г. Москва |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А40-49255/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Авиакомпания "Победа"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2019 по делу N А40-49255/19
принятое судьей Поляковой А.Б.
по заявлению ООО "Авиакомпания "Победа"
к Ространснадзору
о признании незаконными предписаний от 26.11.2018 г. N 6.7.3-101, N 6.7.3-102, N 6.7.3-103.
при участии:
от заявителя: |
Хаёров А.П. по доверенности от 22.03.2019; |
от заинтересованного лица: |
Попова Т.Н. по доверенности от 13.08.2019, Нуриахметова О.С. по доверенности от 13.08.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Авиакомпания "Победа" (далее по тексту также - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене инспекторских предписаний Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.11.2018 N 6.7.3-102, 36.7.3-101,6.7.3-103.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2019 в удовлетворении заявления ООО "Авиакомпания "Победа" отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - заинтересованное лицо, административный орган) в отношении ООО "Авиакомпания "Победа" проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения от 12.10.2018 N ВБ-428-р(фс).
По результатам вышеуказанной проверки административным органом был составлен Акт проверки от 26.11.2018 N 6.7.1-14, а также Заявителю выданы инспекторские предписания N 6.7.3-102, 6.7.3-101, 6.7.3-103 от 26.11.2018, которыми обществу предписано устранить выявленные в ходе проведенной проверки нарушения и привести деятельность авиакомпании в соответствие с требованиями воздушного законодательства и международных договоров в области гражданской авиации.
Общество, посчитав, что инспекторские предписания Ространснадзора являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что акт проверки N 6.7.1-14 составлен административным органом 26.11.2018 без участия законного представителя общества, доказательств уведомления о необходимости явки для участия в составлении акта проверки материалы проверки не содержат, а также на то, что акт проверки от 26.11.2018 вручен заявителю уже после принятия оспариваемых предписаний, что является грубым нарушением части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", что влечет недействительность результатов проверки, в ходе которой административным органом выявлены факты несоответствия Правил перевозки заявителя нормам воздушного законодательства Также, как указывает заявитель, утверждения административного органа о том, что Общество совершало указанные в оспариваемых предписаниях рейсы с нарушениями норм воздушного законодательства и соглашений Российской Федерации иностранных государств о воздушном сообщении, являются необоснованными, поскольку чартерные рейсы по вышеуказанным направлениям были выполнены ООО "Авиакомпания "Победа" на основании договоров фрахтования с третьими лицами, при условии наличия одобрения авиационных властей, а одобрение Федерального агентства воздушного транспорта (далее - ФАВТ) по форме "Н" было получено в октябре 2015 года, в отношении маршрута Москва-Анталия в свою очередь действует одобрение авиационных властей Турецкой Республики N СА-С134 и отсутствовали ограничения по СВС в отношении чартерных рейсов, а соответственно, данный вопрос не нуждается в дополнительном согласовании со стороны ФАВТ в соответствии с положениями пункта 46 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства воздушного транспорта от 07.05.2015 N 162 "Об утверждении административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по допуску перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов".
Кроме того, заявитель отмечает, что указанные в оспариваемых предписаниях рейсы имеют статус чартерных, поскольку их выполнение запланировано обществом в соответствии с положениями статьи 787 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях удовлетворения потребности фрахтовщика в перевозке пассажиров, а не в интересах реализации расписания регулярных пассажирских перевозок ООО "Авиакомпания "Победа".
Также заявитель указывает на то, что письмом от 17.06.2015 исх.N 519 ООО "Авиакомпания "Победа" обратилось в Министерство транспорта Российской Федерации о необходимости разъяснения положений законодательства Российской Федерации, накладывающих соответствующие ограничения на возможность реализации перевозчиком в пользу пассажиров части посадочных мест воздушного судна, не являющихся предметом договора фрахтования (воздушного чартера).
В своем ответе от 09.07.2015 N 01-01-02/3323 на вышеуказанное письмо Министерство со ссылкой на положения статей 104 Воздушного кодекса Российской Федерации, 787 Гражданского кодекса указало на отсутствие в действующем законодательстве норм, ограничивающих право перевозчика на свободную реализацию части посадочных мест воздушного судна, которые не являются предметом договора фрахтования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти согласно п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", а также порядок осуществления ими своих полномочий устанавливается положениями об указанных органах исполнительной власти. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), согласно положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания.
В пункте 2 Положения N 398 предусмотрено, что при реализации своих функций Ространснадзор обладает установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями, в том числе, на осуществление специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций. К числу полномочий Ространснадзора отнесено осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе, международных договоров Российской Федерации о гражданской авиации, а также своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений (пп. 5.1 и пп. 5.7 п. 5 Положения N 398).
Ространснадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пп. 6.7 п. 6 Положения N 398).
Государственный инспектор при исполнении обязанностей, возложенных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций", а именно пунктом 4 подпунктом "п": - выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств, и проверяет их исполнение.
Помимо этого, пунктом 1 статьи 28 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг.
Государственный надзор в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 28 ВК РФ).
