город Москва |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А40-109749/19-84-984 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу АО "10 ордена Трудового Красного Знамени Судоремонтный завод"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июля 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 г.,
по делу N А40-109749/19-84-984
по заявлению акционерного общества "10 ордена Трудового Красного Знамени Судоремонтный завод"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении 28 марта 2019 г. N 4-19.7.2-327/00-29-19,
УСТАНОВИЛ: в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11 июля 2018 г. N 88/1-265-2018дсп о наличии в действиях акционерного общества "10 ордена Трудового Красного Знамени Судоремонтный завод" (далее - АО "10 СРЗ", общество, заявитель) признаков нарушения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе), выразившихся в нарушении условий заключенного с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом") государственного контракта от 28 марта 2017 г. N П.2л.219.02.17.2274 (далее - государственный контракт) на выполнение работ "Утилизация танкера наливного технического проекта 1783А "ТНТ-29", касающихся срока выполнения работ по этапу N 2.
Руководствуясь статьями 15.3, 15.17 Закона о государственном оборонном заказе, ФАС России в адрес АО "10 СРЗ" был направлен запрос информации от 10 августа 2018 г. N ДФ/62832-ДСП/18 (далее - запрос), в котором сообщалось о необходимости в срок до 10 сентября 2018 г. включительно либо в десятидневный срок с момента получения запроса представить в ФАС России следующие документы и сведения:
1. копии государственного контракта, со всеми приложениями, дополнениями, в том числе протоколами разногласий, а также отчетных документов (актов приема-передачи, товарных накладных, счет-фактур, счетов на оплату и прочих документов), подтверждающих выполнение АО "10 СРЗ" своих обязательств по государственному контракту;
2. подробное описание причин неисполнения АО "10 СРЗ" условий государственного контракта, в части нарушения срока выполнения работ по этапу N 2, с приложением копий соответствующих документов;
3. письменные пояснения с указанием мер, предпринятых АО "10 СРЗ" для своевременного исполнения обязательств по этапу N 2 государственного контракта, в том числе при взаимодействии с соисполнителями по указанным государственным контрактам (претензионная работа, поиск новых контрагентов, предлагающих аналогичную продукцию/работы/услуги);
4. копии всей переписки АО "10 СРЗ" с Госкорпорацией "Росатом" в рамках исполнения государственного контракта;
5. по должностному лицу АО "10 СРЗ", ответственному за исполнение этапа N 2 государственного контракта, необходимо представить следующие документы:
5.1. копии страниц паспорта со следующими данными - Ф.И.О., серия, номер, наименование органа выдавшего документ, реквизиты органа выдавшего документ, дата выдачи документа, место регистрации, дата рождения, место рождения, а также ИНН и почтовый адрес фактического места проживания;
5.2. копии документов, подтверждающих полномочия и обязанности должностного лица АО "10 СРЗ" (устав, положение, контракт, должностная инструкция и т.п.);
5.3. копии приказов о назначении на должность, об освобождении с должности (приказов, распоряжений, доверенностей и т.п.);
5.4. копии документов, подтверждающих осуществление должностным лицом АО "10 СРЗ" организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
6. сведения о включении АО "10 СРЗ" в реестр предприятий малого или среднего бизнеса, а также информацию, что АО "10 СРЗ" является/не является предприятием малого или среднего бизнеса;
7. сведения о должностных лицах АО "10 СРЗ", которые привлекались к административной ответственности по статье 14.55 КоАП РФ, а также сведения о привлечении единоличного исполнительного органа АО "10 СРЗ" к административной ответственности по статье 14.55 КоАП РФ в период 2016-2018 гг.;
8. контактные данные лица (ФИО, должность, телефон), с которым могут связаться сотрудники контролирующего органа по данному вопросу.
Указанный запрос получен АО "10 СРЗ" 22 августа 2018 г., что подтверждается данными единой системы учета и контроля почтовых отправлений Почта России (почтовый идентификатор 12571925189057).
Ответ на запрос поступил в ФАС России 30 октября 2018 г.
Определением ФАС России от 18 февраля 2019 г. в отношении АО "10 СРЗ" возбуждено дело об административном правонарушении N 4-19.7.2-327/00-29-19 и назначено проведение административного расследования, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ, в связи с несвоевременным представлением обществом в контролирующий орган документов и сведений по запросу (в срок до 10 сентября 2018 г.).
