город Москва |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А40-49255/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Хаёров А.П., доверенность от 09.01.2020;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 03 марта 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Авиакомпания "Победа"
на решение от 26 августа 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 03 декабря 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-49255/19
по заявлению ООО "Авиакомпания "Победа"
об оспаривании предписаний
к Ространснадзору,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Авиакомпания "Победа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене инспекторских предписаний Ространснадзора (далее - административный орган) от 26.11.2018 N N 6.7.3-102, 36.7.3-101, 6.7.3-103.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 августа 2019 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Авиакомпания "Победа" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Ространснадзором в отношении ООО "Авиакомпания "Победа" проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения от 12.10.2018 N ВБ-428-р(фс).
По результатам вышеуказанной проверки административным органом составлен акт проверки от 26.11.2018 N 6.7.1-14, а также заявителю выданы инспекторские предписания от 26.11.2018 NN 6.7.3-102, 6.7.3-101, 6.7.3-103, которыми обществу предписано устранить выявленные в ходе проведенной проверки нарушения и привести деятельность авиакомпании в соответствие с требованиями воздушного законодательства и международных договоров в области гражданской авиации.
Общество, посчитав, что инспекторские предписания Ространснадзора являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды отметили, что в обоснование заявленных требований общество сослалось на то, что акт проверки N 6.7.1-14 составлен административным органом 26.11.2018 без участия законного представителя общества, доказательств уведомления о необходимости явки для участия в составлении акта проверки материалы проверки не содержат, а также на то, что акт проверки от 26.11.2018 вручен заявителю уже после принятия оспариваемых предписаний, что является грубым нарушением части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), что влечет недействительность результатов проверки, в ходе которой административным органом выявлены факты несоответствия Правил перевозки заявителя нормам воздушного законодательства. Также, как указывает заявитель, утверждения административного органа о том, что общество совершало указанные в оспариваемых предписаниях рейсы с нарушениями норм воздушного законодательства и соглашений Российской Федерации и иностранных государств о воздушном сообщении, являются необоснованными, поскольку чартерные рейсы по вышеуказанным направлениям выполнены ООО "Авиакомпания "Победа" на основании договоров фрахтования с третьими лицами, при условии наличия одобрения авиационных властей, а одобрение Федерального агентства воздушного транспорта (далее - ФАВТ) по форме "Н" было получено в октябре 2015 года, в отношении маршрута Москва - Анталия в свою очередь действует одобрение авиационных властей Турецкой Республики N СА-С134 и отсутствовали ограничения по СВС в отношении чартерных рейсов, а соответственно, данный вопрос не нуждается в дополнительном согласовании со стороны ФАВТ в соответствии с положениями пункта 46 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства воздушного транспорта от 07.05.2015 N 162 "Об утверждении административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по допуску перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов" (далее - Административный регламент N 162).
Кроме того, заявитель отметил, что указанные в оспариваемых предписаниях рейсы имеют статус чартерных, поскольку их выполнение запланировано обществом в соответствии с положениями статьи 787 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях удовлетворения потребности фрахтовщика в перевозке пассажиров, а не в интересах реализации расписания регулярных пассажирских перевозок ООО "Авиакомпания "Победа".
Также заявитель указал на то, что письмом от 17.06.2015 исх. N 519 ООО "Авиакомпания "Победа" обратилось в Министерство транспорта Российской Федерации о необходимости разъяснения положений законодательства Российской Федерации, накладывающих соответствующие ограничения на возможность реализации перевозчиком в пользу пассажиров части посадочных мест воздушного судна, не являющихся предметом договора фрахтования (воздушного чартера).
В своем ответе от 09.07.2015 N 01-01-02/3323 на вышеуказанное письмо Министерство транспорта Российской Федерации со ссылкой на положения статей 104 Воздушного кодекса Российской Федерации, 787 Гражданского кодекса Российской Федерации указало на отсутствие в действующем законодательстве норм, ограничивающих право перевозчика на свободную реализацию части посадочных мест воздушного судна, которые не являются предметом договора фрахтования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти согласно пункту 6 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", а также порядок осуществления ими своих полномочий устанавливается положениями об указанных органах исполнительной власти. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 (далее - Положение N 398), Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания.
В пункте 2 Положения N 398 предусмотрено, что при реализации своих функций Ространснадзор обладает установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями, в том числе, на осуществление специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций. К числу полномочий Ространснадзора отнесено осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе, международных договоров Российской Федерации о гражданской авиации, а также своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений (подпункты 5.1 и 5.7 пункта 5 Положения N 398).
Ространснадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (подпункт 6.7 пункта 6 Положения N 398).
Государственный инспектор при исполнении обязанностей, возложенных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций", а именно: подпунктом "п" пункта 4 : - выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств, и проверяет их исполнение.
Помимо этого, пунктом 1 статьи 28 Воздушного кодекса Российской Федерации, целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг.