Как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) от 12.10.2018 N ВБ-428-р(фс) с 29.10.2018 по 26.11.2018, на основании мотивированного представления начальника Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации (Госавианадзор) Ространснадзора, вынесенного 05.10.2018 по результатам рассмотрения информации, указанной в обращении Генерального директора ПАО "Авиакомпания "Сибирь" от 04.09.2018 N 10-С-202-18-727 (вх. N 19461 от 04.09.2018), поступившего в адрес Госавианадзора, а также по результатам проведения мероприятий по контролю, без взаимодействия с юридическим лицом, по поступившей информации, была проведена внеплановая документарная проверка ООО "Авиакомпания "Победа" (далее - Проверка).
Основанием для проведения внеплановой проверки Общества стал подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, о следующих фактах: нарушение прав потребителей).
По результатам проверки должностными лицами Ространснадзора 26.11.2018 был составлен Акт N 6.7.1-14, в котором зафиксированы выявленные административным органом в деятельности Заявителя нарушения.
Акт проверки оформлен в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, направлен ООО "Авиакомпания "Победа".
В соответствии с предоставленными правами и возложенными функциями, предусмотренными внутренними нормативными актами службы, были выданы оспариваемые инспекторские предписания, которые получены Заявителем в установленном порядке.
Из инспекторского предписания N 6.7.3-101 от 26.11.2018 следует:
1. ООО "Авиакомпанией Победа" осуществляется бронирование и продажа перевозки (заключения прямых договоров перевозки между пассажирами и перевозчиком за установленную перевозчиком плату), при осуществлении чартерных рейсов на регулярной основе по маршрутам: Москва (Внуково) -Бергамо (Италия), Санкт-Петербург (Пулково) - Пиза (Италия), Москва (Внуково) - Тревизо (Италия), Москва (Внуково) - Палермо (Италия), Москва (Внуково) -Анталия (Турция).
В соответствии с представленным агентским соглашением о продаже пассажирских перевозок от 10.04.2017 N 100417/1, продажа воздушной перевозки осуществляется посредством бронирования и оплаты перевозки на интернет-сайте Перевозчика: http://www.pobeda.aero или через установленные терминалы автоматизированной системы бронирования (АСБ) Sky Speed, согласно п. 2.2 Соглашения. Продажа авиаперевозок производится Агентом в соответствии с действующими тарифами Перевозчика, опубликованными в АСБ и интернет-сайте, правилами перевозки и письменными инструкциями Перевозчика, согласно п. 2.3 Соглашения, то есть посредством заключения прямых договоров перевозки с пассажиром на чартерные рейсы.
1.1 По маршруту Москва (Внуково) - Бергамо (Италия): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов имеется с частотой 1 раз в неделю; разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 1 раз в неделю;
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA Лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой от 6 до 11 рейсов в неделю; за период IATA Зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 7 рейсов в неделю;
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.2015 N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Москва-Бергамо не подтверждены;
1.2 По маршруту Санкт-Петербург (Пулково) - Пиза (Италия): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов имеется с частотой 1 раз в неделю; разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 2 раза в неделю;
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA Лето (с 01.03.2018 по 30.092018) - выполнялись с частотой 3 рейса в неделю; за период IATA Зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 3 рейса в неделю;
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) ot 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.2015 N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) - Пиза (Италия) не подтверждены;
1.3 По маршруту Москва (Внуково) - Тревизо (Италия): Разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских отсутствует;
Разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных отсутствует;
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA Лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой от 1 до 3 рейсов в неделю; за период IATA Зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 3 рейса в неделю;
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.2015 N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Москва (Внуково) - Тревизо (Италия) не подтверждены;
1.4 По маршруту Москва (Внуково) - Палермо (Италия): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов отсутствует; разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 2 раза в неделю.
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA Лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой 1 рейс в неделю; за период IATA Зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 2 рейса в неделю;
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.2015 N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Москва (Внуково) - Палермо (Италия) не подтверждены;
1.5 По маршруту Москва (Внуково) - Анталия (Турция); разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов отсутствует; разрешение Турецкой стороны на выполнение регулярных рейсов отсутствует;
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA Лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой от 3 до 4 рейсов в неделю; за период IATA Зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой от 3 до 5 рейсов в неделю;
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.2015 N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Москва (Внуково) - Анталия (Турция) не подтверждены.
Основание выдачи предписания: ст. 5.6 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго от 07.12.1944), пп. в) п. 2 ст. 2, п. 5 ст. 3, пп. 1, 2, 5 ст. 10, пп. 1, 2 ст. 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о воздушном сообщении, подписанном в Анкаре от 12 мая 2010 года, п. 6 ст. 64, п. 2 ст. 79, ст. 104 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), ст. 787 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 (ФЗ-14), пп. в) п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкой воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - ГШ-457), пункты 32, 72 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 (далее - ФАП-82), пункты 2, 3 "Порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии", утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.12.2011 N 310 (Далее -Приказ 310).
Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность: устранить выявленные нарушения и привести деятельность ООО "Авиакомпания "Победа" в соответствие требованиям воздушного законодательства и международных договоров в области гражданской авиации. Разовые, чартерные перевозки выполнять на основании договоров фрахтования воздушного судна (договора чартера) установленным порядком.
