город Москва |
|
03 марта 2020 г. |
Дело N А40-36336/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 26 февраля 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - АО "ЦС "Звездочка"
на решение от 27 мая 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 07 ноября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-36336/19
по заявлению АО "ЦС "Звездочка"
об оспаривании приказа
к Минэнерго России,
третьи лица: ПАО "Газпром", ООО "Газпром Инвест",
УСТАНОВИЛ:
АО "ЦС "Звездочка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Минэнерго России от 01.11.2018 N 1004 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), необходимого для обеспечения эксплуатации объекта газоснабжения федерального значения "Газопровод-отвод к г.г. Архангельск, Северодвинск" (далее - Приказ N 1004).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета привлечены ПАО "Газпром" и ООО "Газпром Инвест".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "ЦС "Звездочка" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в собственности АО "ЦС "Звездочка" находится земельный участок с кадастровым номером 29:16:192801:109, площадью 2.232 +/- 413 кв.м, расположенный по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО "Приморское", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Между АО "ЦС "Звездочка" и ПАО "Газпром" заключен договор аренды земельного участка от 01.12.2009 N 6з/535, по условиям которого арендатору (ПАО "Газпром") предоставлен в аренду (без права выкупа) земельный участок с кадастровым номером 29:16:192801:45 (А58), принадлежащий арендодателю (АО "ЦС "Звездочка") на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.01.2009 29-АК N 334946).
Данный земельный участок разделен на четыре земельных участка, одним из которых является земельный участок с кадастровым номером 29:16:192801:109.
Согласно уведомлению ООО "Газпром Инвест", действующего от имени и в интересах ПАО "Газпром", от 12.10.2018 N 07/014-45503 договор аренды от 01.12.2009 N 6з/535 считается расторгнутым с 23.01.2019.
01.11.2018 Минэнерго России издан Приказ N 1004, которым указанный земельный участок изъят для государственных нужд Российской Федерации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из законности и обоснованности оспариваемого приказа Минэнерго России.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации.
Согласно статье 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
Согласно пункту 4.4.27 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" (далее - Положение), Минэнерго России осуществляет принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), необходимых для обеспечения эксплуатации линейных объектов, указанных в абзаце 6 пункта 4.4.26 Положения, в случае, предусмотренном частью 4 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 499-ФЗ).
В силу части 4 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ, в случае если указанный в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника такого линейного объекта отсутствуют права, и если у этого лица право собственности на такой линейный объект возникло до дня вступления в силу Федерального закона N 499-ФЗ (01.04.2015), допускается принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации данных линейных объектов, вне зависимости от наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории, предусматривающих размещение данных линейных объектов.
При этом пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации установлена возможность изъятия земельных участков для государственных нужд, в том числе для размещения на земельных участках объектов федеральных энергетических систем.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ПАО "Газпром" направило в адрес Минэнерго России ходатайство от 02.10.2018 N 01/05-9515 об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:192801:111, 29:16:192801:109, 29:16:192801:108, 29:16:192701:184 29:16:192701:182 и 29:16:192701:186, необходимых для обеспечения эксплуатации объектов газоснабжения федерального значения "Газопровод-отвод к г.г. Архангельск, Северодвинск".
Согласно заключению кадастрового инженера в границах вышеуказанных земельных участков расположены объекты: подъездная дорога к крановому узлу км 53,1 газопровода-отвода к г. Северодвинск, линия электропередачи воздушная кранового узла км 51,9 газопровода-отвода к г. Северодвинск, подъездная дорога к крановому узлу км 51,9 газопровода-отвода к г. Северодвинск, линия электропередачи воздушная кранового узла км 53,1 газопровода-отвода к г. Северодвинск, газопровод-отвод к г. Северодвинск.