Государственный надзор в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с распоряжением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) от 12.10.2018 N ВБ-428-р(фс) с 29.10.2018 по 26.11.2018, на основании мотивированного представления начальника Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации (Госавианадзор) Ространснадзора, вынесенного 05.10.2018 по результатам рассмотрения информации, указанной в обращении генерального директора ПАО "Авиакомпания "Сибирь" от 04.09.2018 N 10-С-202-18-727 (от 04.09.2018 вх. N 19461), поступившего в адрес Госавианадзора, а также по результатам проведения мероприятий по контролю, без взаимодействия с юридическим лицом, по поступившей информации, проведена внеплановая документарная проверка ООО "Авиакомпания "Победа" (далее - проверка).
Основанием для проведения внеплановой проверки общества стал подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ (мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, о следующих фактах: нарушение прав потребителей).
По результатам проверки должностными лицами Ространснадзора 26.11.2018 составлен акт N 6.7.1-14, в котором зафиксированы выявленные административным органом в деятельности заявителя нарушения.
Акт проверки оформлен в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, направлен ООО "Авиакомпания "Победа".
В соответствии с предоставленными правами и возложенными функциями, предусмотренными внутренними нормативными актами службы, выданы оспариваемые инспекторские предписания, которые получены заявителем в установленном порядке.
Судами установлено, что из инспекторского предписания от 26.11.2018 N 6.7.3-101 следует:
1. ООО "Авиакомпания "Победа" осуществляет бронирование и продажу перевозки (заключения прямых договоров перевозки между пассажирами и перевозчиком за установленную перевозчиком плату), при осуществлении чартерных рейсов на регулярной основе по маршрутам: Москва (Внуково) - Бергамо (Италия), Санкт-Петербург (Пулково) - Пиза (Италия), Москва (Внуково) - Тревизо (Италия), Москва (Внуково) - Палермо (Италия), Москва (Внуково) - Анталия (Турция).
В соответствии с представленным агентским соглашением о продаже пассажирских перевозок от 10.04.2017 N 100417/1, продажа воздушной перевозки осуществляется посредством бронирования и оплаты перевозки на интернет-сайте перевозчика: http://www.pobeda.aero или через установленные терминалы автоматизированной системы бронирования (АСБ) Sky Speed, согласно пункту 2.2 Соглашения. Продажа авиаперевозок производится агентом в соответствии с действующими тарифами перевозчика, опубликованными в АСБ и интернет-сайте, правилами перевозки и письменными инструкциями перевозчика, согласно пункту 2.3 Соглашения, то есть посредством заключения прямых договоров перевозки с пассажиром на чартерные рейсы.
1.1. По маршруту Москва (Внуково) - Бергамо (Италия): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов имеется с частотой 1 раз в неделю; разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 1 раз в неделю.
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой от 6 до 11 рейсов в неделю; за период IATA зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 7 рейсов в неделю.
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.2015 N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Москва-Бергамо не подтверждены.
1.2. По маршруту Санкт-Петербург (Пулково) - Пиза (Италия): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов имеется с частотой 1 раз в неделю; разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 2 раза в неделю.
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA лето (с 01.03.2018 по 30.092018) - выполнялись с частотой 3 рейса в неделю; за период IATA зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 3 рейса в неделю.
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.2015 N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) - Пиза (Италия) не подтверждены.
1.3. По маршруту Москва (Внуково) - Тревизо (Италия): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов отсутствует;
Разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных отсутствует.
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой от 1 до 3 рейсов в неделю; за период IATA зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 3 рейса в неделю.
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.2015 N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Москва (Внуково) - Тревизо (Италия) не подтверждены.
1.4. По маршруту Москва (Внуково) - Палермо (Италия): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов отсутствует; разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 2 раза в неделю.
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой 1 рейс в неделю; за период IATA зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 2 рейса в неделю;
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.2015 N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Москва (Внуково) - Палермо (Италия) не подтверждены.
1.5. По маршруту Москва (Внуково) - Анталия (Турция); разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов отсутствует; разрешение Турецкой стороны на выполнение регулярных рейсов отсутствует.
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой от 3 до 4 рейсов в неделю; за период IATA зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой от 3 до 5 рейсов в неделю.
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.2015 N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Москва (Внуково) - Анталия (Турция) не подтверждены.
Основание выдачи предписания: статьи 5, 6 Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в г. Чикаго 07.12.1944 (далее - Конвенция от 07.12.1944), подпункт "в" пункта 2 статьи 2, пункт 5 статьи 3, пункты 1, 2, 5 статьи 10, пункты 1, 2 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о воздушном сообщении, подписанном в г. Анкаре от 12.05.2010 (далее - Соглашение от 12.05.2010), пункт 6 статьи 64, пункт 2 статьи 79, статья 104 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьи 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Постановление N 457), пункты 32, 72 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее - ФАП-82), пункты 2, 3 Порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.12.2011 N 310 (далее - Приказ N 310, Порядок N 310).
Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность: устранить выявленные нарушения и привести деятельность ООО "Авиакомпания "Победа" в соответствие требованиям воздушного законодательства и международных договоров в области гражданской авиации. Разовые, чартерные перевозки выполнять на основании договоров фрахтования воздушного судна (договора чартера) установленным порядком.