Из инспекторского предписания N 6.7.3-102 от 26.11.2018 следует:
1. ООО "Авиакомпанией Победа" осуществляется бронирование, продажа и перевозка пассажиров при отсутствии допуска к выполнению международных регулярных перевозок от уполномоченных в области гражданской авиации органов власти Российской Федерации, Турецкой Республики и Итальянской Республики, в соответствии с требованиями Соглашений между Правительствами Российской Федерации и Турецкой Республики, и Российской Федерацией и Итальянской Республики по следующим маршрутам: Санкт-Петербург (Пулково) - Бергамо (Италия), Москва (Внуково) - Тревизо (Италия), Москва (Внуково) - Палермо (Италия), Москва (Внуково) - Анталия (Турция).
1.1 По маршруту Санкт-Петербург (Пулково) - Бергамо (Италия): Разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов отсутствует;
Разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 2 раза в неделю;Фактическое выполнение рейсов: за период IATA Лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) не выполнялись; за период 1АТА Зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 2 рейса в неделю;
1.2 По маршруту Москва (Внуково) - Тревизо (Италия): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов отсутствует; разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов отсутствует;
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA Лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой от 1 до 3 рейсов в неделю; за период LATA Зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 3 рейса в неделю;
1.3 По маршруту Москва (Внуково) - Палермо (Италия): разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов отсутствует; разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 2 раза в неделю;
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA Лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой 1 рейс в неделю; за период IATA Зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 2 рейса в неделю;
1.4 По маршруту Москва (Внуково) - Анталия (Турция): Разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов отсутствует;
Разрешение Турецкой стороны на выполнение регулярных рейсов отсутствует; Фактическое выполнение рейсов: за период IATA Лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой от 3 до 4 рейсов в неделю; за период IATA Зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой от 3 до 5 рейсов в неделю.
Основание выдачи предписания: ст. 5.6 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго от 07.12.1944), п. 1 ст. 2, П.4 ст. 4, пп. 1Д,3 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о воздушном сообщении, подписанном в Риме от 10 марта 1969 года, пп. в) п. 2 ст. 2, п. 5 ст. 3, пп. 1, 2, 5 ст. 10, пл. 1,2 ст. 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о воздушном сообщении, подписанном в Анкаре от 12 мая 2010 года, п. 4 ст. 79 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), пп. в) п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкой воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - ПП-457), пункт 3 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 (далее - ФАП-82), пункты 2, 3 "Порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии", утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.12.2011 N 310 (Далее - Приказ 310).
Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность устранить выявленные нарушения и привести деятельность ООО "Авиакомпания "Победа" в соответствие требованиям воздушного законодательства и международных договоров в области гражданской авиации. Полеты выполнять с получением установленным порядком допусков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов и согласования с назначенными перевозчиками.
Из инспекторского предписания N 6.7.3-103 от 26.11.2018 следует:
1. ООО "Авиакомпанией Победа" осуществляется бронирование, продажа и осуществление перевозки пассажиров с нарушением параметров предоставленных уполномоченными в области гражданской авиации органами власти Российской Федерации и Итальянской Республики по следующим маршрутам: Москва (Внуков@) - Бергамо (Италия), Санкт-Петербург (Пулково) -Пиза (Италия).
1.1 По маршруту Москва (Внуково) - Бергамо (Италия): Разрешение ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов имеется с частотой 1 раз в неделю;
Разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 1 раз в неделю; Фактическое выполнение рейсов: за период IATA Лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой от 6 до 11 рейсов в неделю; за период IATA Зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 7 рейсов в неделю;
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.2015 N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Москва-Бергамо не подтверждены;
1.2 По маршруту Санкт-Петербург (Пулково) - Пиза (Италия): Разрешения ФАВТ на выполнение регулярных пассажирских рейсов имеется с частотой 1 раз в неделю; Разрешение Итальянской стороны на выполнение регулярных рейсов имеется с частотой 2 раза в неделю.
Фактическое выполнение рейсов: за период IATA Лето (с 01.03.2018 по 30.09.2018) - выполнялись с частотой 3 рейса в неделю; за период IATA Зима (с 01.10.2018 по 08.11.2018) - выполнялись с частотой 3 рейса в неделю;
В соответствии с представленными договорами фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 04.12.2015 N 041215/2 и договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) от 15.12.MS N 151215/2, выполнение чартерных рейсов по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) - Пиза (Италия) не подтверждены.
Основание выдачи предписания: нарушение требований п. 1 ст. 2, п,4 ст. 4, пп. 1, 2, 3 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о воздушном сообщении, подписанном в Риме от 10 марта 1969 года, п. 2, 4 ст. 79 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), пп. в) п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 Нй 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкой воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - ПП-457), п. 3 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее - ФАП-82), пунктов 2, 3 "Порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии", утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.12.2011 N 310.
Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность: устранить выявленные нарушения и привести деятельность ООО "Авиакомпания "Победа" в соответствие требованиям воздушного законодательства и международных договоров в области гражданской авиации; полеты выполнять с получением установленным порядком и в соответствии с параметрами предоставленных от уполномоченных органов в области гражданской авиации допусков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов.
Срок исполнения указанных предписаний установлен до 11 февраля 2019.
Государственный надзор в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти при осуществлении им государственного транспортного надзора с целью обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и услуг (ст. 28 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ.
