г. Москва |
|
17 февраля 2020 г. |
Дело N А41-22909/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: садоводческого некоммерческого товарищества "Старт" - извещено, представитель не явился;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от третьих лиц: извещены, представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании 11 февраля 2020 года кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 28 августа 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 30 октября 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А41-22909/19,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Старт"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третьи лица: Администрация Истринского района Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Московской области от 28 августа 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2019 года, удовлетворены требования садоводческого некоммерческого товарищества "Старт" (далее - заявитель, товарищество, СНТ "Старт") о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление, регистрационный орган) от 12 февраля 2019 года об отказе во внесении сведений по заявлению СНТ "Старт" от 08 февраля 2019 года N 50-0-1287/3301/2019-455 в отношении земельного участка площадью 12 760 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский с/Совет, д. Петровское, принадлежащего СНТ "Старт" на праве собственности; обязании внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Не согласившись с выводами судов, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение решения Исполкома Московского горсовета народных депутатов от 13 апреля 1989 года N 762 "Об очередном распределении земельных площадей между административными районами г. Москвы выделенных Мособлисполкомом для коллективного садоводства рабочим и служащим г. Москвы" и на основании распоряжения Исполнительного комитета Истринского горсовета народных депутатов Московской области "О регистрации уставов с/товариществ" N 270-р СНТ "Старт" было зарегистрировано 17 октября 1989 года.
СНТ "Старт" состоит из 64-х участков размером 600 кв. м каждый, переданных в собственность граждан - членов СНТ.
В соответствии с постановлением МК и МГК КПСС, исполкомов Моссовета и Мособлсовета, президиумов МГСПС и МОСПС от 15 февраля 1978 года N 631 "О коллективном садоводстве рабочих и служащих предприятий, организаций г. Москвы и Московской области", решениями исполкома Мособлсовета от 24 ноября 1988 года N 1608/35; от 22 декабря 1988 года N 1651/37, от 29 декабря 1988 года N 1792/38; от 26 января 1989 года N 108/2 об утверждении земельного фонда для коллективного садоводства, схем размещения коллективных садов для предприятий, организаций и учреждений г. Москвы, - Тушинскому машиностроительному заводу г. Москвы под коллективное садоводство был выделен земельный участок общей площадью 5 га из земель Совхоза "Куйбышево" с. Петровское Истринского района Московской области.
Решением Исполкома Тушинского райсовета народных депутатов г. Москвы от 10 мая 1989 года N 2202 "О закреплении выделенных земель за предприятиями района" под коллективное садоводство за Тишинским машиностроительным заводом был закреплен земельный участок общей площадью 5 га из земель Совхоза "Куйбышево" с. Петровское Истринского района (л.д. 45).
Решением Истринского горсовета народных депутатов от 19 мая 1989 года N 694/11, на основании решения Исполкома Московской области от 29 декабря 1988 года N 1792/38 и Мосгорсовета от 13 апреля 1989 года N 762, были утверждены границы отвода земельного участка в натуре Тушинскому машиностроительному заводу.
Государственный акт о предоставлении земли для организации коллективного садоводства зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право пользования землей от 24 мая 1989 года за N 301 Исполкомом Совета народных депутатов Истринского района Московской области (бланк А-I N 347826).
Постановлением Главы Администрации Истринского района от 11 марта 1993 года N 322-св.з. "О закреплении земель и выдачи свидетельств СТ "Старт" в коллективно-совместную собственность товарищества переданы земли общего пользования в размере 12 800 кв. м, на основании данного постановления СТ "Старт" выдано свидетельство о праве собственности на землю N МО-8-01-023067.
Впоследствии постановлением Главы администрации Истринского района от 05 октября 1995 года N 224 - св.з "О внесении изменений в свидетельство на право общей совместной собственности СТ "Старт" у СТ изъят участок площадью 40 кв. м, постановлено внести соответствующие изменения в свидетельство о праве общесовместной собственности товарищества, а также в собственность товариществу передан дополнительно земельный участок площадью 40 кв. м, постановлено внести соответствующие изменения в свидетельство на право собственности.
В результате размер передаваемых земель общего пользования был уменьшен до 12 760 кв. м, а также изменен адрес передаваемых земель на Ленинский сс д. Петровское, соответствующие отметки о вносимых изменениях проставлены в экземпляре свидетельства СНТ о праве собственности на земельный участок.
С целью проведения межевания земель общего пользования и постановки участка на кадастровый учет товарищество неоднократно обращалось в управление с заявлениями о внесении сведений в кадастр о ранее учтенном объекте недвижимости. Решениями от 26 сентября 2016 года и от 26 декабря 2018 года, не оспоренными заявителем, во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости отказано.
При повторном обращении с заявлением от 08 февраля 2019 года N 50-0-1287/3301/2019-455 товариществу решением Управления от 12 февраля 2019 года отказано в связи с наличием в представленных документах противоречивых сведений об основной из характеристик объекта недвижимости - площади земельного участка, а также несоответствием свидетельства о праве форме утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года N 1767.
Считая, что отказ управления нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, товарищество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оснований для признания недействительным решения регистрационного органа.
В силу пункта 6 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 N 218-ФЗ).
Частью 5 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (часть 9 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ).
Основания для отказа во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости указаны в части 8 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ.
Судами указано, что вопреки доводам Управления, в представленных товариществом документах отсутствовали противоречивые сведения об основной из характеристик объекта недвижимости - площади земельного участка. Согласно имеющемуся свидетельству N МО-8-01-023067, площадь участка составляет 12 800 кв. м. Фактическая площадь участка составляет 12 800 кв. м минус 40 кв. м. (изъятые постановлением Главы администрации Истринского района от 05 октября 1995 года N 224 - св.з) = 12 760 кв. м. Указанным постановлением Главы администрации Истринского района от 05 октября 1995 года N 224 - св.з изменен адрес участка: вместо г. Дедовск (Дедовский горсовет) на д. Петровское (Ленинский сельсовет).
Руководствуюсь изложенным, а также положениями части 4 статьи 8, частей 8, 9, 10, 11 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ, Закона РСФСР от 01 июля 1970 года "Об утверждении Земельного кодекса РСФСР", Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", установив отсутствие наложение границ, вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков, суды пришли к выводу, что представление земельного участка и изменение его характеристик (площади и адреса) произведено в соответствии с действовавшими на тот момент нормами земельного законодательства.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных требований, суды правомерно обязали Управление внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению СНТ "Старт" от 08 февраля 2019 года N 50-0-1287/3301/2019-455 в отношении спорного земельного участка площадью 12760 кв. м.
Указанные выводы судов также сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Доводы Управления, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 августа 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2019 года по делу N А41-22909/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания для отказа во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости указаны в части 8 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ.
...
Руководствуюсь изложенным, а также положениями части 4 статьи 8, частей 8, 9, 10, 11 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ, Закона РСФСР от 01 июля 1970 года "Об утверждении Земельного кодекса РСФСР", Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", установив отсутствие наложение границ, вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков, суды пришли к выводу, что представление земельного участка и изменение его характеристик (площади и адреса) произведено в соответствии с действовавшими на тот момент нормами земельного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2020 г. N Ф05-323/20 по делу N А41-22909/2019