г. Москва |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А40-224565/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2019, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-224565/19,
по исковому заявлению Федеральной таможенной службы (ОГРН 1047730023703, ИНН 7730176610, адрес: 121087, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5)
к акционерному обществу "Крокус Интернэшнл" (ОГРН 1027700257023, ИНН 7728115183, адрес: 143401, Московская обл, г. Красногорск, ул. Международная, д. 18)
о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Федеральная таможенная служба обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к АО "Крокус Интернэшнл" о взыскании 207.949 руб. 43 коп. пени по государственному контракту N 28 от 21.02.2018 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2019 в иске отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам с уведомлением сторон о принятии жалобы к производству.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в целях оказания технического содействия Киргизской Республике в рамках процесса присоединения к Евразийскому экономическому союзу между Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России, Государственный заказчик) и Акционерным обществом "КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ" (далее - АО "КРОКУС", Общество, Генеральный подрядчик) (далее - Стороны) заключён государственный контракт от 21 февраля 2018 г. N 28 (далее - Контракт, государственный контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта Генеральный подрядчик принимает на себя обязательства единственного подрядчика на выполнение работ по строительству здания Фитосанитарной лаборатории по карантину растений на территории химизации и защиты растений по улице Исанова N 42 территориального совета N10 "Курманжан-Датка" в г. Ош в Кыргызской Республике (далее - Работы) (далее - Объект) в соответствии с Рабочим проектом шифр 04/15, прошедшим экспертизу в государственных органах Киргизской Республики, действующими техническими условиями, выданными эксплуатирующими организациями в Киргизской Республике, Сметной документацией, что подтверждается заключением государственной экспертизы по рабочему проекту объекта строительства "Фитосанитарная лаборатория по карантину растений на территории химизации и защиты растений по улице Исанова N 42 территориального совета N 10 "Курманжан-Датка" в г. Ош от 13 сентября 2016 г. N ГЭ-СТ - 372/16, (далее - Проект), Расчётом стоимости Работ на Объекте (приложение N 1 к Контракту), согласно условиям Контракта, а Государственный заказчик обязуется принять их результат и оплатить установленную Контрактом цену.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта строительство Объекта осуществляется по адресу: Киргизская Республика, г. Ош, ул. Исанова N 42 территориального совета N 10 "Курманжан-Датка".
При заключении контракта, стороны руководствовались положениями, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2015 г. N 585-р, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об оказании технического содействия Киргизской Республике в рамках процесса присоединения к Евразийскому экономическому союзу (заключено в г. Бишкеке 31 марта 2015 г.).
Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту, что не освобождает Генерального подрядчика от исполнения гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом.
Документом, подтверждающим факт полного исполнения Генеральным подрядчиком обязательств по контракту, является акт приёма-передачи результатов выполненных работ (приложение N 8 к контракту), что не освобождает Генерального подрядчика от исполнения гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 1.6 Контракта).
Пунктом 2.2 контракта определены следующие сроки выполнения работ по контракту: начало работ с даты наступления последнего из следующих событий:
с даты заключения контракта, передачи Государственным заказчиком Генеральному подрядчику документации, в соответствии с подпунктом 5.2.2 контракта, получения Разрешения на строительство, передачи строительной площадки, поступления аванса, перечисленного Государственным заказчиком в соответствии с пунктом 3.4 Контракта, на лицевой счёт Генерального подрядчика, открытый территориальным органом Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, подписания трёхстороннего договора на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) между Государственным заказчиком, Генеральным подрядчиком, выступающим в качестве плательщика, и организацией, осуществляющей функции строительного контроля (технического надзора) (далее - Трёхсторонний договор);
- окончание работ - не позднее 8 (восьми) месяцев с даты начала работ.
