г. Москва |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А40-198787/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Ананьиной Е. А., Кузнецова В. В.,
при участии в заседании:
от заинтересованного лица - Панин А.А. по доверен. от 30.12.2019,
рассмотрев 18 мая 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 24 октября 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кукиной С.М.,
на постановление от 12 декабря 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Суминой О.С., Поповым В.И.,
по делу N А40-198787/19,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВНИИжелезобетон"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, общество с ограниченной ответственностью "Группа кадастровых инженеров",
о признании уведомления N 77-0-1-71/3148/2019-1346 от 21 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВНИИжелезобетон" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости N 77-0-1-71/3148/2019-1346 от 21 мая 2019 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы, общество с ограниченной ответственностью "Группа кадастровых инженеров".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель Управления в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельные участки с кадастровыми номерами 77:03:0006001:3957, 77:03:0006001:3962 являются государственной собственностью, которая разграничена на собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность), в данном случае города Москвы.
Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель) от имени Правительства Москвы заключены договоры аренды земельных участков с множественностью лиц, на стороне арендатора представляемого правообладателям зданий, сооружений (помещений в них), расположенных земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0006001:3957, 77:03:0006001:3962.
Арендатором по договорам является заявитель, который также является заказчиком по изготовлению межевого плана на основании распоряжения Правительства Москвы Департамента городского имущества города Москвы от 29 июня 2018 года N 21526, которым утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории (приложение), образованных путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0006001:3957, 77:03:0006001:3962.
15 февраля 2019 года Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление с заявлением N 77-0-1-71/3148/2019-1346 о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков в связи с перераспределением земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0006001:3957, 77:03:0006001:3962.
21 февраля 2019 года было принято решение N 77-0-1-71/3148/2019-1346 о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету земельных участков на срок до 21 мая 2019 года.
21 мая 2019 года Управлением было принято решение об отказе N 77/19-57948 в осуществлении кадастрового учета. Решение мотивировано тем, что в представленных документах отсутствует письменное согласие третьих лиц на образование объекта недвижимости.
Не согласившись с оспариваемым решением, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций руководствовались следующим.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 11.2. Земельного Кодекса Российской Федерации, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях, в том числе, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
Частью 4 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) предусмотрено, что орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В силу положений статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судами установлено, что указанные в уведомлении от 21 февраля 2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости основания для приостановления государственной регистрации были устранены, однако в уведомлении об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости от 21 мая 2019 года государственный регистратор указал новое основание для приостановления государственной регистрации, а именно основание, предусмотренное пунктом 2 части 11 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, установив, что земельные участки, в отношении которых представлено заявление на перераспределение исходных земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0006001:3957, 77:03:0006001:3962 относятся к государственной собственности и предоставлены - государственному учреждению - Правительству Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы, учитывая положения подпункта 1 пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое уведомление не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает, что доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, также не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 октября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2019 года по делу N А40-198787/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что указанные в уведомлении от 21 февраля 2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости основания для приостановления государственной регистрации были устранены, однако в уведомлении об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости от 21 мая 2019 года государственный регистратор указал новое основание для приостановления государственной регистрации, а именно основание, предусмотренное пунктом 2 части 11 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, установив, что земельные участки, в отношении которых представлено заявление на перераспределение исходных земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0006001:3957, 77:03:0006001:3962 относятся к государственной собственности и предоставлены - государственному учреждению - Правительству Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы, учитывая положения подпункта 1 пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое уведомление не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2020 г. N Ф05-3748/20 по делу N А40-198787/2019