г. Москва |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А40-172550/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 10.03.2020.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Аталиковой З.А., Беловой А.Р.,
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества г. Москвы - Фисенко Г.С.- доверен. от 05.11.19г. N 33-Д-778/19
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве - Арутюнян И.С.- доверен. от 30.12.19г. N Д-32/2019,диплом
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 по делу N А40-172550/19
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным отказа, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенного в письме от 29.04.2019 N 77/017/213/2019-747,750 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества (нежилые помещения) с кадастровыми номерами 77:07:0013003:21425, 77:07:0013003:21170, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 55, возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанности зарегистрировать право собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества (нежилые помещения) с кадастровыми номерами 77:07:0013003:21425, 77:07:0013003:21170, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 55.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2019 по делу N А40-172550/19 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 по делу N А40-172550/19 и принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суды не учли разночтения в сведениях об общей нежилой площади построенного объекта, оригинал акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта не представлен, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 по делу N А40-172550/19 и принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Департамент доводы кассационной жалобы отклонил, просил судебные акты оставить в силе.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Из материалов дела следует и установлено судами, Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества (нежилые помещения) с кадастровыми номерами 77:07:0013003:21425, 77:07:0013003:21170, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 55.
29.04.2019 Управление письмом N 77/017/213/2019-747, 750 сообщило Департаменту об отказе в государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости со ссылкой на непредставление документов, необходимых для государственной регистрации, а также разночтения в сведениях об общей площади нежилых помещений.
Полагая отказ в регистрации права незаконным, Департамент обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в обоснование основания для отказа в государственной регистрации права Управление сослалось на наличие разночтений общей площади здания, указанной в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию (54.142,5 кв. м) и акте о частичной реализации (31.316,4 кв. м); а также отсутствие в материалах дела документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права собственности г. Москвы на объекты недвижимости.
Судами установлено, что по адресу: Москва, улица Мосфильмовская, дом 55 учтен многоквартирный дом общей площадью 54.142,5 кв. м с кадастровым номером 77:07:0013003:21054. При этом, указанный объект построен в рамках реализации инвестиционного контракта от 18.01.2005 (реестровый N 13-084518-5701-0081-00001-05), заключенного между Правительством Москвы, Комитетом г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, АО "Компания "Главмосстрой", ПАО "Моспромстрой", ОАО "Моспромстройматериалы" и АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов".
На основании выданного Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы разрешения на ввод объекта от 28.11.2014 N RU77183000-006100 объект недвижимости (многоквартирный дом) площадью 54.142,5 кв. м, в состав которого входит, в том числе 223 машино - места, введен в эксплуатацию.
Во исполнение инвестиционного контракта 21.07.2016 между сторонами был подписан акт о частичной реализации инвестиционного проекта в части распределения встроенных нежилых помещений и подземной автостоянки в жилом доме по вышеуказанному адресу.
Из указанного акта следует, что общая нежилая площадь, подлежащая распределению между сторонами, составляет 31.316,4 кв. м. При этом, в собственность г. Москвы подлежит передаче 220 машино - мест общей площадью 3.929 кв. м, а также нежилые помещения общей площадью 8.014,5 кв. м.
Кроме того, 26.03.2018 подписан акт частичной реализации в части строительства и распределения жилой площади в доме - новостройке по указанному адресу, согласно которому в собственность г. Москвы передается 211 квартир площадью 22.826,1 кв. м.
Судами установлено и следует из материалов дела, что за городом Москвой зарегистрировано право собственности на 211 квартир по адресу: Москва, улица Мосфильмовская, дом 55, на основании документов, представленных в материалы регистрационного дела N 77/007/004/2018-3748.
Более того, суды установили, что согласно актам от 21.07.2016 и от 26.03.2018 общая площадь многоквартирного дома по адресу: Москва, улица Мосфильмовская, дом 55 составляет - 54.142,5 кв. м, что соответствует площади указанной в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 28.11.2014 N RU77183000-006100.
При этом, оригиналы документов находятся в реестровом деле 77:07:0013003:26441-77/012/2017-1 (инвестиционный контракт, акт о результатах частичной реализации).
Учитывая, что Департаментом при обращении в Управление были предоставлены все документы, достаточные для проведения регистрационных действий, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Управление неправомерно отказало в регистрации права собственности на заявленные к регистрации объекты недвижимости.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 по делу N А40-172550/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2020 г. N Ф05-3169/20 по делу N А40-172550/2019