Судами установлено, что из инспекторского предписания от 26.11.2018 N 6.7.3-102 следует:
1. ООО "Авиакомпания Победа" осуществляется бронирование, продажа и перевозка пассажиров при отсутствии допуска к выполнению международных регулярных перевозок от уполномоченных в области гражданской авиации органов власти Российской Федерации, Турецкой Республики и Итальянской Республики, в соответствии с требованиями Соглашений между Правительствами Российской Федерации и Турецкой Республики, и Российской Федерацией и Итальянской Республики по следующим маршрутам: Санкт-Петербург (Пулково) - Бергамо (Италия), Москва (Внуково) - Тревизо (Италия), Москва (Внуково) - Палермо (Италия), Москва (Внуково) - Анталия (Турция).
1.1 По маршруту Санкт-Петербург (Пулково) - Бергамо (Италия): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов отсутствует.
Разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 2 раза в неделю; фактическое выполнение рейсов: за период IATA лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) не выполнялись; за период IATA зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 2 рейса в неделю.
1.2 По маршруту Москва (Внуково) - Тревизо (Италия): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов отсутствует; разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов отсутствует;
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой от 1 до 3 рейсов в неделю; за период IATA зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 3 рейса в неделю.
1.3 По маршруту Москва (Внуково) - Палермо (Италия): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов отсутствует; разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 2 раза в неделю.
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой 1 рейс в неделю; за период IATA зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 2 рейса в неделю.
1.4 По маршруту Москва (Внуково) - Анталия (Турция): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов отсутствует.
Разрешение Турецкой стороны на выполнение регулярных рейсов отсутствует; фактическое выполнение рейсов: за период IATA лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой от 3 до 4 рейсов в неделю; за период IATA зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой от 3 до 5 рейсов в неделю.
Основание выдачи предписания: статьи 5, 6 Конвенции от 07.12.1944, пункт 1 статьи 2, пункт 4 статьи 4, пункты 1, 3 статьи 5 Соглашения между СССР и Правительством Итальянской Республики о воздушном сообщении, подписанном в Риме от 10.03.1969 (далее - Соглашение от 10.03.1969), подпункт "в" пункта 2 статьи 2, пункт 5 статьи 3, пункты 1, 2, 5 статьи 10, пункты 1, 2 статьи 11 Соглашения от 12.05.2010, пункт 4 статьи 79 Воздушного кодекса Российской Федерации, подпункт "в" пункта 4 Постановления N 457, пункт 3 ФАП-82, пункты 2, 3 Приказа N 310.
Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность устранить выявленные нарушения и привести деятельность ООО "Авиакомпания "Победа" в соответствие требованиям воздушного законодательства и международных договоров в области гражданской авиации. Полеты выполнять с получением установленным порядком допусков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов и согласования с назначенными перевозчиками.
Судами установлено, что из инспекторского предписания от 26.11.2018 N 6.7.3-103 следует:
1. ООО "Авиакомпания Победа" осуществляется бронирование, продажу и осуществление перевозки пассажиров с нарушением параметров предоставленных уполномоченными в области гражданской авиации органами власти Российской Федерации и Итальянской Республики по следующим маршрутам: Москва (Внуково) - Бергамо (Италия), Санкт-Петербург (Пулково) - Пиза (Италия).
1.1 По маршруту Москва (Внуково) - Бергамо (Италия): разрешение ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов имеется с частотой 1 раз в неделю.
Разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 1 раз в неделю; фактическое выполнение рейсов: за период IATA лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой от 6 до 11 рейсов в неделю; за период IATA зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 7 рейсов в неделю.
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.2015 N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Москва - Бергамо не подтверждены.
1.2 По маршруту Санкт-Петербург (Пулково) - Пиза (Италия): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов имеется с частотой 1 раз в неделю; разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 2 раза в неделю.
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой 3 рейса в неделю; за период IATA зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 3 рейса в неделю.
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.2015 N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) - Пиза (Италия) не подтверждены.
Основание выдачи предписания: нарушение требований пункта 1 статьи 2, пункта 4 статьи 4, пунктов 1, 2, 3 статьи 5 Соглашения от 10.03.1969, пункты 2, 4 статьи 79 Воздушного кодекса Российской Федерации, подпункт "в" пункта 4 Постановления N 457, пункт 3 ФАП-82, пунктов 2, 3 Приказа N 310.
Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность: устранить выявленные нарушения и привести деятельность общества в соответствие требованиям воздушного законодательства и международных договоров в области гражданской авиации; полеты выполнять с получением установленным порядком и в соответствии с параметрами предоставленных от уполномоченных органов в области гражданской авиации допусков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов.
Срок исполнения указанных предписаний установлен до 11.02.2019.
Государственный надзор в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти при осуществлении им государственного транспортного надзора с целью обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и услуг (статья 28 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Воздушным кодексом Российской Федерации определены обязательные требования законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации.
Согласно статье 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Воздушного кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
Статьей 4 Воздушного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации, лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями "a", "b" статьи 96 Конвенции от 07.12.1944:
"Воздушное сообщение" означает любое регулярное воздушное сообщение, осуществляемое воздушными судами с целью общественных перевозок пассажиров, почты или груза;
"Международное воздушное сообщение" означает воздушное сообщение, осуществляемое через воздушное пространство над территорией более чем одного государства.
