г. Москва |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А40-122957/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 13.03.2020.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Беловой А.Р., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от ООО "ЯГОДКА" - Климанов Д.Ю.- доверен. от 13.02.19г.
от Управления Росреестра по Москве - Чекалина О.Н.- доверен. от 30.12.19г. N д-41/2019
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А40-122957/19
по заявлению ООО "ЯГОДКА" (ИНН 7721014524, ОГРН 1027739602835)
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ягодка" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом уточнений, к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным действий, выразившихся в отказе в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002011:1144, площадью 325,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ферганская, д. 8А, изложенном в Уведомлении об отказе в осуществлении снятия с государственного учета от 06.05.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-279 и об обязании снять с кадастрового учета нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0002011:1144, площадью 325,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Ферганская, д. 8А, в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2019 по делу N А40-122957/19 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А40-122957/19 отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суды не учли, что собственником объекта является Департамент земельных ресурсов города Москвы, а общество является арендатором земельного участка, при этом, собственником каких-либо действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав на объект совершено не было, ЕРГН не содержит сведений о зарегистрированных правах на спорный объект, суд необоснованно принял к рассмотрению заявление об уточнении требований, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А40-122957/19 отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.
ООО "Ягодка" доводы кассационной жалобы отклонило, просило судебные акты оставить в силе.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Из материалов дела следует и установлено судами, ООО "Ягодка" приобрело в собственность здание площадью 255,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, пр. Ферганский. д. 8А, с кадастровым номером 77:04:0002011:17343. Право собственности на объект было зарегистрировано за обществом 25.01.2007.
Для эксплуатации здания под торговые цели и оказания бытовых услуг между ООО "Ягодка" и Департаментом земельных ресурсов города Москвы был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Ферганский проезд, д. 8А, с кадастровым номером 77:04:0002011:25, от 04.09.2008 N М-04-033939 площадью 300 кв. м., сроком действия до 04.09.2033.
Вместе с тем, 24.08.2011 в здании, расположенном по адресу: город Москва, Ферганский проезд, 8А, произошел пожар. После пожара в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0002011:25, ООО "Ягодка" было принято решение о проведении ремонтно-восстановительных работ сгоревшего здания. В результате ремонта было возведено новое строение без соответствующей разрешительной документации. При этом, на новое задние было зарегистрировано право собственности, присвоен кадастровый номер 77:04:0002011:1144.
В рамках дела N А40-182118/13 Департамент городского имущества города Москвы и Префектура ЮВАО г. Москвы обратились в суд с иском о признании вышеуказанного здания - общей площадью 293,72 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, Ферганский проезд, 8А самовольной постройкой и его сносе.
Решением Арбитражного суда города Москвы 11.06.2014 по делу N А40-182118/2013 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражным судом Московского округа от 24.11.2015, решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2014 по делу N А40-182118/2013 было отменено, нежилое здание (постройку) общей площадью 293,72 кв. м по адресу: город Москва, Ферганский проезд, 8А, признано самовольной постройкой, ООО "Ягодка" признано обязанным снести самовольную постройку.
Вместе с тем, на момент исполнения судебного решения в части сноса самовольной постройки общей площадью 293,72 кв. м, расположенной по адресу: город Москва, Ферганский проезд, 8А, по данным ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0002011:25 были расположены два объекта капитального строительства: сгоревшее нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0002011:17343, юридически находившееся на тот момент в собственности ООО "Ягодка" и реконструированный объект капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002011:1144, не имевший собственника по сведениям ЕГРН, поставленный на кадастровый учет специалистами ГБУ МосгорБТИ и подлежавший сносу на основании решения суда.
В ходе исполнения судебного решения, все постройки, расположенные по адресу город Москва, Ферганский проезд, 8А на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0002011:25 были снесены, что подтверждается актом обследования земельного участка от 02.08.2018, составленным кадастровым инженером.
14.09.2018 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на основании указанного акта ООО "Ягодка" было выдано уведомление о прекращении права собственности на объект недвижимого имущества расположенный по адресу: город Москва, Ферганский проезд, 8А, в связи со сносом объекта.
