город Москва |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А41-37414/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Ока-Дизайн": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Серпухов Московской области: Сигунова С.А. (дов. от 30.12 2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) МКУ "Комитет потребительского рынка, услуг, рекламы и туризма администрации городского округа Серпухов Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Главного управления по информационной политике Московской области: Петровой А.С. (дов. N 36исх-4642 от 10.10.2019 г.);
рассмотрев 11 марта 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Серпухов Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2019 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2019 г.,
по делу N А41-37414/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ока-Дизайн"
к Администрации городского округа Серпухов Московской области, муниципальному казенному учреждению "Комитет потребительского рынка, услуг, рекламы и туризма администрации городского округа Серпухов"
о признании недействительными решений и предписания,
третье лицо: Главное управление по информационной политике Московской области,
УСТАНОВИЛ: 10 февраля 2016 г. по результатам проведенного аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, зданий или ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности Серпуховского муниципального района Московской области, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, между Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области и обществом с ограниченной ответственностью "Ока-Дизайн" (далее - ООО "Ока-Дизайн", общество, заявитель) были заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций N 10/16 (а/д "Старосимферопольское шоссе" 100 км + 800 м (право)), N 11/16 (а/д "Калиново - Дракино" 4 км + 150 м (лево)), N 13/16 (а/д "Калиново - Дракино" 4 км + 150 м (лево)), N 14/16 (а/д "Михайловка Пущино" 4 км + 250 м (лево)), N 16/16 (а/д "Старосимферопольское шоссе" 86 км + 000 м (лево)), N 18/16 (а/д "Калиново - Дракино" 3 км + 550 м (право)) (далее - договоры) и оформлены разрешения на установку рекламных конструкций от 29 февраля 2016 г. N 10/16-Щ, N 11/16-Щ, N 13/16-Щ, N 14/16-Щ, N 16/16-Щ, N 18/16-Щ (далее - разрешения).
Согласно разрешениям заявителю предоставлено право установки и эксплуатации рекламных конструкций в виде щитовых установок по соответствующим в договорах (разрешениях) адресам на территории Серпуховского муниципального района Московской области, со сроком действия до 28 февраля 2021 г.
Решением муниципального казенного учреждения "Комитет потребительского рынка услуг, рекламы и туризма администрации городского округа Серпухов" (далее - МКУ "Комитет потребительского рынка услуг, рекламы и туризма администрации городского округа Серпухов") от 04 февраля 2019 г. N 30ЮС/2019 аннулированы ранее выданные ООО "Ока-Дизайн" разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 29 февраля 2016 г. N 10/16-Щ, N 11/16-Щ, N 13/16-Щ, N 14/16-Щ, N 16/16-Щ, N 18/16-Щ.
19 марта 2019 г. Администрацией городского округа Серпухов Московской области (далее - Администрация) в адрес ООО "Ока-Дизайн" было направлено письмо N 1.1.21/1579исх, в соответствии с которым обществу указано на аннулирование ранее выданных разрешений на установку рекламных конструкций на территории Серпуховского муниципального района Московской области от 29 февраля 2016 г. N 10/16-Щ, N 11/16-Щ, N 13/16-Щ, N 14/16-Щ, N 16/16-Щ, N 18/16-Щ на основании протокола N 1 заседания Межведомственной рабочей группы по координации деятельности в сфере размещения рекламных конструкций и средств размещения информации, некапитальных объектов торговли и благоустройства на территории муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" от 19 февраля 2019 г., в связи с несоответствием рекламных конструкций архитектурному облику сложившейся застройки.
Указанным письмом ООО "Ока-Дизайн" предписано в срок до 01 апреля 2019 г. произвести демонтаж рекламных конструкций и удалить информацию, размещенную на рекламной конструкции в течение трех дней.
02 апреля 2019 г. МКУ "Комитет потребительского рынка услуг, рекламы и туризма администрации городского округа Серпухов" в отношении ООО "Ока-Дизайн" вынесено предписание N 298 о демонтаже рекламных конструкций, которым предписано в течение месяца с момента получения настоящего предписания осуществить демонтаж рекламных конструкций, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции в течение трех дней со дня выдачи настоящего предписания.