Срок оформления акта приёма-передачи результатов выполненных работ (приложение N 8 к контракту) не входит в срок выполнения работ по контракту. Согласно пункту 2.3 контракта по мере выполнения Генеральным подрядчиком фактического объёма работ, не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за месяцем, в течение которого Генеральным подрядчиком выполнялись сдаваемые Работы, Генеральный подрядчик письменно уведомляет Государственного заказчика о готовности к сдаче выполненных работ, являющихся предметом контракта. Одновременно с уведомлением Генеральный подрядчик передаёт Государственному заказчику подписанные установленным порядком следующие документы:
- Акт о приёмке выполненных работ (приложение N 4 к Контракту) в 3 экземплярах;
- Справку о стоимости выполненных работ и затрат (приложение N 5 к Контракту) в 3 экземплярах;
- Счёт, в случае если авансовый платёж, перечисленный согласно пункту 3.4 Контракта, полностью зачтён на основании подписанных сторонами актов о приёмке выполненных работ (приложение N 4 к контракту) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (приложение N 5 к контракту).
По месту нахождения объекта и выполнения работ по контракту Генеральный подрядчик обеспечивает Государственному заказчику наличие исполнительной документации (3 экземпляра) в объёме, предусмотренном законодательством Киргизской Республики.
В соответствии с пунктом 2.11 контракта датой выполнения работ является дата подписания сторонами акта приёмки завершённого строительством объекта формы КС-11 (приложение N 6 к контракту).
Все перечисленные документы направляются сторонами по почте, электронной почте с обязательной досылкой оригиналов по почте, телеграфом или нарочно в соответствии с пунктом 2.12 контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 дополнительного соглашения к Контракту от 24 декабря 2018 г. N 3/244 цена контракта составляет 20.367.913,75 рублей.
Согласно пункту 24 расчёта стоимости работ на объекте (приложение N 1 к Контракту) Генеральный подрядчик обязался выполнить работы на сумму 19.793.890,91 рублей.
Иные расходы, предусмотренные Контрактом и входящие в его цену в размере 574.022,84 рублей - расходы по оплате услуг организации, осуществляющей строительный контроль (технический надзор).
На основании пункта 1.3 дополнительного соглашения к контракту от 24 декабря 2018 г. N 3/244 объём бюджетных обязательств на 2018 год составляет 20.367.913,75 рублей.
Во исполнение государственного контракта от 21 февраля 2018 г. N 28, заключённого между Государственным заказчиком и Генеральным подрядчиком, был заключён трёхсторонний договор на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) от 18 апреля 2018 г. N 46 с Обществом с ограниченной ответственностью "Дальгипроводхоз" (далее - ООО "Дальгипроводхоз", Исполнитель).
Все выполненные Генеральным подрядчиком работы оплачиваются Государственным заказчиком в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств. Расчёты производятся в валюте Российской Федерации (рубль) (пункт 3.2 Контракта).
В соответствии с положением пункта 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Контракт подлежит казначейскому сопровождению.
В соответствии с пунктом 3.4 государственного контракта оплата Государственным заказчиком осуществляется в следующем порядке:
- авансовый платёж в размере 80% (восьмидесяти) процентов цены контракта в сумме 17 281 106,27 рублей, НДС не облагается, перечисляется Государственным заказчиком на лицевой счёт, открытый Генеральному подрядчику территориальным органом Федерального казначейства для учёта операций неучастника бюджетного процесса, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения Государственным заказчиком письма Генерального подрядчика о реквизитах указанного лицевого счёта;
- последующая оплата осуществляется на лицевой счёт генерального подрядчика после выполнения работ в счёт авансового платежа за фактически выполненные работы в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания государственным заказчиком акта о приёмке выполненных работ (приложение N 4 к контракту) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (приложение N 5 к контракту) на основании счёта и подписанных сторонами акта о приёмке выполненных работ (приложение N 4 к контракту) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (приложение N 5 к контракту); оплата расходов, связанных с осуществлением строительного контроля (технического надзора), производится на лицевой счёт генерального подрядчика на основании счёта генерального подрядчика, справки-расчёта (приложение N 11 к контракту), подписанной сторонами, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания государственным заказчиком справки-расчёта.
Объём бюджетных обязательств на 2018 год составляет 21.601.382,84 рубля. Неучтённые затраты генерального подрядчика, связанные с исполнением контракта, но не включённые в цену контракта, не подлежат оплате государственным заказчиком (пункт 3.6 контракта).
Истец считает, что ответчиком нарушены сроки выполнив, в связи с чем наложил штрафную неустойку.