Воздушным кодексом РФ определены обязательные требования законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации:
Согласно статье 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Воздушного кодекса РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
Статьей 4 Воздушного кодекса РФ установлена ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями а, б ст. 96 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго от 07.12.1944):
"Воздушное сообщение" означает любое регулярное воздушное сообщение, осуществляемое воздушными судами с целью общественных перевозок пассажиров, почты или груза;
"Международное воздушное сообщение" означает воздушное сообщение, осуществляемое через воздушное пространство над территорией более чем одного государства.
Международные воздушные сообщения делятся на регулярные и нерегулярные, что также определено основным международным договором - Чикагской Конвенцией, одной из провозглашенных целей которой, является: достижение "согласия относительно определенных принципов и мер с тем, чтобы международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равенства возможностей и осуществляться рационально и экономично".
Воздушное сообщение регулярное - воздушное сообщение, осуществляемое посредством регулярных полетов.
Совет ИКАО в 1952 году определил регулярное международное воздушное сообщение, как серию полетов, которые осуществляются через воздушное пространство над территорией более, чем одного государства воздушными судами с целью перевозки пассажиров, груза и почты за вознаграждение, причем каждый полет доступен для любого лица; при их осуществлении выполняются перевозки между одними и теми же или более пунктами, либо в соответствии с опубликованным расписанием, либо рейсами настолько регулярными или частыми, что они представляют собой явные систематические серии.
В соответствии со ст. 6 Чикагской Конвенции, никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.
Нерегулярное воздушное сообщение - воздушное сообщение, осуществляемое посредством нерегулярных (эпизодических, разовых) полетов, то есть иных, чем регулярные, выполняемые по расписанию с определенной частотой между определенными пунктами. Наиболее распространенный вид - воздушный чартер.
В соответствии со ст. 5 Чикагской Конвенции, формально допускает нерегулярные полеты с некоммерческими целями (не для осуществления воздушных перевозок) без получения специального разрешения.
Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации осуществляются на основании:
1. Международных договоров РФ;
2. Специальных разрешений на совершение разовых (нерегулярных) полетов, выдаваемых в установленном порядке.
В 1992 году Советом ИКАО, в связи с развитием авиационной отрасли и проведением политики либерализации воздушных перевозок в некоторых государствах и стирания различий между регулярными и нерегулярными воздушными сообщениями, был принят "Третий пакет" мер для применения при перевозках между государствами Европейского союза, который фактически устранил на территории Европейского союза нормативные различия между двумя видами сообщений, позволив нерегулярным авиаперевозчикам осуществлять регулярные сообщения и продавать свои услуги непосредственно пассажирам, что регламентировано IKAO DOC 9587 от 2008 года "Политика и инструктивный материал в области экономического регулирования международного воздушного транспорта".
В этом же документе определено понятие "Регулярного международного воздушного сообщения".
Регулярное международное воздушное сообщение представляет собой серию полетов, которому в полном объеме присущи следующие характеристики: осуществляется через воздушное пространство над территорией более, чем одного государства; осуществляется воздушными судами с целью перевозки пассажиров, почты или груза за вознаграждение, причем каждый полет доступен для любого лица; при его осуществлении выполняются перевозки между одними и теми же двумя или более пунктами, либо в соответствии с опубликованным расписанием, либо рейсами, настолько регулярными или частыми, что они представляют собой явные систематические серии.
В соответствии с требованиями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о воздушном сообщении, подписанном в Анкаре от 12 мая 2010 года:
В соответствии со ст. 2 Соглашения с Турецкой Республикой определено предоставление права:
1. Каждая Договаривающаяся Сторона предоставляет другой Договаривающейся Стороне права, предусмотренные настоящим Соглашением, в целях установления и эксплуатации международных воздушных линий по установленным маршрутам в соответствии с приложением к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью.
2. Назначенные авиапредприятия государства каждой Договаривающейся Стороны:
а) вправе совершать пролет над территорией государства другой Договаривающейся Стороны без посадки;
б) вправе совершать на территории государства другой Договаривающейся Стороны остановки с некоммерческими целями;
в) вправе совершать на территории государства другой Договаривающейся Стороны посадки в пунктах, указанных в приложении к настоящему Соглашению, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, с целью посадки или высадки пассажиров, погрузки и (или) выгрузки почты и груза международного следования в соответствии с условиями, указанными в приложении к настоящему Соглашению, на территорию или с территории государства другой Договаривающейся Стороны.
Статьей 3 Соглашения с TP определено назначение и предоставление разрешений на эксплуатацию:
Каждая Договаривающаяся Сторона имеет право назначить одно и более авиапредприятие с целью эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам, уведомив об этом письменно по дипломатическим каналам другую Договаривающуюся Сторону.
По получении такого уведомления другая Договаривающаяся Сторона незамедлительно предоставляет каждому назначенному авиапредприятию разрешение на эксплуатацию при соблюдении условий, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
3. Авиационные власти государства одной Договаривающейся Стороны до выдачи разрешения на эксплуатацию могут потребовать от назначенного авиапредприятия государства другой Договаривающейся Стороны, доказательств того, что оно способно выполнять условия, предписанные законодательством, обычно и обоснованно применяемым этими властями при эксплуатации международных воздушных линий в соответствии с Конвенцией.