Считая свои права нарушенными, ООО "Ока-Дизайн" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Серпухов Московской области и МКУ "Комитет потребительского рынка, услуг, рекламы и туризма администрации городского округа Серпухов" со следующими требованиями (с учетом уточнения):
о признании недействительным решения МКУ "Комитет потребительского рынка, услуг, рекламы и туризма администрации городского округа Серпухов" от 04 февраля 2019 г. N 30ЮС/2019 об аннулировании ранее выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 29 февраля 2016 г. N 10/16-Щ, N 11/16-Щ, N 13/16-Щ, N 14/16-Щ, N 16/16-Щ, N 18/16-Щ;
о признании недействительным решения Администрации об аннулировании ранее выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 29 февраля 2016 г. N 10/16-Щ, N 11/16-Щ, N 13/16-Щ, N 14/16-Щ, N 16/16-Щ, N 18/16-Щ, выраженного в письме от 19 марта 2019 г. N 1.1.21/1579 исх.;
о признании недействительным предписания МКУ "Комитет потребительского рынка, услуг, рекламы и туризма администрации городского округа Серпухов" от 02 апреля 2019 г. N 298 о демонтаже рекламной конструкции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление по информационной политике Московской области (далее - ГУИП Московской области, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2019 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене принятых по настоящему делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что действующее законодательство не содержит однозначных критериев и признаков, технических параметров, наличие которых свидетельствует о нарушении установкой рекламной конструкции внешнего архитектурного облика сложившейся городской застройки либо об отсутствии такого нарушения. Также указано на то, что решение вопроса о наличии нарушения установкой рекламной конструкции внешнего архитектурного облика сложившейся застройки и эстетики городской среды относится к компетенции управления, специалисты которого обладают специальными познаниями в области архитектуры и градостроительства.
В отзыве на кассационную жалобу ГУИП Московской области просит обжалуемые судебные акты отменить, кассационную жалобу Администрации удовлетворить.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ГУИП Московской области с доводами жалобы согласился.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 15.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе. Порядок выдачи и аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района регулируется статьей 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) (в редакции Федерального закона от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ).
Частью 1 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
В силу частей 5, 5.1 названной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
Из частей 9, 13 статьи 19 Закона о рекламе следует, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев (часть 17 статьи 19 Закона о рекламе).
В силу пункта 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Частью 18 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается: 1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг о своем отказе от дальнейшего использования разрешения; 2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции; 3) в случае, если рекламная конструкция не установлена в течение года со дня выдачи разрешения или со дня демонтажа рекламной конструкции ее владельцем в период действия разрешения; 4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы; 5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) в случае нарушения требований, установленных частью 9.3 настоящей статьи.
Перечень оснований для принятия органом местного самоуправления решения об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.
Вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла подпункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического наследия, архитектурных стилевых ансамблей.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
При невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции (часть 22 статьи 19 Закона о рекламе).
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что решение МКУ "Комитет потребительского рынка, услуг, рекламы и туризма администрации городского округа Серпухов" от 04 февраля 2019 г. N 30ЮС/2019 и решение Администрации от 19 марта 2019 г. N 1.1.21/1579 исх. об аннулировании ранее выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 29 февраля 2016 г. N 10/16-Щ, N 11/16-Щ, N 13/16-Щ, N 14/16-Щ, N 16/16-Щ, N 18/16-Щ не соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законных интересы заявителя, поскольку вышеуказанные решения не содержат ссылки на нормативные правовые акты Правительства Московской области, муниципальные акты, а также на конкретные документы территориального планирования, которым не соответствуют ранее выданные разрешения на установку рекламных конструкций, в то время как основанием для аннулирования разрешений послужило несоответствие документам территориального планирования и обеспечения соблюдения внешнего облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.
Суды также указали на то, что законодательством не установлено право органа местного самоуправления аннулировать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в связи с несоответствием их архитектурному облику сложившейся застройки, поскольку рекламные конструкции расположены вдоль автодорог, в отсутствие какой-либо застройки.
Кроме того, рекламные конструкции были установлены обществом на основании разрешений Администрации, которые были выданы на основании утвержденной постановлением Администрации Серпуховского муниципального района Московской области N 282 от 19 февраля 2013 г. схемы размещения рекламных конструкций.
Относительно полномочий МКУ "Комитет потребительского рынка, услуг, рекламы и туризма администрации городского округа Серпухов Московской области" по предоставлению последнему полномочий по вынесению решений об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций, согласно Постановлению Главы города Серпухов от 27 июля 2015 г. N 615 "Об утверждении порядка демонтажа рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Серпухов Московской области", установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия, которых не истек, а также при аннулировании разрешения или признании его недействительным", судами указано на то, что указанное постановление содержит полномочия Комитета только по вынесению в отношении владельца рекламной конструкции предписания о ее демонтаже, но не на принятие решения об аннулировании разрешения.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2019 г. по делу N А41-37414/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Серпухов Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла подпункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического наследия, архитектурных стилевых ансамблей.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
При невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции (часть 22 статьи 19 Закона о рекламе)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 марта 2020 г. N Ф05-248/20 по делу N А41-37414/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-248/20
26.11.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20560/19
21.10.2019 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20560/19
11.09.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-37414/19
17.05.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-37414/19