Международные воздушные сообщения делятся на регулярные и нерегулярные, что также определено основным международным договором - Чикагской конвенцией, одной из провозглашенных целей которой, является: достижение "согласия относительно определенных принципов и мер с тем, чтобы международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равенства возможностей и осуществляться рационально и экономично".
Воздушное сообщение регулярное - воздушное сообщение, осуществляемое посредством регулярных полетов.
Совет ИКАО в 1952 году определил регулярное международное воздушное сообщение, как серию полетов, которые осуществляются через воздушное пространство над территорией более, чем одного государства воздушными судами с целью перевозки пассажиров, груза и почты за вознаграждение, причем каждый полет доступен для любого лица; при их осуществлении выполняются перевозки между одними и теми же или более пунктами, либо в соответствии с опубликованным расписанием, либо рейсами настолько регулярными или частыми, что они представляют собой явные систематические серии.
В соответствии со статьей 6 Конвенции от 07.12.1944, никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.
Нерегулярное воздушное сообщение - воздушное сообщение, осуществляемое посредством нерегулярных (эпизодических, разовых) полетов, то есть иных, чем регулярные, выполняемые по расписанию с определенной частотой между определенными пунктами. Наиболее распространенный вид - воздушный чартер.
В соответствии со статьей 5 Конвенции от 07.12.1944, формально допускаются нерегулярные полеты с некоммерческими целями (не для осуществления воздушных перевозок) без получения специального разрешения.
Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации осуществляются на основании:
1. Международных договоров Российской Федерации.
2. Специальных разрешений на совершение разовых (нерегулярных) полетов, выдаваемых в установленном порядке.
В 1992 году Советом ИКАО, в связи с развитием авиационной отрасли и проведением политики либерализации воздушных перевозок в некоторых государствах и стирания различий между регулярными и нерегулярными воздушными сообщениями, был принят "Третий пакет" мер для применения при перевозках между государствами Европейского союза, который фактически устранил на территории Европейского союза нормативные различия между двумя видами сообщений, позволив нерегулярным авиаперевозчикам осуществлять регулярные сообщения и продавать свои услуги непосредственно пассажирам, что регламентировано IKAO DOC 9587 от 2008 года "Политика и инструктивный материал в области экономического регулирования международного воздушного транспорта".
В этом же документе определено понятие "Регулярного международного воздушного сообщения".
Регулярное международное воздушное сообщение представляет собой серию полетов, которому в полном объеме присущи следующие характеристики: осуществляется через воздушное пространство над территорией более, чем одного государства; осуществляется воздушными судами с целью перевозки пассажиров, почты или груза за вознаграждение, причем каждый полет доступен для любого лица; при его осуществлении выполняются перевозки между одними и теми же двумя или более пунктами, либо в соответствии с опубликованным расписанием, либо рейсами, настолько регулярными или частыми, что они представляют собой явные систематические серии.
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 12.05.2010 определено предоставление права:
1. Каждая Договаривающаяся Сторона предоставляет другой Договаривающейся Стороне права, предусмотренные настоящим Соглашением, в целях установления и эксплуатации международных воздушных линий по установленным маршрутам в соответствии с приложением к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью.
2. Назначенные авиапредприятия государства каждой Договаривающейся Стороны:
а) вправе совершать пролет над территорией государства другой Договаривающейся Стороны без посадки;
б) вправе совершать на территории государства другой Договаривающейся Стороны остановки с некоммерческими целями;
в) вправе совершать на территории государства другой Договаривающейся Стороны посадки в пунктах, указанных в приложении к настоящему Соглашению, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, с целью посадки или высадки пассажиров, погрузки и (или) выгрузки почты и груза международного следования в соответствии с условиями, указанными в приложении к настоящему Соглашению, на территорию или с территории государства другой Договаривающейся Стороны.
Статьей 3 Соглашения от 12.05.2010 определено назначение и предоставление разрешений на эксплуатацию:
Каждая Договаривающаяся Сторона имеет право назначить одно и более авиапредприятие с целью эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам, уведомив об этом письменно по дипломатическим каналам другую Договаривающуюся Сторону.
По получении такого уведомления другая Договаривающаяся Сторона незамедлительно предоставляет каждому назначенному авиапредприятию разрешение на эксплуатацию при соблюдении условий, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
3. Авиационные власти государства одной Договаривающейся Стороны до выдачи разрешения на эксплуатацию могут потребовать от назначенного авиапредприятия государства другой Договаривающейся Стороны, доказательств того, что оно способно выполнять условия, предписанные законодательством, обычно и обоснованно применяемым этими властями при эксплуатации международных воздушных линий в соответствии с Конвенцией от 07.12.1944.
4. Каждая Договаривающаяся Сторона имеет право отказать в предоставлении разрешения на эксплуатацию или потребовать выполнения таких условий, которые она сочтет необходимыми при использовании назначенным авиапредприятием прав, указанных в статье 2 настоящего Соглашения, в любом случае, когда эта Договаривающаяся Сторона не имеет доказательств того, что:
а) преимущественное владение или действительный контроль над этим авиапредприятием принадлежит государству Договаривающейся Стороны, назначившей это авиапредприятие, или гражданам ее государства;
б) назначенное авиапредприятие не соблюдает требования по авиационной безопасности и безопасности полетов в соответствии со статьями 7 и 8 настоящего Соглашения.
5. Назначенное авиапредприятие, получившее разрешение на эксплуатацию, может начать эксплуатацию договорных линий при условии, что емкости утверждены авиационными властями государств Договаривающихся Сторон и тарифы, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Соглашения, введены в действие в отношении договорных линий.
Статьей 4 Соглашения от 12.05.2010 определено аннулирование или приостановление действия разрешения на эксплуатацию: каждая Договаривающаяся Сторона имеет право аннулировать разрешение на эксплуатацию или приостановить пользование указанными в статье 2 настоящего Соглашения правами, предоставленными назначенному авиапредприятию государства другой Договаривающейся Стороны, или может потребовать выполнения таких условий, которые она сочтет необходимыми при пользовании этими правами: в случае если назначенное авиапредприятие каким-либо иным образом не выполняет условия, предусмотренные настоящим Соглашением.
В статье 10 Соглашения от 12.05.2010 определены принципы, регулирующие эксплуатацию договорных линий:
Назначенным авиапредприятиям государств Договаривающихся Сторон предоставляются справедливые и равные возможности эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам между территориями государств Договаривающихся Сторон и за их пределы.
При эксплуатации договорных линий назначенные авиапредприятия государства одной Договаривающейся Стороны принимают во внимание интересы назначенных авиапредприятий государства другой Договаривающейся Стороны, которые эксплуатируют авиалинию по этому же маршруту, или его части, с тем, чтобы не нанести неоправданный ущерб перевозкам последних.
Для обеспечения назначенным авиапредприятиям равных и справедливых возможностей частота полетов и емкость, а также расписание полетов подлежат одобрению авиационными властями государств Договаривающихся Сторон. Частоты полетов и емкости периодически могут пересматриваться авиационными властями государств Договаривающихся Сторон.
Авиационные власти государств Договаривающихся Сторон должны при необходимости пытаться достигать удовлетворительных договоренностей в отношении расписаний полетов, емкостей и частот.
Статьей 11 Соглашения от 12.05.2010 определены тарифы при эксплуатации договорных линий:
1. Тарифы назначенных авиапредприятий на любой договорной линии устанавливаются на разумном уровне с учетом всех соответствующих факторов, включая эксплуатационные расходы, обоснованную прибыль, характеристику договорной линии и тарифы других авиапредприятий для любой части установленного маршрута. Эти тарифы устанавливаются в соответствии с положениями настоящей статьи.
2. Тарифы, а также размер агентских комиссионных с этих тарифов, должны согласовываться по возможности по каждому из установленных маршрутов между заинтересованными назначенными авиапредприятиями путем консультаций с другими авиапредприятиями, эксплуатирующими весь маршрут или его часть.
3. В случае если назначенные авиапредприятия государств Договаривающихся Сторон не смогут согласовать любой из тарифов или по каким-либо другим причинам тариф не может быть согласован в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, авиационные власти государств Договаривающихся Сторон стремятся к установлению тарифов по договоренности между собой.
4. Тарифы утверждаются авиационными властями государств обеих Договаривающихся Сторон, где это применимо.
5. Тарифы, установленные в соответствии с настоящей статьей, утверждаются авиационными властями государств Договаривающихся Сторон и остаются в силе до тех пор, пока не будут установлены новые тарифы.
В соответствии со статьей 17 Соглашения от 12.05.2010 определено согласование расписания полетов:
Назначенные авиапредприятия государства каждой из Договаривающихся Сторон должны направлять проекты расписания полетов по договорным маршрутам на каждый период (летний и зимний) для утверждения их авиационными властями государства другой Договаривающейся Стороны не позднее, чем за 45 дней до начала действия расписания полетов.
Для выполнения дополнительных рейсов по установленным маршрутам, осуществляемым вне рамок утвержденного расписания полетов назначенное авиапредприятие государства одной Договаривающейся Стороны должно запросить разрешение от авиационных властей государства другой Договаривающейся Стороны.
Такие запросы должны направляться в соответствии с законодательством государств Договаривающихся Сторон. Аналогичные процедуры применяются при необходимости внесения любых изменений в утвержденное расписание полетов.
В соответствии с требованиями Соглашения от 10.03.1969 определены права авиапредприятий:
1. Назначенное авиапредприятие каждой Договаривающейся Стороны при эксплуатации договорных линий будет пользоваться следующими правами:
а) производства посадок на территории другой Договаривающейся Стороны в пунктах, указанных в приложении I к настоящему Соглашению, в целях погрузки и выгрузки пассажиров, багажа, почты и грузов международного следования;
б) производства посадок на территории другой Договаривающейся Стороны с некоммерческими целями в аэропортах, специально выделенных на международных воздушных трассах соответствующих Договаривающихся Сторон.
2. Полеты по договорным линиям будут осуществляться по международным воздушным трассам, выделенным каждой Договаривающейся Стороной на своей территории с учетом наиболее удобных маршрутов по выбору назначенного авиапредприятия.
В соответствии со статьей 3 Соглашения от 10.03.1969 определены сроки эксплуатации договорных линий:
Эксплуатация договорных линий может быть начата после того, как любая из Договаривающихся Сторон назначит свое авиапредприятие для эксплуатации этих линий.