Вместе с тем, после сноса самовольной постройки по адресу: город Москва, Ферганский проезд, 8А и исключении информации о данном объекте недвижимости из ЕГРН, в базе ЕГРН осталась информация о нежилом здании с кадастровым номером 77:04:0002011:1144, расположенном на земельном участке 77:04:0002011:25, без информации о зарегистрированных правах на это здание, при этом фактически арендованный земельный участок, расположенный по адресу: город Москва, Ферганский проезд, 8А, пустует и на нем не расположено никаких строений, что подтверждается заключением кадастрового инженера от 07.12.2018.
07.12.2018 ООО "Ягодка" обратилось в Управление по вопросу снятия с кадастрового учета снесенного объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002011:1144.
29.12.2018 ООО "Ягодка" был получен отказ в снятии с кадастрового учета нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002011:1144.
05.03.2019 ООО "Ягодка" обратилось в ГБУ МосгорБТИ с заявлением о снятии с технического и кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002011:1144.
01.04.2019 ГБУ МосгорБТИ отказало в снятии с технического и кадастрового учета указанного объекта недвижимости в связи с отсутствием полномочий.
05.03.2019 ООО "Ягодка" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002011:1144.
03.04.2019 Департамент отказал в снятии с кадастрового учета указанного объекта недвижимости в связи с отсутствием правовых оснований для проведения данных мероприятий. При этом, Департамент указал, что в сведениях ЕГРН учтено нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0002011:1144, площадью 325,6 кв. м, 1982 года постройки, по адресу: проезд Ферганский, д. 8А, которое по имеющейся в Департаменте информации является дублирующей записью объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002011:17343, ранее находившегося в собственности ООО "Ягодка".
06.03.2019 ООО "Ягодка" повторно обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества в части снятия с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002011:1144, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ферганская, д. 8А.
14.03.2019 Управление уведомлением сообщило о приостановлении снятия с кадастрового учета объекта недвижимости со ссылкой на отсутствие у заявителя ООО "Ягодка" документов, подтверждающих право собственности на объект недвижимости, в отношении которого производится кадастровый учет.
В связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления регистрации, 06.05.2019 Управлением было принято решение N 77-0-1-71/3142/2019-279 об отказе в осуществлении снятия государственного кадастрового учета.
Полагая отказ в снятии объекта с кадастрового учета незаконным, ООО "Ягодка" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Порядок осуществления на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих государственному кадастровому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением соответствующих сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ст. 3 Закон N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделяется отдельными полномочиями органа регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона N 218-ФЗ с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Согласно п. 2 ст. 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Частью 1 ст. 22 Закона N 218-ФЗ определен перечень документов, представляемых в орган кадастрового учета вместе с заявлением о снятии с учета объекта недвижимости.
Из положений пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации гибель имущества, его уничтожение являются основанием для прекращения права собственности на объект недвижимости.
Судами установлено, что в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером: 77:04:0002011:1144, площадью 325,6 кв. м, 1982 года постройки, назначение: нежилое здание, дата постановки на кадастровый учет: 25.05.2012, расположенный по адресу г. Москва, ул. Ферганская, д. 8А.
При этом, согласно сведениям реестра прав ЕГРН в отношении данного объекта движимого имущества не имеется записей о правах и обременениях.
Вместе с тем, из представленных на регистрацию документов следует, что спорный объект недвижимости, расположенный на земельном участке, арендованном ООО "Ягодка", прекратил свое существование.
Из полученных ответов органов государственной власти следует, что свидетельств о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы на спорный объект недвижимости не выдавалось, в связи с чем, установить собственника нежилого здания, расположенного по адресу г. Москва, ул. Ферганская, д. 8А, площадью 325,6 кв. м, невозможно.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае, указание кадастровым инженером на отсутствие объекта недвижимости в акте обследования от 02.08.2018, заключение от 07.12.2018 является достаточным для подтверждения прекращения существования объекта недвижимости, учитывая, что одним из принципов ведения ЕГРН является достоверность содержащихся в нем сведений (часть 1 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).
Довод Управления о том, что суд необоснованно принял уточнение заявления, отклоняется.
На основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Одновременное изменение предмета и основания иска Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не допускает (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").
В рассматриваемом случае был изменен предмет. Материально-правовое требование истца (признание незаконным действий Управления по отказу в снятии объекта с кадастрового учета) и обстоятельства, на которых оно основано, остались прежними. Принятие судом уточненных исковых требований не противоречило статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А40-122957/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2020 г. N Ф05-3447/20 по делу N А40-122957/2019