Претензия истца, в порядке ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), была направлена в адрес ответчика, которая ответчиком оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с исковым заявлением в суд.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что последним из наступивших событий явилось подписание 18.04.2018 г. договора на оказание услуг строительного контроля, следовательно, работы подлежали выполнению в срок до 18.12.2018 г.
Фактически работы выполнены ответчиком с соблюдением установленного срока, о чем свидетельствует акт о приемке объекта в эксплуатацию от 28.11.2018 г., подписанный заказчиком. Согласно п. 7 акта строительство окончено 22.11.2018 г.
Кроме того, последний акт по форме КС-2 и справка по форме КС-3 подписаны сторонами 04.12.2018 г.
При этом в соответствии с п. 2.2 контракта срок оформления акта приема-передачи результатов выполненных работ не входит в срок выполнения работ по контракту.
Таким образом, утверждение истца о том, что работы выполнены ответчиком с нарушением срока, является голословным и документально не подтвержденным.
Довод истца, что ответчиком нарушены сроки выполнения работ, отклоняется на основании следующего.
Работы, предусмотренные контрактом, были в полном объеме выполнены Генеральным подрядчиком в конце ноября 2018 года, о чем свидетельствует последняя КС-6, подтверждающая объем фактически выполненных работ, подписанная организацией, осуществляющей функции строительного контроля (технического надзора) 30.11.2018 г., а также Акт о приемке объекта в эксплуатацию, утвержденный Приказом N 48 от 28.11.2018 г. регионального управления инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики по г. Ош. Последний Акт сдачи-приемки выполненных работ по форме КС-2 N 3 от 04.12.2018 г. и Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N 3 от 04.12.2018 г. направлены в адрес Государственного заказчика с сопроводительным письмом от 04.12.2018 г. исх. N 16-9088 и получены должностным лицом Государственного заказчика 04.12.2018 г., 05.12.2018 г. сопроводительное письмо к КС-2, КС-3 зарегистрировано во входящей корреспонденции Истца за N 69384.
Согласно пункту 7.3.1. контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Генеральным подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Генеральным подрядчиком.
Согласно позиции, изложенной в письме Министерства финансов Российской Федерации от 07.11.2017 г N 24-03-08/73293, при расчете заказчиком размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, не учитываются дни, потребовавшиеся заказчику для приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги, оформления результатов такой приемки, если иное не предусмотрено контрактом. Данная позиция Минфина поддержана сложившейся судебной практикой.
Следовательно, при расчете пени за просрочку исполнения обязательства не учитывается время на приемку выполненных работ, т.е. обязательства считаются выполненными своевременно.
Кроме того, 28.11.2018 г. Объект введен в эксплуатацию в соответствии с Актом о приемке объекта в эксплуатацию, утвержденным Приказом N 48 от 28.11.2018 г. регионального управления инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики по г. Ош, что подтверждает выполнение работ по контракту в полном объёме.
Согласно пункту 5.4.2 контракта Генеральный подрядчик обязан выполнить все Работы в соответствии с законодательством Киргизской Республики и сдать результаты работ Государственному заказчику.
Пунктом 9.1 Положения о порядке выдачи разрешительных документов на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости и порядке приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 мая 2008 года N 252 (далее - Положение), предусмотрено, что после окончания строительства объект подлежит принятию в эксплуатацию территориальным органом государственного архитектурно-строительного надзора. В пункте 9.6 Положения указано, что решение о приемке в эксплуатацию объекта оформляется в виде Акта о приемке объекта в эксплуатацию установленной формы.
Само по себе подписание акта приемки завершенного строительством объекта формы КС-11 (итоговый акт по контракту) не является работой, за окончание срока выполнения которой предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки, что подтверждено сложившейся судебной практикой.
В соответствии с пунктом 5.3.3. контракта Генеральный подрядчик досрочно выполнил работы и сдал их Государственному заказчику.
Таким образом, при расчёте суммы пени, Государственным заказчиком неправильно определена сумма неисполненного обязательства, положенная в основу его расчета, т.к. по состоянию на 18.12.2018 г. - дата окончания работ по контракту, Работы были выполнены Генеральным подрядчиком в полном объеме.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 18.10.2019.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2019 по делу N А40-224565/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-224565/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
Ответчик: АО "КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ"