город Москва |
|
10 апреля 2020 г. |
Дело N А41-62541/19 |
Арбитражный суд Московского округа в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу АО "ЦМТ Аналитика" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2019 г., по делу N А41-62541/19
по заявлению акционерного общества "ЦМТ Аналитика"
к Шереметьевской таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10005000-1961/2019 от 04 июля 2019 г.,
УСТАНОВИЛ:
акционерным обществом "ЦМТ Аналитика" (далее - АО "ЦМТ Аналитика", общество, заявитель) во исполнение внешнеэкономического контракта на территорию Российской Федерации был осуществлен ввоз товаров по декларации на товары (далее - ДТ) N 10005030/040519/0080813 (товар N 1) - "наборы диагностических реагентов, для биохимических исследований in vitro, содержащие модифицированные иммунологические продукты человеческого происхождения, не для ветеринарии, не являются лекарственными средствами и фарм.субстанциями, во флаконах", а именно: ARCHITECT I фенобарбитал калибраторы (ARCHITECT I PHENOBARBITAI (CALIBRATORS) для калибровки системы ARCHITECT ISYSTEM с опцией протокола JST.AT при количественном определении фенобарбитала в сыворотке или плазме крови человека, 6 флаконов (4 мл каждый) калибраторов ARCHITECT IPHENOBARBITAI. (CALIBRATORS, калибратор А содержит сыворотку крови человека. Калибраторы B-F содержат фенобарбитал в сыворотке крови человека. Консервант: азид натрия. Калибраторы имеют следующие концентрации фенобарбитала: CALA 0,0 МГ/Л; / CAL в 5,0 мг/л; CAL С 10,0 МГ/Л; CAL D 20,0 МГ/Л; CAL Е 40,0 МГ/Л; CAL F 80,0 мг/л. Упакован с термоизоляционным материалом, содержащим сухой лед, производитель: DENKA SEIKEN CO., LTD, товарный знак: ABBOTT, марка: АВВОТТ; артикул 1Р3301, модель 1Р3301, количество: 1 шт., код товара в соответствии с ТК ЕАЭС заявлен декларантом: 3002120005".
По заявленным сведениям о товаре в графе 31 ДТ и представленному описанию на товар N 1 Шереметьевской таможней (далее - таможенный орган, таможня) было установлено, что ввозимый обществом товар соотносится с разделом 2.12 "Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры", Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - раздел 2.12 Перечня).
В соответствии с пунктом 5 Положения о вывозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, помещение таких веществ под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта осуществляется на основании лицензии.
10 мая 2019 г. Шереметьевской таможней в адрес АО "ЦМТ Аналитика" было направлено требование о предоставлении соответствующей лицензии на импорт товаров, однако лицензия, необходимая для соблюдения запретов и ограничений по ввозу товара N 1, заявленного по ДТ N 10005030/040519/0080813, представлена не была.
На основании полученных данных 28 мая 2018 г. в отношении АО "ЦМТ Аналитика" был составлен протокол об административном правонарушении N 10005000-1961/2019, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением от 04 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении N 10005000-1961/2019 АО "ЦМТ Аналитика" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 100 000 руб., без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
Считая указанное постановление незаконным, АО "ЦМТ Аналитика" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне о его отмене.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "ЦМТ Аналитика" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, поскольку во ввезенном обществом товаре количество психотропного вещества фенобарбитала в медицинском изделии - Фенобарбитал Калибраторы ничтожно мало, в связи с чем к данному виду товара не применяются такие меры контроля, как лицензирование и выдача разрешения на ввоз.
В отзыве на кассационную жалобу Шереметьевская таможня просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.
Под запретами и ограничениями согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимается применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 3 статьи 101 Договора от 29 мая 2014 г. "О Евразийском экономическом союзе" к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, и радиационные требования.