В соответствии со статьей 4 Соглашения от 10.03.1969 определены обязательства:
1. Назначенные авиапредприятия Договаривающихся Сторон с целью осуществления согласованных полетов должны выделять такие транспортные средства на договорных линиях, возможности которых будут соответствовать разумно предполагаемым потребностям в воздушных перевозках по договорным линиям.
Частота, расписание полетов и типы самолетов должны быть согласованы между назначенными авиапредприятиями и представлены на утверждение авиационных властей не позднее, чем за 60 дней до вступления их в силу.
Возможные дополнительные рейсы вне расписания могут выполняться по согласованию назначенных авиапредприятий при одобрении авиационных властей Договаривающихся Сторон, при условии подачи заинтересованным авиапредприятием заявки за 5 рабочих дней и в возможных крайних случаях не позднее, чем за 24 часа до вылета воздушного судна.
В соответствии со статьей 5 Соглашения от 10.03.1969 определены правила применения тарифов на договорных линиях:
2. Тарифы, на которые делается ссылка в пункте 1 настоящей статьи, должны быть согласованы назначенными авиапредприятиями обеих Договаривающихся Сторон, имея в виду тарифные ставки других авиапредприятий, установленные на всем маршруте или на его отдельном отрезке.
Приложением I определены договорные линии.
I. Маршруты для советских воздушных судов: пункты в СССР - Рим - в обоих направлениях.
II. Маршруты для итальянских воздушных судов: пункты в Италии - Москва в обоих направлениях.
В соответствии с требованиями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Австрийским Федеральным Правительством о воздушном сообщении, подписанном от 08.11.1993 в г. Вене (далее - Соглашение с Австрийским Правительством) каждая Договаривающаяся Сторона предоставляет другой Договаривающейся Стороне права, предусмотренные настоящим Соглашением, в целях установления международных воздушных линий по маршрутам, указанным в приложении к настоящему Соглашению (именуются в дальнейшем соответственно "договорные линии" и "установленные маршруты" (статья 2)): В приложении к Соглашению с Австрийским Правительством указаны: 1. Маршруты, которые будут эксплуатироваться в обоих направлениях назначенным авиапредприятием (ями) Российской Федерации:
1.1. Москва - пункты в Европе - Вена.
1.2. Пункты в России - пункты в Европе - Вена, Зальцбург (дополнительные пункты по договоренности авиационных властей).
Статьей 4 Соглашения с Австрийским Правительством определено назначение и предоставление разрешений на эксплуатацию:
Каждая Договаривающаяся Сторона будет иметь право назначить авиапредприятие или несколько авиапредприятий с целью эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам, уведомив об этом письменно другую Договаривающуюся Сторону.
По получении такого уведомления другая Договаривающаяся Сторона в соответствии с положениями пунктов 3 и 4 настоящей статьи незамедлительно предоставит каждому назначенному авиапредприятию соответствующее разрешение на полеты.
Статьей 5 Соглашения с Австрийским Правительством определено аннулирование или приостановление действия разрешения на эксплуатацию:
1. Каждая Договаривающаяся Сторона будет иметь право аннулировать разрешение на полеты или приостановить пользование указанными в статье 3 настоящего Соглашения правами, предоставленными назначенному(ым) авиапредприятию(ям) другой Договаривающейся Стороны, или потребовать выполнения таких условий, которые она сочтет необходимыми при пользовании этими правами:
a) в любом случае, если она не убеждена в том, что преимущественное владение или действительный контроль над этим авиапредприятием(ями) принадлежит Договаривающейся Стороне, назначившей это авиапредприятие(я), или гражданам ее государства, или b) в случае, если это авиапредприятие(я) не соблюдает(ют) законы и правила Договаривающейся Стороны, предоставляющей эти права, или c) в случае, если авиапредприятие(я) каким-либо иным образом не соблюдает(ют) условия, предписанные настоящим Соглашением.
Статьей 10 Соглашения с Австрийским Правительством определены принципы, регулирующие эксплуатацию договорных линий:
Назначенным авиапредприятиям Договаривающихся Сторон будут предоставлены справедливые и равные условия эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам между их соответствующими территориями.
При эксплуатации договорных линий назначенное авиапредприятие(я) одной Договаривающейся Стороны должно принимать во внимание интересы назначенного авиапредприятия(ий) другой Договаривающейся Стороны, с тем чтобы не нанести ущерба перевозкам, осуществляемым последним авиапредприятием, которое эксплуатирует авиалинию по этому же маршруту или его части.
Статьей 11 Соглашения с Австрийским Правительством определены правила применения тарифов на договорных линиях:
1. Тарифы на любой договорной линии должны устанавливаться на разумном уровне с учетом всех соответствующих факторов, включая эксплуатационные расходы, разумную прибыль, характеристику авиалинии (например, скорость и удобства) и тарифы других авиапредприятий для любой части установленного маршрута. Эти тарифы должны быть установлены в соответствии с указанными ниже условиями настоящей статьи.