Право собственности ПАО "Газпром" на данные объекты зарегистрировано Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в январе 2012 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 15.11.2011 N 73 в состав законченного строительством объекта "Газопровод-отвод к г.г. Архангельск, Северодвинск" (3 очередь, 3 пусковой комплекс) в составе проекта "Газопровод-отвод к г.г. Архангельск, Северодвинск" в числе прочего входят: газопровод-отвод к г. Северодвинск (пункт 1 в перечне объектов производственного значения), подъездная дорога к крановому узлу км 51,9 газопровода-отвода к г. Северодвинск (пункт 10 в перечне объектов производственного значения), линия электропередачи воздушная кранового узла км 51,9 газопровода-отвода к г. Северодвинск (пункт 26 в перечне объектов производственного значения), линия электропередачи воздушная кранового узла км 53,1 газопровода-отвода к г. Северодвинск (пункт 27 в перечне объектов производственного значения), подъездная дорога к крановому узлу км 53,1 газопровода-отвода к г. Северодвинск (пункт 11 в перечне объектов производственного значения).
Указанные объекты недвижимого имущества являются неотъемлемой технологической частью объекта федерального значения "Газопровод-отвод к г.г. Архангельск, Северодвинск".
Данные обстоятельства установлены судами и подтверждены материалами дела.
Единая система газоснабжения (далее - ЕСГ), в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), входит в состав федеральной системы газоснабжения, которая является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
При этом в силу статьи 6 Закона о газоснабжении, единая система газоснабжения представляет собой имущественный, производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа; ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя. В состав ЕСГ входят магистральные газопроводы, компрессорные станции, объекты подземного хранения газа, газораспределительные станции и иные объекты. Входящие в систему элементы самостоятельно функционировать не могут. Разделение ЕСГ не допускается (статья 14 Закона о газоснабжении).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1082 "О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования", в состав магистрального газопровода входит не только линейная часть, но и компрессорные, газоизмерительные, газораспределительные станции, узлы редуцирования газа, станции охлаждения газа, подземные хранилища газа, включая трубопроводы, соединяющие объекты подземных хранилищ газа.
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ, в случае если линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника такого линейного объекта или лица, которому такой линейный объект принадлежит на иных правах, отсутствуют права, допускается принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации данных линейных объектов.
Судами установлено, что согласно имеющимся в материалах дела выпискам из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 29:16:192801:111, 29:16:192801:109, 29:16:192801:108, 29:16:192701:184, 29:16:192701:182 и 29:16:192701:186 находятся в собственности АО "ЦС "Звездочка".
При этом ПАО "Газпром" в адрес АО "ЦС "Звездочка" направлены письма от 09.07.2018 N 07/014-28141 и от 19.09.2018 N 07/014-41102 с предложением о заключении договора аренды на указанные земельные участки.
Письмом от 09.10.2018 N 519-08/370 АО "ЦС "Звездочка" сообщило о невозможности заключения договора аренды земельных участков в связи с отсутствием у собственника отчета об определении размера арендной платы, имеющего положительное заключение экспертного совета саморегулируемой организации.
До настоящего времени оформление прав на принадлежащие АО "ЦС "Звездочка" земельные участки, необходимые для эксплуатации объектов ПАО "Газпром", не завершено в связи с невозможностью достижения с АО "ЦС "Звездочка" в течение длительного времени взаимоприемлемых условий заключения договоров аренды земельных участков для эксплуатации объектов.
Таким образом, ПАО "Газпром" не обладало правами на спорный земельный участок, подлежащий изъятию.
Учитывая приведенные обстоятельства, суды правомерно отклонили довод заявителя о том, что ПАО "Газпром" не представлено доказательств того, что отсутствие оформленных арендных отношений препятствует эксплуатации линейных объектов.
В соответствии с пунктом 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно-полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года" утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, целью которой является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Принятие оспариваемого приказа обусловлено стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в сфере энергетики, определенными Энергетической стратегией и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом (ПАО "Газпром"), но и на достижение интересов общества (Российской Федерации).
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что Приказ N 1004 соответствует закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2019 года по делу N А40-36336/19 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "ЦС "Звездочка" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года" утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, целью которой является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Принятие оспариваемого приказа обусловлено стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в сфере энергетики, определенными Энергетической стратегией и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом (ПАО "Газпром"), но и на достижение интересов общества (Российской Федерации).
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что Приказ N 1004 соответствует закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2020 г. N Ф05-523/20 по делу N А40-36336/2019