г. Москва |
|
7 мая 2020 г. |
Дело N А40-224565/19 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Нечаева С.В.,
рассмотрев в порядке части 2 статьи 288.2 АПК РФ без вызова сторон кассационную жалобу Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2019 года, на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2019 года, принятые в порядке упрощенного производства,
по иску Федеральной таможенной службы
к АО "Крокус Интернэшнл"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная таможенная служба (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к АО "Крокус Интернэшнл" (далее - ответчик) о взыскании 207 949 руб. 43 коп. пени по государственному контракту N 28 от 21 февраля 2018 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2019 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ, пункту 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", арбитражным судом кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.
Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, в котором возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судами решения и постановления, указывает на отсутствие оснований для их отмены.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях оказания технического содействия Киргизской Республике в рамках процесса присоединения к Евразийскому экономическому союзу между Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России, Государственный заказчик) и Акционерным обществом "КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ" (далее - АО "КРОКУС", Общество, Генеральный подрядчик) (далее - Стороны) заключён государственный контракт от 21 февраля 2018 года N 28 (далее - Контракт, государственный контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта Генеральный подрядчик принимает на себя обязательства единственного подрядчика на выполнение работ по строительству здания Фитосанитарной лаборатории по карантину растений на территории химизации и защиты растений по улице Исанова N 42 территориального совета N10 "Курманжан-Датка" в г. Ош в Кыргызской Республике (далее - Работы) (далее - Объект) в соответствии с Рабочим проектом шифр 04/15, прошедшим экспертизу в государственных органах Киргизской Республики, действующими техническими условиями, выданными эксплуатирующими организациями в Киргизской Республике, Сметной документацией, что подтверждается заключением государственной экспертизы по рабочему проекту объекта строительства "Фитосанитарная лаборатория по карантину растений на территории химизации и защиты растений по улице Исанова N 42 территориального совета N 10 "Курманжан-Датка" в г. Ош от 13 сентября 2016 года N ГЭ-СТ - 372/16, (далее - Проект), Расчётом стоимости Работ на Объекте (приложение N 1 к Контракту), согласно условиям Контракта, а Государственный заказчик обязуется принять их результат и оплатить установленную Контрактом цену.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта строительство Объекта осуществляется по адресу: Киргизская Республика, г. Ош, ул. Исанова N 42 территориального совета N 10 "Курманжан-Датка".
При заключении контракта, стороны руководствовались положениями, установленными Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), ГК РФ, распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2015 года N 585-р, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об оказании технического содействия Киргизской Республике в рамках процесса присоединения к Евразийскому экономическому союзу (заключено в г. Бишкеке 31 марта 2015 года).
Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту, что не освобождает Генерального подрядчика от исполнения гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом.
Документом, подтверждающим факт полного исполнения Генеральным подрядчиком обязательств по контракту, является акт приёма-передачи результатов выполненных работ (приложение N 8 к контракту), что не освобождает Генерального подрядчика от исполнения гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 1.6 Контракта).
Пунктом 2.2 контракта определены следующие сроки выполнения работ по контракту: начало работ с даты наступления последнего из следующих событий:
- с даты заключения контракта, передачи Государственным заказчиком Генеральному подрядчику документации, в соответствии с подпунктом 5.2.2 контракта, получения Разрешения на строительство, передачи строительной площадки, поступления аванса, перечисленного Государственным заказчиком в соответствии с пунктом 3.4 Контракта, на лицевой счёт Генерального подрядчика, открытый территориальным органом Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, подписания трёхстороннего договора на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) между Государственным заказчиком, Генеральным подрядчиком, выступающим в качестве плательщика, и организацией, осуществляющей функции строительного контроля (технического надзора) (далее - Трёхсторонний договор);
- окончание работ - не позднее 8 (восьми) месяцев с даты начала работ.
Срок оформления акта приёма-передачи результатов выполненных работ (приложение N 8 к контракту) не входит в срок выполнения работ по контракту. Согласно пункту 2.3 контракта по мере выполнения Генеральным подрядчиком фактического объёма работ, не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за месяцем, в течение которого Генеральным подрядчиком выполнялись сдаваемые Работы, Генеральный подрядчик письменно уведомляет Государственного заказчика о готовности к сдаче выполненных работ, являющихся предметом контракта. Одновременно с уведомлением Генеральный подрядчик передаёт Государственному заказчику подписанные установленным порядком следующие документы:
- Акт о приёмке выполненных работ (приложение N 4 к Контракту) в 3 экземплярах;
- Справку о стоимости выполненных работ и затрат (приложение N 5 к Контракту) в 3 экземплярах;
- Счёт, в случае если авансовый платёж, перечисленный согласно пункту 3.4 Контракта, полностью зачтён на основании подписанных сторонами актов о приёмке выполненных работ (приложение N 4 к контракту) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (приложение N 5 к контракту).