2. Тарифы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны по возможности согласовываться по каждому из установленных маршрутов между заинтересованными назначенными авиапредприятиями после консультации с другими авиапредприятиями, эксплуатирующими весь маршрут или его часть. Согласованные таким образом тарифы подлежат утверждению авиационными властями Договаривающихся Сторон не позднее чем за тридцать (30) дней до предлагаемой даты их вступления в силу; в особых случаях этот срок может быть сокращен по договоренности между указанными властями.
Если назначенные авиапредприятия не смогут согласиться с любым из этих тарифов или по каким-либо другим причинам тариф не может быть установлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи или в течение первых пятнадцати (15) дней тридцатидневного (30) периода, указанного в пункте 2 настоящей статьи, то авиационные власти одной Договаривавшейся Стороны уведомляют авиационные власти другой Договаривающейся Стороны о несогласии с любым тарифом, определенным в соответствии с положениями пункта 2 настоящей статьи. При этом авиационные власти Договаривающихся Сторон должны попытаться по договоренности между собой установить тарифы.
Если авиационные власти не смогут достигнуть согласия по вопросу утверждения какого-либо тарифа, представленного им в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, или по установлению какого-либо тарифа в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, то Договаривающиеся Стороны должны попытаться установить тарифы по договоренности между собой.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Приказа N 310, и на основании пункта 2 Постановления N 457, в расписание включаются рейсы, обладающие всеми следующими характеристиками:
- на каждом рейсе имеющееся количество пассажирских мест и/или провозной емкости для перевозки багажа, груза и/или почты доступно для приобретения непосредственно у перевозчика или у его уполномоченных агентов каждому, кто обратится за услугой по воздушной перевозке пассажира и (или) грузов (почты);
- рейсы выполняются с целью осуществления воздушного сообщения между одними и теми же аэропортами;
- рейсы выполняются на основании договора воздушной перевозки пассажира и (или) грузов (почты).
Для формирования, утверждения и опубликования расписания, перевозчик должен иметь действующие сертификат эксплуатанта, лицензии на перевозку воздушным транспортом пассажиров и (или) грузов, а также, при выполнении международных воздушных перевозок, допуски к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов с учетом положений международных договоров Российской Федерации.
Статьей 3 Воздушного кодекса Российской Федерации определено приоритетное право Международных договоров Российской Федерации "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, применяются правила международного договора".
Статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации определены тарифы при заключении договора перевозки и договора чартера: плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками, плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), устанавливается на договорной основе.
Статьей 79 Воздушного кодекса Российской Федерации определено, что международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.4.16 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, Федеральное агентство воздушного транспорта (далее - Росавиация), осуществляет допуск в установленном порядке перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов.
В соответствии с требованиями Административного регламента N 162 определен порядок рассмотрения заявлений на получение допуска.
В соответствии с пунктом 54 Административного регламента N 162, допуск осуществляется:
1) к выполнению международных регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов (далее - допуск к выполнению регулярных перевозок);
2) к выполнению международных нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов (далее - допуск к выполнению нерегулярных (чартерных) перевозок).
В соответствии с пунктом 55 Административного регламента N 162, допуск предоставляется:
1) при наличии неиспользуемых прав на осуществление международных перевозок пассажиров и (или) грузов в соответствии с положениями международных договоров Российской Федерации;
Пунктом 75 Административного регламента N 162 определено, что в приказе Росавиации о предоставлении допуска к выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок указываются соответствующие параметры, определяющие условия выполнения международных воздушных перевозок: типы ВС, частота выполнения рейсов, пункты между которыми выполняются перевозка пассажиров и грузов, для международных нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров и грузов в пункты, выполнение перевозок в которые в соответствии с СВС требует проведения согласования с назначенными перевозчиками. - пункты перевозок и частота полетов, согласованные с назначенными перевозчиками, либо определенные решением комиссии.
В соответствии с пунктами 3, 6 ФАП-82, перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами.
Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).
Между тем, административным органом установлено, что согласно фактам, указанным в обращении ПАО "Авиакомпания "Сибирь", заявителем допущены нарушения на маршрутах:
1. Москва - Бергамо. Допуск перевозчику предоставлен на 1 частоту в неделю в сезоне ИАТА лето-2018 - фактически выполняются рейсы с частотой 7 рейсов в неделю, на сезон зима - 2018 ведется продажа с частотой 14 рейсов в неделю;
2. Санкт-Петербург - Бергамо. Допуск отсутствует. На сезон зима-2018 ведется продажа на 3 рейса в неделю;
3. Москва - Пиза. Допуск предоставлен на 6 частот в сезоне лето-2018, фактически выполняется 7 рейсов в неделю;
4. Санкт-Петербург - Пиза. Допуск предоставлен на 1 частоту: в сезоне лето-2018 выполнялось 3 рейса в неделю, на сезон зима-2018 ведется продажа на 3 рейса в неделю;
5. Москва - Тревизо. Пункт отсутствует в таблице маршрутов, допуск отсутствует: в сезоне лето-2018 выполнялись рейсы 3 раза в неделю, на сезон зима-2018 ведется продажа на 3 рейса в неделю;
6. Москва - Палермо. Пункт отсутствует в таблице маршрутов, допуск отсутствует: в сезоне лето-2018 выполняется 2 рейса в неделю;
7. Москва - Зальцбург. Допуск отсутствует, сезон зима-2018 ведется продажа на 1 рейс в неделю;
8. Москва - Анталия. Допуск отсутствует, в сезоне лето-2018 выполняются чартерные рейсы с частотой 4 рейса в неделю. На сезон лето-2018 ведется продажа на 4 рейса в неделю.