4. Каждая Договаривающаяся Сторона имеет право отказать в предоставлении разрешения на эксплуатацию или потребовать выполнения таких условий, которые она сочтет необходимыми при использовании назначенным авиапредприятием прав, указанных в статье 2 настоящего Соглашения, в любом случае, когда эта Договаривающаяся Сторона не имеет доказательств того, что:
а) преимущественное владение или действительный контроль над этим авиапредприятием принадлежит государству Договаривающейся Стороны, назначившей это авиапредприятие, или гражданам ее государства;
б) назначенное авиапредприятие не соблюдает требования по авиационной безопасности и безопасности полетов в соответствии со статьями 7 и 8 настоящего Соглашения.
5. Назначенное авиапредприятие, получившее разрешение на эксплуатацию, может начать эксплуатацию договорных линий при условии, что емкости утверждены авиационными властями государств Договаривающихся Сторон и тарифы, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Соглашения, введены в действие в отношении договорных линий.
Статьей 4 Соглашения с Турецкой Республикой определено аннулирование или приостановление действия разрешения на эксплуатацию: каждая Договаривающаяся Сторона имеет право аннулировать разрешение на эксплуатацию или приостановить пользование указанными в статье 2 настоящего Соглашения правами, предоставленными назначенному авиапредприятию государства другой Договаривающейся Стороны, или может потребовать выполнения таких условий, которые она сочтет необходимыми при пользовании этими правами: в случае если назначенное авиапредприятие каким-либо иным образом не выполняет условия, предусмотренные настоящим Соглашением.
В статье 10 Соглашения с TP определены принципы, регулирующие эксплуатацию договорных линий:
Назначенным авиапредприятиям государств Договаривающихся Сторон предоставляются справедливые и равные возможности эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам между территориями государств Договаривающихся Сторон и за их пределы.
При эксплуатации договорных линий назначенные авиапредприятия государства одной Договаривающейся Стороны принимают во внимание интересы назначенных авиапредприятий государства другой Договаривающейся Стороны, которые эксплуатируют авиалинию по этому же маршруту, или его части, с тем, чтобы не нанести неоправданный ущерб перевозкам последних.
Для обеспечения назначенным авиапредприятиям равных и справедливых возможностей частота полетов и емкость, а также расписание полетов подлежат одобрению авиационными властями государств Договаривающихся Сторон. Частоты полетов и емкости периодически могут пересматриваться авиационными властями государств Договаривающихся Сторон.
Авиационные власти государств Договаривающихся Сторон должны при необходимости пытаться достигать удовлетворительных договоренностей в отношении расписаний полетов, емкостей и частот.
Статьей 11 Соглашения с Турецкой Республикой определены тарифы при эксплуатации договорных линий:
1. Тарифы назначенных авиапредприятий на любой договорной линии устанавливаются на разумном уровне с учетом всех соответствующих факторов, включая эксплуатационные расходы, обоснованную прибыль, характеристику договорной линии и тарифы других авиапредприятий для любой части установленного маршрута. Эти тарифы устанавливаются в соответствии с положениями настоящей статьи.
2. Тарифы, а также размер агентских комиссионных с этих тарифов, должны согласовываться по возможности по каждому из установленных маршрутов между заинтересованными назначенными авиапредприятиями путем консультаций с другими авиапредприятиями, эксплуатирующими весь маршрут или его часть.
3. В случае если назначенные авиапредприятия государств Договаривающихся Сторон не смогут согласовать любой из тарифов или по каким-либо другим причинам тариф не может быть согласован в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, авиационные власти государств Договаривающихся Сторон стремятся к установлению тарифов по договоренности между собой.
4. Тарифы утверждаются авиационными властями государств обеих Договаривающихся Сторон, где это применимо.
5. Тарифы, установленные в соответствии с настоящей статьей, утверждаются авиационными властями государств Договаривающихся Сторон и остаются в силе до тех пор, пока не будут установлены новые тарифы.
В соответствии со ст. 17 Соглашения с Турецкой Республикой определено согласование расписания полетов:
Назначенные авиапредприятия государства каждой из Договаривающихся Сторон должны направлять проекты расписания полетов по договорным маршрутам на каждый период (летний и зимний) для утверждения их авиационными властями государства другой Договаривающейся Стороны не позднее, чем за 45 дней до начала действия расписания полетов.
Для выполнения дополнительных рейсов по установленным маршрутам, осуществляемым вне рамок утвержденного расписания полетов назначенное авиапредприятие государства одной Договаривающейся Стороны должно запросить разрешение от авиационных властей государства другой Договаривающейся Стороны.
Такие запросы должны направляться в соответствии с законодательством государств Договаривающихся Сторон. Аналогичные процедуры применяются при необходимости внесения любых изменений в утвержденное расписание полетов.
В соответствии с требованиями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о воздушном сообщении, подписанном в Риме от 10 марта 1969 года определены права авиапредприятий:
1. Назначенное авиапредприятие каждой Договаривающейся Стороны при эксплуатации договорных линий будет пользоваться следующими правами:
а) производства посадок на территории другой Договаривающейся Стороны в пунктах, указанных в Приложении I к настоящему Соглашению, в целях погрузки и выгрузки пассажиров, багажа, почты и грузов международного следования;
б) производства посадок на территории другой Договаривающейся Стороны с некоммерческими целями в аэропортах, специально выделенных на международных воздушных трассах соответствующих Договаривающихся Сторон.