По месту нахождения объекта и выполнения работ по контракту Генеральный подрядчик обеспечивает Государственному заказчику наличие исполнительной документации (3 экземпляра) в объёме, предусмотренном законодательством Киргизской Республики.
В соответствии с пунктом 2.11 контракта датой выполнения работ является дата подписания сторонами акта приёмки завершённого строительством объекта формы КС11 (приложение N 6 к контракту).
Все перечисленные документы направляются сторонами по почте, электронной почте с обязательной досылкой оригиналов по почте, телеграфом или нарочно в соответствии с пунктом 2.12 контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 дополнительного соглашения к Контракту от 24 декабря 2018 года N 3/244 цена контракта составляет 20.367.913 руб. 75 коп.
Согласно пункту 24 расчёта стоимости работ на объекте (приложение N 1 к Контракту) Генеральный подрядчик обязался выполнить работы на сумму 19.793.890 руб. 91 руб.
Иные расходы, предусмотренные Контрактом и входящие в его цену в размере 574.022 руб. 84 коп. - расходы по оплате услуг организации, осуществляющей строительный контроль (технический надзор).
На основании пункта 1.3 дополнительного соглашения к контракту от 24 декабря 2018 г. N 3/244 объём бюджетных обязательств на 2018 год составляет 20.367.913 руб. 75 коп.
Во исполнение государственного контракта от 21 февраля 2018 года N 28, заключённого между Государственным заказчиком и Генеральным подрядчиком, был заключён трёхсторонний договор на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) от 18 апреля 2018 года N 46 с Обществом с ограниченной ответственностью "Дальгипроводхоз" (далее - ООО "Дальгипроводхоз", Исполнитель).
Все выполненные Генеральным подрядчиком работы оплачиваются Государственным заказчиком в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств. Расчёты производятся в валюте Российской Федерации (рубль) (пункт 3.2 Контракта).
В соответствии с положением пункта 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 05 декабря 2017 года N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Контракт подлежит казначейскому сопровождению.
В соответствии с пунктом 3.4 государственного контракта оплата Государственным заказчиком осуществляется в следующем порядке:
- авансовый платёж в размере 80% (восьмидесяти) процентов цены контракта в сумме 17 281 106 руб. 27 коп., НДС не облагается, перечисляется Государственным заказчиком на лицевой счёт, открытый Генеральному подрядчику территориальным органом Федерального казначейства для учёта операций неучастника бюджетного процесса, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения Государственным заказчиком письма Генерального подрядчика о реквизитах указанного лицевого счёта;
- последующая оплата осуществляется на лицевой счёт генерального подрядчика после выполнения работ в счёт авансового платежа за фактически выполненные работы в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания государственным заказчиком акта о приёмке выполненных работ (приложение N 4 к контракту) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (приложение N 5 к контракту) на основании счёта и подписанных сторонами акта о приёмке выполненных работ (приложение N 4 к контракту) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (приложение N 5 к контракту); оплата расходов, связанных с осуществлением строительного контроля (технического надзора), производится на лицевой счёт генерального подрядчика на основании счёта генерального подрядчика, справки-расчёта (приложение N 11 к контракту), подписанной сторонами, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания государственным заказчиком справки-расчёта.
Объём бюджетных обязательств на 2018 год составляет 21.601.382 руб. 84 коп. Неучтённые затраты генерального подрядчика, связанные с исполнением контракта, но не включённые в цену контракта, не подлежат оплате государственным заказчиком (пункт 3.6 контракта).
Истец считает, что ответчиком нарушены сроки выполнив, в связи с чем наложил штрафную неустойку в размере 207 949 руб. 43 коп.
При рассмотрении дела судами установлено, что последним из наступивших событий явилось подписание 18 апреля 2018 года договора на оказание услуг строительного контроля, следовательно, работы подлежали выполнению в срок до 18 декабря 2018 года.
Фактически работы выполнены ответчиком с соблюдением установленного срока, о чем свидетельствует акт о приемке объекта в эксплуатацию от 28 ноября 2018 года, подписанный заказчиком. Согласно пункту 7 акта строительство окончено 22 ноября 2018 года.