В ходе проведения Ространснадзором проверки ООО "Авиакомпания Победа" на предмет соблюдения требований международных договоров, в части организации и выполнения международных рейсов на регулярной основе по маршрутам Москва - Бергамо, Москва - Пиза, Санкт-Петербург - Пиза, Санкт-Петербург - Бергамо, Москва - Тревизо, Москва - Палермо, Москва - Зальцбург, Москва - Анталия, а также выполнения требований международных договоров в области гражданской авиации и обеспечения организации выполнения воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, факты нарушения воздушного законодательства и международных договоров Российской Федерации подтвердились.
Таким образом, Ространснадзор, выдав заявителю оспариваемые предписания по устранению выявленных нарушений от 26.11.2018, правомерно указал на неукоснительность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации.
Доводы заявителя о том, что акт проверки от 26.11.2018 N 6.7.1-14 составлен без участия законного представителя общества и был вручен заявителю уже после принятия оспариваемых предписаний, чем нарушены нормы Федерального закона N 294-ФЗ обоснованно отклонены судом как несостоятельные по следующим основаниям.
Как указано выше, на основании распоряжения руководителя Ространснадзора от 12.10.2018 N ВБ-428-р(фс) административным органом в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.
В силу положений статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ, предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) рассматриваются документы юридического лица, представленные им по запросу органа государственного контроля (надзора).
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона N 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).
Между тем, требований о том, что орган государственного контроля (надзора) обязан знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица с результатами проверки до ее завершения (то есть с проектами документов) Федерального закона N 294-ФЗ не содержит.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений, в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (их нет в случае документарной проверки), направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
К акту проверки прилагаются протоколы, заключения, объяснения работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Типовая форма акта проверки утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Приказ N 141).
Согласно утвержденной форме, акт проверки должен содержать отметку о присутствии руководителя, иного должностного лица (должностных лиц) или уполномоченного представителя юридического лица при проведении проверки.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, акт проверки Ространснадзора от 26.11.2018 N 6.7.1-14 содержит запись: "При проведении проверки от ООО "Авиакомпания "Победа" присутствовали: НЕТ".
Согласно части 12 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора).
Между тем, как установлено судами, общество возражений ни по акту проверки, ни по предписаниям в адрес Ространснадзора не направляло.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что нарушений Федерального закона N 294-ФЗ административным органом при проведении проверки допущено не было.
Доводы заявителя о том, что Ространснадзором нарушено право общества на представление возражений на акт проверки в течение пятнадцати дней после его получения, а также о том, что не исследованы все обстоятельства, в то время как дополнительные документы в момент проверки общество не представило в связи с неполучением акта проверки, также обоснованно отклонены судами, как не подтвержденные заявителем документально и опровергающиеся материалами дела.
В части 12 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, юридическое лицо, проверка которого проводилась, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе оспорить его в досудебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, акт проверки Ространснадзора от 26.11.2018 N 6.7.1-14 с приложениями направлен обществу почтой России 29.11.2018 заказным письмом (почтовый идентификатор 10944029117196), как установлено статьей 16 Федерального закона N 294-ФЗ, и получен обществом 13.12.2018, что подтверждается представленными административным органом в материалы дела доказательствами.
Дополнительно акт проверки в формате PDF (отсканированный) направлен 30.11.2018 обществу по электронной почте на адрес info(5)pobeda.aero, что подтверждается представленными административным органом в материалы дела доказательствами.
Как указано выше, частью 12 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ юридическому лицу, проверка которого проводилась, предоставлено право в досудебном порядке оспорить результаты проверки, направив письменные возражения и приложенные к ним документы в проверяющий орган.
Между тем, как установлено судами, общество возражений ни по акту проверки, ни по оспариваемым предписаниям в адрес Ространснадзора не направляло.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 августа 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2019 года по делу N А40-49255/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Авиакомпания "Победа" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 12 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора).
Между тем, как установлено судами, общество возражений ни по акту проверки, ни по предписаниям в адрес Ространснадзора не направляло.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что нарушений Федерального закона N 294-ФЗ административным органом при проведении проверки допущено не было.
...
В части 12 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, юридическое лицо, проверка которого проводилась, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе оспорить его в досудебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, акт проверки Ространснадзора от 26.11.2018 N 6.7.1-14 с приложениями направлен обществу почтой России 29.11.2018 заказным письмом (почтовый идентификатор 10944029117196), как установлено статьей 16 Федерального закона N 294-ФЗ, и получен обществом 13.12.2018, что подтверждается представленными административным органом в материалы дела доказательствами.
...
Как указано выше, частью 12 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ юридическому лицу, проверка которого проводилась, предоставлено право в досудебном порядке оспорить результаты проверки, направив письменные возражения и приложенные к ним документы в проверяющий орган."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2020 г. N Ф05-2007/20 по делу N А40-49255/2019