Пунктами 1 и 2 статьи 7 ТК ЕАЭС предусмотрено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Из статьи 80 ТК ЕАЭС следует, что лица, определенные ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций. Таможенные органы вправе требовать от лиц, определенных ТК ЕАЭС, представления только тех документов и (или) сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов о таможенном регулировании и законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК ЕАЭС.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 08 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее - Перечень).
Фенобарбитал включен в Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список III Перечня) и поименован в разделе 2.12 "Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры" Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования".
В соответствии с пунктом 3 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Приложение N 10 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30, далее - Положение) ввоз и (или) вывоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. N 199 (далее - лицензия), за исключением ввоза и (или) вывоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.
Согласно пункту 5 Положения помещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии.
В силу пункта 6 Положения представление таможенному органу государства-члена лицензии не требуется в следующих случаях:
а) ввоз и (или) вывоз физическими лицами ограниченного количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии подтверждающих медицинских документов с указанием наименования и количества товара, а также прекурсоров в качестве товаров для личного пользования в объемах, определенных законодательством государств-членов.
б) ввоз и (или) вывоз в соответствии с законодательством государства-члена наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, предназначенных для оказания неотложной помощи при чрезвычайных ситуациях;
в) нахождения в аптечках первой помощи на транспортном средстве в ограниченном количестве, определенном законодательством государства регистрации таких транспортных средств: наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на морских (речных) судах и воздушных судах международного сообщения; психотропных веществ и прекурсоров на железнодорожном и автомобильном транспорте международного сообщения;
г) ввоз и (или) вывоз прекурсоров, используемых в качестве припасов, в количестве, необходимом для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств воздушного, морского (речного), железнодорожного транспортного средства.
Действия, связанные с несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом судами установлено, что обществом не была предоставлена лицензия, ввезенный товар не подпадает под действие пункта 6 Положения.
Отклоняя доводы общества со ссылкой на ответ Главного управления по контролю за оборотом наркотиков на обращение заявителя, суды указали на отсутствие доказательств в подтверждение факта обращения общества в Минпромторг России за получением лицензии либо ответа об отсутствии необходимости получения такой лицензии.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения АО "ЦМТ Аналитика" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина общества в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции статьи 16.3 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество приводит довод о нарушении норм процессуального права, поскольку в постановлении суда апелляционной инстанции указано, что оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенный довод не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку кассационная жалоба принята к производству, а неверное указание на порядок обжалования не привело к принятию неправильного судебного акта.
Относительно довода кассационной жалобы об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, поскольку во ввезенном товаре содержится ничтожно малое количество фенобарбитала, суд кассационной инстанции отмечает, что согласно Примечания 2 Перечня контроль распространяется на препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, указанные в настоящем перечне, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (вода, крахмал, сахар, глюкоза, тальк и т.п.).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" установлено, что в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III и IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее - препараты с малым содержанием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров), за исключением препаратов, являющихся лекарственными препаратами, содержащими кроме наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, а также препаратов с малым содержанием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в медицинских изделиях для диагностики в лабораторных условиях, применяются предусмотренные законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах меры контроля, касающиеся наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в соответствующих препаратах.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положение обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, уплаченная обществом по платежному поручению N 207 от 22 января 2020 г. государственная пошлина в размере 3 000 руб. 00 коп. за подачу кассационной жалобы подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2019 г. по делу N А41-62541/19 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "ЦМТ Аналитика" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "ЦМТ Аналитика" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. 00 коп. (три тысячи руб. 00 коп.), уплаченную по платежному поручению N 207 от 22 января 2020 г.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" установлено, что в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III и IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее - препараты с малым содержанием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров), за исключением препаратов, являющихся лекарственными препаратами, содержащими кроме наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, а также препаратов с малым содержанием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в медицинских изделиях для диагностики в лабораторных условиях, применяются предусмотренные законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах меры контроля, касающиеся наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в соответствующих препаратах."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 апреля 2020 г. N Ф05-3501/20 по делу N А41-62541/2019