город Москва |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А40-177081/19-139-1522 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Террикон": Лисова Е.В. (дов. от 21.10.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центральной акцизной таможни: Пигоревой Ю.В. (дов. N 05-23/22773 от 17.12.2019 г.)
от ответчика (заинтересованного лица) Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированный) Центральной акцизной таможни: не явились, извещены;
рассмотрев 12 марта 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2019 г.,
по делу N А40-177081/19-139-1522
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Террикон"
к Центральной акцизной таможне, Северо-Западному акцизному таможенному посту (специализированный) Центральной акцизной таможни
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ: обществом с ограниченной ответственностью "Террикон" (далее - ООО "Террикон", общество, заявитель) по декларации на товары (далее - ДТ) N 10009194/170216/0001299 под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" был помещен товар - самоходные машины "четырехколесный самоходный вилочный погрузчик DALIAN, моделей CPCD30CB и CPCD15CB" в количестве 5 штук (далее - товар, самоходная машина).
Вышеуказанный товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
ООО "Террикон" в отношении самоходных машин уплачен утилизационный сбор в общем размере 1 500 000 руб., что подтверждается платежными поручениями (N 2733 от 15 декабря 2016 г., N 2379 от 22 ноября 2017 г., N 2185 от 10 октября 2016 г, N 631 от 22 ноября 2017 г., N 458 от 21 ноября 2016 г.), таможенно-приходными ордерами (далее - ТПО) (ТПО N 10009194/191016/ТС-5963929, ТПО N 10009194/281216/ТС-6031073, ТПО N 10009194/281216/ТС-6031074, ТПО N 10009194/201217/ТС-6154293, ТПО N 10009194/201217/ТС-6154294), переданным на таможенный пост расчетом от 04 апреля 2016 г. сумм утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также отметкам таможенного поста на паспортах самоходных машин (далее - ПСМ) об уплате сбора в полном объеме (ПСМ N RU TK 044467, ПСМ N RU TK 049668, ПСМ N RU TK 049669, ПСМ N RU TK 160821, ПСМ N RU TK 160822).
Факт оплаты заявителем утилизационного сбора за спорные самоходные машины в общем размере 1 500 000 руб. таможенным органом не оспаривается.
Полагая, что в отношении спорных погрузчиков утилизационный сбор был уплачен ошибочно, 21 сентября 2018 г. ООО "Террикон" обратилось в Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, указав на то, что на момент помещения товаров под таможенную процедуру нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок уплаты утилизационного сбора за самоходные машины, не вступил в законную силу.
Решением Центральной акцизной таможни от 21 ноября 2018 г. N 63 обществу отказано в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в связи с отсутствием факта излишней уплаты утилизационного сбора.
Считая свои права нарушенными, ООО "Террикон" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне о признании недействительным решения от 12 ноября 2018 г. N 63 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора и об обязании Центральную акцизную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 1 500 000 руб. на расчетный счет заявителя (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2019 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Центральная акцизная таможня просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку задекларированный товар выпущен в соответствии с заявленной процедурой 17 февраля 2016 г., то есть после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81, которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Террикон" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Центральной акцизной таможни поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Террикон" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
По смыслу приведенной нормы объектом утилизационного сбора признается каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи. Исключения, касающиеся транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), при этом не предусмотрены.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 указанного закона виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81 (далее - Постановление N 81) утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
Согласно пункту 2 Постановления N 81 положения указанных выше Правил вступили в силу со дня официального опубликования Постановления N 81.
Первоначальный текст документа опубликован 10 февраля 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в издании "Собрание законодательства РФ", 15 февраля 2016 г., N 7, ст. 991.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку на момент ввоза обществом товара - самоходной машины обязанность по уплате утилизационного сбора отсутствовала, так как на момент декларирования (17 февраля 2016 г.) Постановление N 81 не вступило в законную силу.
При этом судом первой инстанции установлено, что поданное обществом в таможенный орган заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора соответствует требованиям, установленным Правилами, а в заявлении была указана причина уплаты утилизационного сбора.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Доводы таможенного органа, изложенные в кассационной жалобе, о неверном исчислении судами порядка вступления Постановления N 81 в законную силу подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2019 г. по делу N А40-177081/19-139-1522 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
...
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку на момент ввоза обществом товара - самоходной машины обязанность по уплате утилизационного сбора отсутствовала, так как на момент декларирования (17 февраля 2016 г.) Постановление N 81 не вступило в законную силу.
...
Доводы таможенного органа, изложенные в кассационной жалобе, о неверном исчислении судами порядка вступления Постановления N 81 в законную силу подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2020 г. N Ф05-25887/19 по делу N А40-177081/2019