2. Полеты по договорным линиям будут осуществляться по международным воздушным трассам, выделенным каждой Договаривающейся Стороной на своей территории с учетом наиболее удобных маршрутов по выбору назначенного авиапредприятия.
В соответствии со ст. 3 Соглашения с ИР определены сроки эксплуатации договорных линий:
Эксплуатация договорных линий может быть начата после того, как любая из Договаривающихся Сторон назначит свое авиапредприятие для эксплуатации этих линий.
В соответствии со ст. 4 Соглашения с ИР определены обязательства:
1. Назначенные авиапредприятия Договаривающихся Сторон с целью осуществления согласованных полетов должны выделять такие транспортные средства на договорных линиях, возможности которых будут соответствовать разумно предполагаемым потребностям в воздушных перевозках по договорным линиям.
Частота, расписание полетов и типы самолетов должны быть согласованы между назначенными авиапредприятиями и представлены на утверждение авиационных властей не позднее, чем за 60 дней до вступления их в силу.
Возможные дополнительные рейсы вне расписания могут выполняться по согласованию назначенных авиапредприятий при одобрении авиационных властей Договаривающихся Сторон, при условии подачи заинтересованным авиапредприятием заявки за 5 рабочих дней и в возможных крайних случаях не позднее, чем за 24 часа до вылета воздушного судна.
В соответствии со ст. 5 Соглашения с Итальянской Республикой определены правила применения тарифов на договорных линиях:
2. Тарифы, на которые делается ссылка в пункте 1 настоящей статьи, должны быть согласованы назначенными авиапредприятиями обеих Договаривающихся Сторон, имея в виду тарифные ставки других авиапредприятий, установленные на всем маршруте или на его отдельном отрезке.
Приложением I определены договорные линии.
I. Маршруты для советских воздушных судов: Пункты в СССР - Рим - в обоих направлениях.
II. Маршруты для итальянских воздушных судов: Пункты в Италии - Москва в обоих направлениях.
В соответствии с требованиями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Австрийским Федеральным Правительством о воздушном сообщении, подписанном от 08 ноября 1993 года в Вене (далее - Соглашению с Австрийским Правительством) каждая Договаривающаяся Сторона предоставляет другой Договаривающейся Стороне права, предусмотренные настоящим Соглашением, в целях установления международных воздушных линий по маршрутам, указанным в Приложении к настоящему Соглашению (именуются в дальнейшем соответственно "договорные линии" и "установленные маршруты"(статья 2)): В Приложении к Соглашению с Австрийским Правительством указаны: 1. Маршруты, которые будут эксплуатироваться в обоих направлениях назначенным авиапредприятием(ями) Российской Федерации:
1.1. Москва - пункты в Европе - Вена.
1.2. Пункты в России - пункты в Европе - Вена, Зальцбург (дополнительные пункты по договоренности авиационных властей).
Статьей 4 Соглашения с Австрийским Правительством определено назначение и предоставление разрешений на эксплуатацию:
Каждая Договаривающаяся Сторона будет иметь право назначить авиапредприятие или несколько авиапредприятий с целью эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам, уведомив об этом письменно другую Договаривающуюся Сторону.
По получении такого уведомления другая Договаривающаяся Сторона в соответствии с положениями пунктов 3 и 4 настоящей статьи незамедлительно предоставит каждому назначенному авиапредприятию соответствующее разрешение на полеты.
Статьей 5 Соглашения с Австрийским Правительством определено аннулирование или приостановление действия разрешения на эксплуатацию:
1. Каждая Договаривающаяся Сторона будет иметь право аннулировать разрешение на полеты или приостановить пользование указанными в статье 3 настоящего Соглашения правами, предоставленными назначенному(ым) авиапредприятию(ям) другой Договаривающейся Стороны, или потребовать выполнения таких условий, которые она сочтет необходимыми при пользовании этими правами:
a) в любом случае, если она не убеждена в том, что преимущественное владение или действительный контроль над этим авиапредприятием(ями) принадлежит Договаривающейся Стороне, назначившей это авиапредприятие(я), или гражданам ее государства, или b) в случае, если это авиапредприятие(я) не соблюдает(ют) законы и правила Договаривающейся Стороны, предоставляющей эти права, или c) в случае, если авиапредприятие(я) каким-либо иным образом не соблюдает(ют) условия, предписанные настоящим Соглашением.
Статьей 10 Соглашения с Австрийским Правительством определены принципы, регулирующие эксплуатацию договорных линий:
Назначенным авиапредприятиям Договаривающихся Сторон будут предоставлены справедливые и равные условия эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам между их соответствующими территориями.
При эксплуатации договорных линий назначенное авиапредприятие(я) одной Договаривающейся Стороны должно принимать во внимание интересы назначенного авиапредприятия(ий) другой Договаривающейся Стороны, с тем чтобы не нанести ущерба перевозкам, осуществляемым последним авиапредприятием, которое эксплуатирует авиалинию по этому же маршруту или его части.
