастровым номером 77:05:080050:80 возможно после расторжения договора аренды от 27 мая 2004 г. N М-05-506168 в установленном порядке.
При этом Департаментом указано на то, что 25 мая 2018 г. на вышесказанное заявление общества (от 19 апреля 2018 г. N 33-5-45319/18-(0)-0) им был подготовлены и направлен проект соглашения о расторжении договора аренды от 27 мая 2004 г. N М-05-506168, с приложением штрафных санкций в связи с неисполнением особых условий договора аренды и проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:05:080050:80.
09 июня 2018 г. ООО "РИКО" был представлен протокол разногласий, в котором предлагалось внести изменения, в том числе в проект дополнительного соглашения к договору аренды от 27 мая 2004 г. N М-05-506168 в части исключения штрафных санкций за неисполнение особых условий договора аренды и указано на неверное указание адреса земельного участка.
Повторно договор аренды (с исправленным адресом земельного участка) и дополнительное соглашение к договору о его расторжении был направлен обществу письмом от 20 июня 2018 г. N ДГИ-1-44463/18-1.
Считая свои права нарушенными, ООО "РИКО" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании расторгнутым договора аренды земельного участка от 27 мая 2004 г. N М-05-506168, о признании незаконным бездействия Департамента и об обязании Департамент городского имущества города Москвы выдать ООО "РИКО" подписанный уполномоченным представителем Департамента договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:05:0008005:80.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2019 г., производство по делу в части требований ООО "РИКО" о признании расторгнутым договора аренды земельного участка от 27 мая 2004 г. N М-05-506168 прекращено, в связи с отказом общества от заявленных требований в указанной части. Заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Департамента городского имущества города Москвы. Суд обязал Департамент городского имущества города Москвы в течение семи календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать ООО "РИКО" подписанный уполномоченным представителем Департамента договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:05:0008005:80.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие бездействия со стороны Департамента.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "РИКО" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "РИКО" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Из подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Пункт 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
Порядок предоставления земельного участка в аренду собственнику объекта недвижимости, расположенного на этом участке, установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, и предполагает подачу в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка и заключение договора аренды земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду собственнику объекта недвижимости, расположенного на этом участке, перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что у заявителя как собственника недвижимого имущества, находящегося на испрашиваемом им земельном участке, имеется исключительное право на приобретение земельного участка в аренду, а у Департамента не имелось оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в аренду без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отклоняя доводы Департамента о том, что заключение договора невозможно ввиду отсутствия дополнительного соглашения о расторжении предыдущего договор аренды, суды указали на то, что указанное требование противоречит требованиям статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и Административному регламенту.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что бездействие Департамента по ненаправлению подписанного проекта договора аренды нарушает права и законные интересы общества на оказание ему государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений" в полном объеме, а также право на заключение договора аренды земельного участка без торгов, предусмотренное пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суд обязал Департамент городского имущества города Москвы в течение семи календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать ООО "РИКО" подписанный уполномоченным представителем Департамента договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:05:0008005:80.
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенного права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права и указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2019 г. по делу N А40-216772/18-41-1770 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.