Кроме того, последний акт по форме КС-2 и справка по форме КС-3 подписаны сторонами 04 декабря 2018 года.
При этом в соответствии с пунктом 2.2 контракта срок оформления акта приема-передачи результатов выполненных работ не входит в срок выполнения работ по контракту.
Таким образом, утверждение истца о том, что работы выполнены ответчиком с нарушением срока, является голословным и документально не подтвержденным.
Довод истца, что ответчиком нарушены сроки выполнения работ, отклонен судами на основании следующего.
Работы, предусмотренные контрактом, были в полном объеме выполнены Генеральным подрядчиком в конце ноября 2018 года, о чем свидетельствует последняя КС-6, подтверждающая объем фактически выполненных работ, подписанная организацией, осуществляющей функции строительного контроля (технического надзора) 30 ноября 2018 года, а также Акт о приемке объекта в эксплуатацию, утвержденный Приказом N 48 от 28 ноября 2018 года. регионального управления инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики по г. Ош. Последний Акт сдачи-приемки выполненных работ по форме КС2 N 3 от 04 декабря 2018 года и Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N 3 от 04 декабря 2018 года направлены в адрес Государственного заказчика с сопроводительным письмом от 04 декабря 2018 года исх. N 16-9088 и получены должностным лицом Государственного заказчика 04 декабря 2018 года, 05 декабря 2018 года сопроводительное письмо к КС-2, КС-3 зарегистрировано во входящей корреспонденции Истца за N 69384.
Согласно пункту 7.3.1. контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Генеральным подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Генеральным подрядчиком.
Согласно позиции, изложенной в письме Министерства финансов Российской Федерации от 07 ноября 2017 года N 24-03-08/73293, при расчете заказчиком размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, не учитываются дни, потребовавшиеся заказчику для приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги, оформления результатов такой приемки, если иное не предусмотрено контрактом. Данная позиция Минфина поддержана сложившейся судебной практикой.
Следовательно, при расчете пени за просрочку исполнения обязательства не учитывается время на приемку выполненных работ, т.е. обязательства считаются выполненными своевременно.
Кроме того, 28 ноября 2018 года Объект введен в эксплуатацию в соответствии с Актом о приемке объекта в эксплуатацию, утвержденным Приказом N 48 от 28 ноября 2018 года регионального управления инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики по г. Ош, что подтверждает выполнение работ по контракту в полном объёме.
Согласно пункту 5.4.2 контракта Генеральный подрядчик обязан выполнить все Работы в соответствии с законодательством Киргизской Республики и сдать результаты работ Государственному заказчику.
Пунктом 9.1 Положения о порядке выдачи разрешительных документов на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости и порядке приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 мая 2008 года N 252 (далее - Положение), предусмотрено, что после окончания строительства объект подлежит принятию в эксплуатацию территориальным органом государственного архитектурно-строительного надзора. В пункте 9.6 Положения указано, что решение о приемке в эксплуатацию объекта оформляется в виде Акта о приемке объекта в эксплуатацию установленной формы.
Само по себе подписание акта приемки завершенного строительством объекта формы КС-11 (итоговый акт по контракту) не является работой, за окончание срока выполнения которой предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки, что подтверждено сложившейся судебной практикой. В соответствии с пунктом 5.3.3. контракта Генеральный подрядчик досрочно выполнил работы и сдал их Государственному заказчику.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что при расчёте суммы пени, Государственным заказчиком неправильно определена сумма неисполненного обязательства, положенная в основу его расчета, т.к. по состоянию на 18 декабря 2018 года - дата окончания работ по контракту, Работы были выполнены Генеральным подрядчиком в полном объеме.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 702, 708 ГК РФ, правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Судами полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2019 года по делу N А40-224565/19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Само по себе подписание акта приемки завершенного строительством объекта формы КС-11 (итоговый акт по контракту) не является работой, за окончание срока выполнения которой предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки, что подтверждено сложившейся судебной практикой. В соответствии с пунктом 5.3.3. контракта Генеральный подрядчик досрочно выполнил работы и сдал их Государственному заказчику.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что при расчёте суммы пени, Государственным заказчиком неправильно определена сумма неисполненного обязательства, положенная в основу его расчета, т.к. по состоянию на 18 декабря 2018 года - дата окончания работ по контракту, Работы были выполнены Генеральным подрядчиком в полном объеме.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 702, 708 ГК РФ, правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2020 г. N Ф05-4965/20 по делу N А40-224565/2019