Статьей 11 Соглашения с Австрийским Правительством определены правила применения тарифов на договорных линиях:
1. Тарифы на любой договорной линии должны устанавливаться на разумном уровне с учетом всех соответствующих факторов, включая эксплуатационные расходы, разумную прибыль, характеристику авиалинии (например, скорость и удобства) и тарифы других авиапредприятий для любой части установленного маршрута. Эти тарифы должны быть установлены в соответствии с указанными ниже условиями настоящей статьи.
2. Тарифы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны по возможности согласовываться по каждому из установленных маршрутов между заинтересованными назначенными авиапредприятиями после консультации с другими авиапредприятиями, эксплуатирующими весь маршрут или его часть. Согласованные таким образом тарифы подлежат утверждению авиационными властями Договаривающихся Сторон не позднее чем за тридцать (30) дней до предлагаемой даты их вступления в силу; в особых случаях этот срок может быть сокращен по договоренности между указанными властями.
Если назначенные авиапредприятия не смогут согласиться с любым из этих тарифов или по каким-либо другим причинам тариф не может быть установлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи или в течение первых пятнадцати (15) дней тридцатидневного (30) периода, указанного в пункте 2 настоящей статьи, то авиационные власти одной Договаривавшейся Стороны уведомляют авиационные власти другой Договаривающейся Стороны о несогласии с любым тарифом, определенным в соответствии с положениями пункта 2 настоящей статьи. При этом авиационные власти Договаривающихся Сторон должны попытаться по договоренности между собой установить тарифы.
Если авиационные власти не смогут достигнуть согласия по вопросу утверждения какого-либо тарифа, представленного им в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, или по установлению какого-либо тарифа в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, то Договаривающиеся Стороны должны попытаться установить тарифы по договоренности между собой.
В соответствии с пунктами 2 и 3 "Порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии", утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.12.2011 N 310, и на основании пункта 2 постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" в расписание включаются рейсы, обладающие всеми следующими характеристиками:
- на каждом рейсе имеющееся количество пассажирских мест и/или провозной емкости для перевозки багажа, груза и/или почты доступно для приобретения непосредственно у перевозчика или у его уполномоченных агентов каждому, кто обратится за услугой по воздушной перевозке пассажира и (или) грузов (почты);
- рейсы выполняются с целью осуществления воздушного сообщения между одними и теми же аэропортами;
- рейсы выполняются на основании договора воздушной перевозки пассажира и (или) грузов (почты).
Для формирования, утверждения и опубликования расписания, перевозчик должен иметь действующие сертификат эксплуатанта, лицензии на перевозку воздушным транспортом пассажиров и (или) грузов, а также, при выполнении международных воздушных перевозок, допуски к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов с учетом положений международных договоров Российской Федерации.
Статьей 3 ВК РФ определено приоритетное право Международных договоров Российской Федерации "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, применяются правила международного договора".
Статьей 64 ВК РФ определены тарифы при заключении договора перевозки и договора чартера: плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками, плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), устанавливается на договорной основе.
Статьей 79 ВК РФ определено, что Международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.4.16 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, Федеральное агентство воздушного транспорта (далее - Росавиация), осуществляет допуск в установленном порядке перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов.
В соответствии с требованиями "Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по допуску перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов" (далее - Регламент), утвержденного приказом Минтранса России от 07.05.2015 N 162 определен порядок рассмотрения заявлений на получение допуска.
В соответствии с п. 54 Регламента, допуск осуществляется:
1) к выполнению международных регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов (далее - допуск к выполнению регулярных перевозок);
2) к выполнению международных нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов (далее - допуск к выполнению нерегулярных (чартерных) перевозок).
В соответствии с п. 55 Регламента, допуск предоставляется:
1) при наличии неиспользуемых прав на осуществление международных перевозок пассажиров и (или) грузов в соответствии с положениями международных договоров Российской Федерации;
Пунктом 75 Регламента определено, что в приказе Росавиации о предоставлении допуска к выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок указываются соответствующие параметры, определяющие условия выполнения международных воздушных перевозок: типы ВС, частота выполнения рейсов, пункты между которыми выполняются перевозка пассажиров и грузов, для международных нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров и грузов в пункты, выполнение перевозок в которые в соответствии с СВС требует проведения согласования с назначенными перевозчиками. - пункты перевозок и частота полетов, согласованные с назначенными перевозчиками, либо определенные решением комиссии.
В соответствии с пунктами 3, 6 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 (далее - ФАП -82) перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами.
Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).
Между тем, административным органом было установлено, что согласно фактам, указанным в обращении ПАО "Авиакомпания "Сибирь", Заявителем допущены нарушения на маршрутах:
1. Москва-Бергамо. Допуск перевозчику предоставлен на 1 частоту в неделю в сезоне ИАТА Лето-2018 - фактически выполняются рейсы с частотой 7 рейсов в неделю, на сезон Зима - 2018 ведется продажа с частотой 14 рейсов в неделю;
2. Санкт-Петербург - Бергамо. Допуск отсутствует. На сезон Зима-2018 ведется продажа на 3 рейса в неделю;
3. Москва-Пиза. Допуск предоставлен на 6 частот в сезоне Лето-2018, фактически выполняется 7 рейсов в неделю;
4. Санкт-Петербург-Пиза. Допуск предоставлен на 1 частоту: в сезоне Лето-2018 выполнялось 3 рейса в неделю, на сезон Зима-2018 ведется продажа на 3 рейса в неделю;
5. Москва-Тревизо. Пункт отсутствует в таблице маршрутов, допуск отсутствует: в сезоне Лето-2018 выполнялись рейсы 3 раза в неделю, на сезон Зима-2018 ведется продажа на 3 рейса в неделю;
6. Москва-Палермо. Пункт отсутствует в таблице маршрутов, допуск отсутствует: в сезоне Лето-2018 выполняется 2 рейса в неделю;
7. Москва-Зальцбург. Допуск отсутствует, сезон Зима-2018 ведется продажа на 1 рейс в неделю;
8. Москва-Анталия. Допуск отсутствует, в сезоне Лето-2018 выполняются чартерные рейсы с частотой 4 рейса в неделю. На сезон Лето-2018 ведется продажа на 4 рейса в неделю.
