г. Москва |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А40-175293/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Ананьиной Е. А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заинтересованного лица - Шиляев А.П. по доверен. от 20.01.2020,
от третьих лиц:
от Федерального казначейства - Седой Е.И. по доверен. от 13.12.2018,
рассмотрев 17 марта 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области
на решение от 08 августа 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление от 02 декабря 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Свиридовым В.А., Красновой Т.Б., Чеботаревой И.А.,
по делу N А40-175293/18,
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области
к Министерству финансов Российской Федерации,
третьи лица: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное казначейство, Управление Федерального казначейства по Омской области,
о признании недействительными приказов,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании приказов Министерства финансов Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Минфин России) от 03 июля 2018 года N 1577, 1578, 1579, 1580 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное казначейство, Управление Федерального казначейства по Омской области,
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 августа 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2019 года, указанные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель Минфина России в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представитель Федерального казначейства в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Заявитель, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Управление Федерального казначейства по Омской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением Федерального казначейства Омской области (далее - УФК по Омской области) в период с 18 января 2018 года по 24 апреля 2018 года в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставленных бюджету Омской области в 2015 году.
Согласно акту проверки от 24 апреля 2018 года УФК по Омской области в деятельности Минсельхоза Омской области выявлены бюджетные нарушения в виде нарушения условий софинансирования, установленных соглашением от 05 февраля 2015 года N 68/17-с (в ред. дополнительного соглашения N 8 от 30 октября 2015 года (N 1687/17-с), при исполнении расходных обязательств Омской области на реализацию мероприятий в отрасли сельского хозяйства, софинансируемых за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета.
Акт проверки и прилагаемые к нему документы, полученные в процессе проведения контрольных мероприятий, направлены в Федеральное казначейство для принятия решения о направлении в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Минфин России приказами от 03 июля 2018 года N 1577, 1578, 1579, 1580 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" (далее - приказы) обязало Федеральное казначейство исполнить бюджетные меры принуждения в отношении заявителя путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Омской области в суммах 6 680 068 рублей 19 копеек, 956 914 рублей 47 копеек, 9 685 585 рублей 67 копеек и 5 852 633 рубля 84 копейки соответственно, рассчитанных по состоянию на 09 июня 2018 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 306.2, п. 3 ст. 132, п. 1 ст. 306.1, ст. 306.8, п. 6 ст. 166, ст. 306.2, ст. 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1370, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1371, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1431, установив факты бюджетных нарушений, учитывая полномочия Минфина России, пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушения прав заявителя и его законных интересов в экономической сфере оспариваемыми приказами.
Наличие нарушений в виде несоблюдения уровня софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджета Омской области, необеспечение финансирования мероприятий, на реализацию которых предоставлялась федеральная субсидия, из областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников, в объемах, установленных соглашениями, отражено в судебных актах по делу N А46-9233/18 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2019 года N 304-ЭС19-17441).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, также не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 августа 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2019 года по делу N А40-175293/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 306.2, п. 3 ст. 132, п. 1 ст. 306.1, ст. 306.8, п. 6 ст. 166, ст. 306.2, ст. 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1370, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1371, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1431, установив факты бюджетных нарушений, учитывая полномочия Минфина России, пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушения прав заявителя и его законных интересов в экономической сфере оспариваемыми приказами.
Наличие нарушений в виде несоблюдения уровня софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджета Омской области, необеспечение финансирования мероприятий, на реализацию которых предоставлялась федеральная субсидия, из областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников, в объемах, установленных соглашениями, отражено в судебных актах по делу N А46-9233/18 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2019 года N 304-ЭС19-17441)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2020 г. N Ф05-2823/20 по делу N А40-175293/2018