На основании полученных данных 18 марта 2019 г. ФАС России в отношении АО "10 СРЗ" составлен протокол об административном правонарушении N 4-19.7.2-327/00-29-19, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением ФАС России N 4-19.7.2-327/00-29-19 от 28 марта 2019 г. АО "10 СРЗ" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО "10 СРЗ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "10 СРЗ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15.3 Закона о государственном оборонном заказе государственные заказчики, федеральные органы исполнительной власти, иные осуществляющие в установленном порядке функции указанных органов органы или организации, юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в контролирующий орган (его должностным лицам) в установленный срок по мотивированному требованию необходимые контролирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Статьей 15.17 Закона о государственном оборонном заказе установлен порядок рассмотрения заявлений, материалов и возбуждения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Если основанием явились заявления или поступившие материалы, то контролирующий орган рассматривает заявление, материалы в течение тридцати календарных дней со дня их поступления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих контролирующему органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, контролирующий орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления, материалов, но не более чем на шестьдесят календарных дней.
Согласно статье 15.7 Закона о государственном оборонном заказе должностные лица, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки информацию и документы. При проведении документарной проверки мотивированное требование о представлении информации и документов направляется проверяемому лицу по почте с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. При проведении выездной проверки мотивированное требование о представлении информации и документов вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись. Форма требования о представлении информации и документов утверждается контролирующим органом.
Истребуемые документы представляются проверяемым лицом в виде копий, заверенных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае необходимости должностные лица, проводящие проверку, вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Информация и документы, которые были истребованы в ходе проведения проверки, представляются проверяемым лицом в течение трех рабочих дней со дня получения им соответствующего требования. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые информацию и документы в течение трех рабочих дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения (вручения) требования о представлении информации и документов, уведомляет в письменной форме должностных лиц, проводящих проверку, о невозможности представления в установленный срок информации и документов с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в этот срок, и срока, в течение которого проверяемое лицо может представить истребуемые информацию и документы. В течение двух рабочих дней со дня получения такого уведомления должностное лицо контролирующего органа принимает в порядке, установленном контролирующим органом, мотивированное решение об установлении нового срока представления информации и документов или принимает мотивированное решение об отказе в его продлении с указанием причин отказа. Копия принятого решения, удостоверенная в установленном порядке, направляется проверяемому лицу любым доступным способом.
Непредставление, несвоевременное представление проверяемым лицом или представление им недостоверных информации и документов, истребуемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Контролирующим органом в сфере государственного оборонного заказа является Федеральная антимонопольная служба согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 331 от 30 июня 2004 г.
Действия, связанные с непредставлением или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа, либо представление заведомо недостоверных информации и документов, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО "10 СРЗ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом судом установлено, что документы по требованию контролирующего органа, представление которых является обязательным в силу Закона о государственном оборонном заказе, были представлены обществом с нарушением срока, установленного в запросе антимонопольного органа N ДФ/62832-ДСП/18 от 10 августа 2018 г. (до 10 сентября 2018 г.).
Так, документы и сведения по запросу ФАС России N ДФ/62832-ДСП/18 от 10 августа 2018 г., направленные обществом письмом от 19 октября 2018 г. N 23-юр/5661, поступили в антимонопольный орган 30 октября 2018 г.
Согласно пояснениям АО "10 СРЗ" сбор и отправка документов по запросу осуществлена обществом в срок, установленный запросом (31 августа 2018 г.), однако ошибочно документы были направлены в адрес Санкт- Петербургского УФАС России, поскольку ранее ведение АО "10 СРЗ" деловой переписки и представление документов осуществлялось только с Санкт-Петербургским УФАС России.
АО "10 СРЗ" также указано на то, что после выявления обстоятельства непредставления в ФАС России документов и сведений по запросу документы оперативно перенаправлены в полном объеме в адрес ФАС России 22 октября 2018 г.
Указанные обстоятельства, по мнению общества, являются оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения АО "10"СРЗ" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден.
Вина общества в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июля 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 г. по делу N А40-109749/19-84-984 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "10 ордена Трудового Красного Знамени Судоремонтный завод" - без удовлетворения.
Судья Е.А.Ананьина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения АО "10"СРЗ" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
...
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 января 2020 г. N Ф05-25123/19 по делу N А40-109749/2019