город Москва |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А40-203951/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Надоенко Ю.М., доверенность от 03.02.2020;
рассмотрев 16 марта 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - ООО "Телеканал ТНТ4"
на решение от 16 сентября 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 10 декабря 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-203951/19
по заявлению Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу
о привлечении к административной ответственности
к ООО "Телеканал ТНТ4",
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о привлечении ООО "Телеканал ТНТ4" (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 25.07.2019 N АП-77/17/1901.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2019 года заявленные требования удовлетворены, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30.000 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Телеканал ТНТ4" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, управлением на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 38 (далее - Положение N 38), и плана деятельности управления по Центральному федеральному округу на 2019 год, утвержденного приказом от 20.11.2018 N 255, в период с 17.06.2019 по 05.07.2019 проведено многотерриториальное плановое систематическое наблюдение в отношении общества.
Общество (адрес места нахождения: 129272, г. Москва, ул. Трифоновская, д. 57 А, этаж 6, офис 6-09А, ИНН 7717605274, ОГРН 1077763130147) является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по телевизионному вещанию телеканала на основании лицензии от 21.12.2017 серии ТВ N 29083, выданной Роскомнадзором.
По результатам наблюдения выявлено нарушение статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), подпункт "а" пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025 (далее - Положение N 1025).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения N 1025, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала и соблюдение программной концепции вещания.
Согласно лицензии на осуществление радиовещания от 21.12.2017 серия ТВ N 29083 ООО "Телеканал ТНТ4" должно осуществлять вещание телеканала "ТНТ4".
Согласно свидетельству о регистрации от 13.12.2017 Эл N ФС 77-71810, телеканал "ТНТ4" является зарегистрированным средством массовой информации.
По результатам проведения многотерриториального планового систематического наблюдения в отношении общества установлено следующее: несоблюдение требования о вещании указанного в лицензии телеканала.
Согласно письму Управления Роскомнадзора по Пермскому краю от 24.06.2019 N 11946-02/59 и представленным материалам в эфире телеканала "ТНТ4" 17.06.2019 с 19:00:57 по 19:31:26 осуществлялось вещание телепрограммы "Новости Верхнекамья" и телепрограммы "Социальный проект "Спасибо" Березники".
СМИ с названиями "Новости Верхнекамья" и "Социальный проект "Спасибо" Березники" не содержатся в реестре зарегистрированных средств массовой информации. Вместе с тем, врезка в эфир сопровождается информацией о том, что продукция создана Телекомпанией ТНТ-Березники для телеканала "ТНТ-Березники".
Также телеканал "ТНТ-Березники" является зарегистрированным средством массовой информации (запись в реестре зарегистрированных СМИ от 12.10.2018 Эл N ТУ 59-01215).
В связи с чем установлено, что на территории г. Березники Пермского края на частоте 23 ТВК осуществляется вещание незаявленного в лицензии средства массовой информации - телеканала "ТНТ-Березники".
Нарушение программной концепции вещания телеканала.
Согласно лицензии на осуществление радиовещания от 21.12.2017 серия ТВ N 29083 направление вещания телеканала "ТНТ4" - развлекательное 100%.
Согласно письму Управления Роскомнадзора по Пермскому краю от 24.06.2019 N 11946-02/59 в эфире телеканала "ТНТ4" 17.06.2019 с 19:00:57 по 19:31:26 осуществлялось вещание телепрограммы "Новости Верхнекамья" и телепрограммы "Социальный проект "Спасибо" Березники", которые носят информационный характер.
Тем самым, нарушается указанная в лицензии концепция вещания телеканала "ТНТ4" посредством введения в эфир информационного направления вещания на территории г. Березники Пермского края.
Таким образом, общество допустило нарушение требований статьи 31 Закона о СМИ и подпункта "а" пункта 4 Положения N 1025, и требований лицензии на осуществление радиовещания от 21.12.2017 серия ТВ N 29083, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административное правонарушение совершено 17.06.2019.
Должностным лицом управления главным специалистом-экспертом Поповым А.М. в отношении общества 25.07.2019 составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Общество уведомлено надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя по доверенности ООО "Телеканал ТНТ4" от 23.07.2019 N 0027-ТНТ4-2019 Надоенко Ю.М.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В связи с изложенным, суды установили, что в действиях общества содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно - осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований части 1 статьи 23.74, статьи 28.2, статьи 28.3 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судами не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения административного правонарушения и вина общества административным органом доказаны, что указывает на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о доказанности обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Суды, принимая во внимание постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС" (далее - Постановление N 3-П), пришли к правомерному выводу о соблюдении управлением срока давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Так, статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрены общие и специальные (более продолжительные) сроки давности привлечения к административной ответственности, что обусловлено дифференцированным подходом к обеспечению неотвратимости ответственности, продиктованным существенными различиями тех или иных административных правонарушений.
При этом закрепление более длительных сроков давности само по себе не нарушает требования определенности правового регулирования и не влечет за собой риска их произвольного истолкования и применения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 3-П, если нарушение требований и условий, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности специальным разрешением (лицензией), повлекшее нарушение прав потребителей, квалифицируется правоприменителями, в том числе судами, по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, юридически это означает не что иное, как вменение в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушения лицензионного законодательства Российской Федерации, что в рамках действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Таким образом, при применении части 3 статьи 14.1 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что в рассматриваемом случае правонарушение, исходя из его существа, не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ подлежит исчислению со дня совершения административного правонарушения.
Судами установлено, что указанное административное правонарушение совершено 17.06.2019, в связи с чем срок привлечения к административной ответственности истекает 17.09.2019.
Следовательно, судами достоверно установлено, что на день привлечения судом общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, - 16.09.2019 трехмесячный срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявления управления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2019 года по делу А40-203951/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Телеканал ТНТ4" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 3-П, если нарушение требований и условий, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности специальным разрешением (лицензией), повлекшее нарушение прав потребителей, квалифицируется правоприменителями, в том числе судами, по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, юридически это означает не что иное, как вменение в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушения лицензионного законодательства Российской Федерации, что в рамках действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Таким образом, при применении части 3 статьи 14.1 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что в рассматриваемом случае правонарушение, исходя из его существа, не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ подлежит исчислению со дня совершения административного правонарушения.
Судами установлено, что указанное административное правонарушение совершено 17.06.2019, в связи с чем срок привлечения к административной ответственности истекает 17.09.2019.
Следовательно, судами достоверно установлено, что на день привлечения судом общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, - 16.09.2019 трехмесячный срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявления управления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2020 г. N Ф05-3595/20 по делу N А40-203951/2019