В ходе проведения Ространснадзором проверки ООО "Авиакомпания Победа" на предмет соблюдения требований международных договоров, в части организации и выполнения международных рейсов на регулярной основе по маршрутам Москва-Бергамо, Москва-Пиза, Санкт-Петербург-Пиза, Санкт-Петербург-Бергамо, Москва-Тревизо, Москва-Палермо, Москва-Зальцбург, Москва-Анталия, а так же выполнения требований международных договоров в области гражданской авиации и обеспечения организации выполнения воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, факты нарушения воздушного законодательства и международных договоров Российской Федерации подтвердились.
Таким образом, Ространснадзор, выдав Заявителю оспариваемые Предписания по устранению выявленных нарушений от 26.11.2018, правомерно указал на неукоснительность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации.
Доводы Заявителя о том, что акт проверки N 6.7.1-14 от 26.11.2018 составлен без участия законного представителя общества" и был вручен заявителю уже после принятия оспариваемых предписаний, чем нарушены нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) отклоняются судом как несостоятельные по следующим основаниям.
Как указано выше, на основании распоряжения руководителя Ространснадзора от 12.10.2018 N ВБ-428-р(фс) административным органом в отношении ООО "Авиакомпания "Победа" была проведена внеплановая документарная проверка.
В силу положений статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) рассматриваются документы юридического лица, представленные им по запросу органа государственного контроля (надзора).
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Закона N 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).
Между тем, требований о том, что орган государственного контроля (надзора) обязан знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица с результатами проверки до ее завершения (т.е. с проектами документов) Закон N 294-ФЗ не содержит.
В соответствии с положениями статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений, в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (их нет в случае документарной проверки), направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
К акту проверки прилагаются протоколы, заключения, объяснения работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Типовая форма акта проверки утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Приказ N 141).
Согласно утвержденной форме, акт проверки должен содержать отметку о присутствии руководителя, иного должностного лица (должностных лиц) или уполномоченного представителя юридического лица при проведении проверки.
Как следует из материалов дела, акт проверки Ространснадзора N 6.7.1-14 от 26.11.2018 содержит запись: "При проведении проверки от ООО "Авиакомпания "Победа" присутствовали: НЕТ" (абз. 4 сверху стр. 2).
Согласно части 12 статьи 16 Закона 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора).
Между тем Общество возражений ни по Акту проверки, ни по Предписаниям в адрес Ространснадзора не направляло.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом, нарушений Закона 294-ФЗ административным органом при проведении проверки допущено не было.
Доводы Заявителя о том, что Ространснадзором нарушено право Общества на представление возражений на акт проверки в течение пятнадцати дней после его получения, а также о том, что не исследованы все обстоятельства, в то время как дополнительные документы в момент проверки общество не представило в связи с неполучением акта проверки, отклоняются судом, поскольку не подтверждены заявителем документально и опровергаются материалами дела.
В части 12 статьи 16 Закона 294-ФЗ указано, что в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе оспорить в досудебном порядке.
Как следует из материалов дела, акт проверки Ространснадзора N 6.7.1-14 от 26.11.2018 с приложениями был направлен ООО "Авиакомпания "Победа" почтой России 29.11.2018 заказным письмом (почтовый идентификатор 10944029117196), как установлено статьей 16 Закона 294-ФЗ, и получен Обществом 13.12.2018, что подтверждается представленными административным органом в материалы дела доказательствами.
Дополнительно Акт проверки в формате PDF (отсканированный) направлен 30.11.2018 ООО "Авиакомпания "Победа" по электронной почте на адрес info(5)pobeda. Aero, что подтверждается представленными административным органом в материалы дела доказательствами.
Как было указано выше, по тексту частью 12 статьи 16 Закона 294-ФЗ юридическому лицу, проверка которого проводилась, предоставлено право в досудебном порядке оспорить результаты проверки, направив письменные возражения и приложенные к ним документы в проверяющий орган.
Между тем Общество возражений ни по Акту проверки, ни по оспариваемым Предписаниям в адрес Ространснадзора не направляло.
Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
Доводы заявителя по настоящему делу судом рассмотрены, однако, они противоречат представленным в материалы дела доказательствам и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В указанной связи, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы отклоняются апелляционным судом, так как противоречат представленным в материалы дела доказательствам и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы взыскивается с заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2019 по делу N А40-49255/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-49255/2019
Истец: ООО АК Победа
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА, Федеральная служба по надзору в сфере Транспорта