город Москва |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А40-155244/19-122-1261 |
Арбитражный суд Московского округа в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2019 г. по делу N А40-155244/19-122-1261
по иску Центральной акцизной таможни
к обществу с ограниченной ответственностью "СМГ ИМПОРТ"
о взыскании утилизационного сбора в размере 483 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
26 февраля 2019 г. обществом с ограниченной ответственностью "СМГ ИМПОРТ" (далее - ООО "СМГ ИМПОРТ", общество, ответчик, декларант) на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни (далее - таможенный пост) была подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10009194/260219/0001493, по которой предъявлен к таможенному декларированию товар, в том числе: машина льдозаливочная (льдозаливочный комбайн) для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой, марка OLYMP1A MILLENNIUM PLUS Е, 4 двигателя переменного тока мощностью по 2,5 KW/80V каждый (далее - льдозаливочная машина).
В графе 33 указанной ДТ декларант указал в отношении ввезенного товара классификационный код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 8479 10 000 0, что соответствует товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС - "Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные: оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ".
Вышеуказанный товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
Таможенный орган пришел к выводу о том, что за товар, задекларированный по ДТ N 10009194/260219/0001493, подлежит уплате утилизационный сбор в размере 483 000 руб.
Поскольку ответчиком утилизационный сбор в установленные сроки уплачен не был, Центральная акцизная таможня обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "СМГ ИМПОРТ" о взыскании в суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 483 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 августа 2019 г. исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2019 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Центральная акцизная таможня просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что при таможенном декларировании товара (льдозаливочной машины) заявленный обществом классификационный код 8479 899 70 8 ТН ВЭД ЕАЭС не был принят таможенным органом и решением от 07 марта 2019 г. N РКТ-10009194-18/000026 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС (далее - решение), заявленного в ДТ N 10009194/260219/0001493, был изменен таможенным органом с 8479 89 970 8 на 8479 10 000 0. Указанное решение ООО "СМГ ИМПОРТ" в установленном законе порядке обжаловано не было, в связи с чем ввезенный товар подлежит обложению утилизационным сбором.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "СМГ ИМПОРТ" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
По смыслу приведенной нормы объектом утилизационного сбора признается каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи. Исключения, касающиеся транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), при этом не предусмотрены.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 указанного закона виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
31 мая 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 639 утверждены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 639), в том числе, в примечание <4> Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Примечание <4> Перечня), в соответствии с которым размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой ТН ВЭД ЕАЭС.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции указал на непредоставление таможенным органом надлежащих доказательств в подтверждение того, что спорный товар подлежит классификации в товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, а отнесение машин для подготовки льда к надлежащему классификационному коду исключает обязанность по уплате утилизационного сбора.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с Постановлением N 639 код 8479 100 00 0 товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС был отнесен к "Машинам для содержания дорог", при этом в отношении "Машин для подготовки льда" указанный код перестал соответствовать, в связи с чем таможенным органом надлежало осуществить его переквалификацию на код 8479 899 70 8.
Приняв во внимание, что код подсубпозиции 8479 89 970 8 классификатора ТН ВЭД ЕАЭС отсутствует в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, определенных Постановлением Правительства от 06 февраля 2016 г. N 81, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, машина льдозаливочная (льдозаливочный комбайн) для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой, марка OLYMP1A MILLENNIUM PLUS Е, двигателя переменного тока мощностью по 2,5 KW/80V каждый, не может рассматриваться как объект, в отношении которого взимается (рассчитывается и уплачивается) утилизационный сбор, поскольку Постановлением N 639 не предусматривает его уплату по этому коду.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В кассационной жалобе Центральная акцизная таможня приводит доводы о том, что ввезенный обществом товар подлежит обложению утилизационным сбором, поскольку согласно решению Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированный) Центральной акцизной таможни от 07 марта 2019 г. N РКТ-10009194-18/000026 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, заявленный в ДТ N 10009194/260219/0001493, был изменен таможенным органом с 8479 89 970 8 на 8479 10 000 0, указанное решение не было обжаловано, в связи с чем суд не вправе был самостоятельно относить товары к соответствующим товарным позициям ТН ВЭД России, так как принятие таких решений является исключительно прерогативой таможенных органов.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку таможенным органом не представлено надлежащих доказательств того, что спорный товар подлежит классификации в товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в то время как в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора применяется именно код ТН ВЭД ЕАЭС.
Иные доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2019 г. по делу N А40-155244/19-122-1261 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
31 мая 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 639 утверждены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 639), в том числе, в примечание <4> Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Примечание <4> Перечня), в соответствии с которым размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2020 г. N Ф05-428/20 по делу N А40-155244/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-428/20
17.01.2020 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-428/20
15.11.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54754/19
19.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-155244/19