г. Москва |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А41-18829/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Минасян Алины Вадимовны - Филимонова А.С., представитель по доверенности от 16 февраля 2017 года;
от заинтересованного лица: Министерства жилищной политики Московской области - Захарова Д.А., представитель по доверенности от 24 декабря 2019 года;
рассмотрев в судебном заседании 23 января 2020 года кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области
на решение от 12 июля 2019 года,
Арбитражного суда Московской области
на постановление от 15 октября 2019 года,
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-18829/2019,
по заявлению индивидуального предпринимателя Минасян Алины Вадимовны
к Министерству жилищной политики Московской области
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Минасян Алина Вадимовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области (далее - Министерство) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство "Павильон (магазин), мини-рынок" по адресу: МО, г. Химки, ул. Бурденко на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0010302:13, выраженного в Уведомлении об отказе в выдаче разрешения на строительство (Номер обращения: 58604 от 26 февраля 2019 года), обязании принять решение в выдаче разрешения на строительство.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2019 года требования заявителя в части признания незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство удовлетворены. Кроме того суд обязал Министерство повторно рассмотреть заявление предпринимателя (Номер обращения: 58604 от 26 февраля 2019 года).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года решение Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2019 года отменено в части обязания Министерства повторно рассмотреть заявление предпринимателя. Суд апелляционной инстанции обязал Министерство принять решение в выдаче разрешения на строительство "Павильон (магазин), мини-рынок" по адресу: МО, г. Химки, ул. Бурденко на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0010302:13.
Не согласившись с выводами судов, Министерство обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что постановление суда апелляционной инстанции в части отмены решения суда первой инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Министерства от 26 февраля 2019 года предпринимателю отказано в выдаче разрешения на строительство объекта "Павильон (магазин), мини-рынок" на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0010302:13 в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка предполагаемому к строительству объекту, а также ограничениям, установленным постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года N 252 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) ракетно-космической промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) ракетно-космической промышленности".
Полагая, что указанное решение об отказе в выдаче разрешения на строительство не соответствует закону, заявитель обратился в суд.
Суд первой инстанции, установив, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2017 года по делу N А41-82088/17 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010302:13 изменен с "под размещение мини-рынка" на "Магазины", что подтверждается сообщением ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области и отражено в ЕГРН, руководствуясь положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения закону. В части доводов Министерства о несоответствии высоты объекта и расстояния от ограждения объекта, расположенного на смежном участке, требованиям постановления Правительства РФ от 18 марта 2015 года N 252, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанное не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Апелляционный суд согласился в указанной части с выводами суда первой инстанции.
Отказывая заявителю в обязании Министерства выдать разрешение на строительство и обязывая Министерство повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на строительство, суд первой инстанции указал, что при судебном разбирательстве заинтересованным лицом приведены иные доводы, которые не были приведены заинтересованным лицом при рассмотрении заявления предпринимателя, в связи с чем надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя будет обязание заинтересованного лица рассмотреть заявление повторно.
Отменяя решение суда первой инстанции в данной части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, в связи с чем обязал Министерство выдать разрешение на строительство.
Кассационная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции преждевременными.
В силу положений частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень документов, который прикладывается заявителем к своему заявлению о выдаче разрешения на строительство, определен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В настоящем случае, как правильно указал суд первой инстанции, при проведении проверки, предусмотренной пунктом 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Министерство не указало все основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, озвучив их в судебном заседании, что не соответствует требования Градостроительного кодекса.
Указанные основания легли в основу отказа в выдаче разрешения на строительство, оформленного уведомлением от 20 декабря 2018 года и оспоренного в рамках дела N А41-6152/19.
При таких условиях кассационная коллегия признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя будет являться обязание заинтересованного лица рассмотреть заявление повторно.
Следовательно, суд первой инстанции, в отличие от апелляционного суда, всесторонне и полно исследовал материалы дела, оценил представленные сторонами доказательства и сделал на их основании законные и логичные выводы.
Апелляционный суд, в свою очередь, допустил неверное толкование норм материального права, неправильно переоценил представленные сторонами в материалы дела доказательства и сделал выводы, противоречащие фактическим обстоятельствам дела, применил нормы права, не подлежащие применению, в связи с чем, постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23 апреля 2013 года N 16549/12, из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года по делу N А41-18829/2019 в части отмены решения Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2019 года отменить, в указанной части решение Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2019 года оставить в силе. В остальной части указанные судебные акты по настоящему делу оставить без изменения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В настоящем случае, как правильно указал суд первой инстанции, при проведении проверки, предусмотренной пунктом 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Министерство не указало все основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, озвучив их в судебном заседании, что не соответствует требования Градостроительного кодекса.
...
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23 апреля 2013 года N 16549/12, из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2020 г. N Ф05-24665/19 по делу N А41-18829/2019