г. Москва |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А40-198787/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Суминой О.С., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2019 по делу N А40-198787/19
принятое судьей Кукиной С.М.,
по заявлению ООО "ВНИИжелезобетон"
к Управлению Росреестра по г. Москве
третьи лица: 1. Департамент городского имущества г. Москвы, 2. ООО "Группа кадастровых инженеров"
о признании уведомления
в присутствии:
от заявителя: |
Дунаева А.П. по дов. от 13.12.2018; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВНИИжелезобетон" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости N 77-0-1-71/3148/2019-1346 от 21.05.2019.
Решением от 24.10.2019 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, 15.02.2019 Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Управление с заявлением N 77-0-1-71/3148/2019-1346 о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков в связи с перераспределением земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0006001:3957, 77:03:0006001:3962.
21.02.2019 было принято решение N 77-0-1-71/3148/2019-1346 о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету земельных участков на срок до 21.05.2019.
21.05.2019 Управлением было принято решение об отказе N 77/19-57948в осуществлении кадастрового учета. Решение мотивировано тем, что в представленных документах отсутствует письменное согласие третьих лиц на образование объекта недвижимости.
Не согласившись с оспариваемым решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Как верно установлено судом первой инстанции, земельные участки с кадастровыми номерами 77:03:0006001:3957, 77:03:0006001:3962 является государственной собственностью, которая разграничена на собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) (ст. 16 ЗК РФ), в данном случае города Москвы.
Департаментом городского имущества города Москвы (Арендодатель) от имени Правительства Москвы заключены ранее упомянутые Договоры аренды земельных участков с множественностью лиц, на стороне Арендатора представляемого правообладателям зданий, сооружений (помещений в них), расположенных земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0006001:3957, 77:03:0006001:3962.
Арендатором по вышеупомянутым Договорам является Истец, который также является Заказчиком по изготовлению Межевого плана на основании Распоряжения Правительства Москвы Департамента городского имущества города Москвы от 29 июня 2018 г. N 21526, которым утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории (приложение), образованных путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0006001:3957, 77:03:0006001:3962.
Вышеуказанное Распоряжение в настоящий момент действующее, вынесенное с соблюдением установленным законодательством норм.
При вынесении вышеназванного Распоряжения, были проведены публичные слушания, что свидетельствует об оповещении всех заинтересованных лиц посредством размещения информации на официальном сайте префектуры ВАО www.vao.mos.ru и управы района Перово perovo.mos.ru; публикации в окружной газете "Восточный округ" N 5(188) (февраль 2017), расклеивания объявлений на информационных стендах района Перово и на досках объявлений у подъездов жилых домов, однако возражений от участников публичных слушаний - жителей города Москвы, имеющих место жительства или место работы на территории района Перово и представители их объединений, правообладателей земельных участков.
Согласно Заключению по результатам публичных слушаний по проекту межевания территории, ограниченной Электронной улицей, границей природного комплекса и 3-м Плехановским переулком, возражений не поступало, в связи, с чем был разработан Проект межевания территории.
Протоколом N 1 годового собрания собственников нежилых помещений в здании административно-делового комплекса (Бизнес-центр "ЮНИКОН") по адресу: г. Москва, ул. Плеханова, д. 4а проведено собрание собственников был рассмотрен вопрос об оформлении прав на земельные участки, предназначенные для эксплуатации здания административно-делового комплекса.
Собственникам было сообщено, что специалистами ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" разработан проект межевания территории, что в соответствии с проектом земельный участок, площадью 1 978 кв. м., смежный по отношению к земельному участку с кадастровым номером 77:03:0006001:3957 площадью 4 892 кв. м. на котором расположено здание административно-делового комплекса, установлен для эксплуатации указанного здания (Вопрос повестки дня N 4). По результатам голосования не было возражений.
Государственный регистратор при отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости ссылается на отсутствие согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, ссылаясь на п. 2 ч. 11 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) (Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании: письменного согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом), п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ (Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков).
Между тем, государственным регистратором не учтены положения п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, в части того, что согласие не требуется, так согласно п. 4 ст. 11.2 "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018), образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
Как верно указал суд первой инстанции, земельные участки, в отношении которых представлено заявление на перераспределение исходных земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0006001:3957, 77:03:0006001:3962 относятся к государственной собственности и предоставлены - государственному учреждению - Правительству Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы.
На основании Требования к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 14.12.2018) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 N 40651), включение в состав межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельных участков, согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков, Требованиями не предусмотрено.
Из Письма Минэкономразвития России от 14.12.2012 N 27701-ПК/Д23и "Об усилении контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений", следует, что такое согласие для осуществления кадастрового учета не требуется.
Письмом Минэкономразвития РФ от 18.02.2011 N Д23-599, Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об образовании земельного участка и сообщил следующее.
Согласно п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей, земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случае образования земельного участка на основании решения суда.
Департамент государственного имущества города Москвы во исполнение Распоряжения N 21526 от 29 июня 2018 г. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с соответствующим заявлением о перераспределении на основании Распоряжения Правительства Москвы Департамента городского имущества города Москвы от 29 июня 2018 г. N 21526, однако последним было незаконно отказано в проведении регистрационных действий.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у органа кадастрового учета отсутствуют основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета
Частью 4 статьи 29 Закона о государственной регистрации прав предусмотрено, что орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав -в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 5 статьи 29 Закона о государственной регистрации прав день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
В день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу на основании части 6 статьи 29 Закона о государственной регистрации прав направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 12 статьи 29 Закона о государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации прав предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В силу положений статьи 27 Закона о государственной регистрации прав в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074):
осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, установленных статьей 26 Закона о регистрации.
в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона о регистрации (статья 27 Закона о регистрации).
уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно бездополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
При готовности представить исправленные или недостающие документы заявитель представляет их в порядке, предусмотренном Законом о регистрации и Административным регламентом.
Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости N 77-0-1-71/3148/2019-1346 от 21.02.2019 г. следующие обстоятельства для приостановления регистрационных действий:
требования к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (Приказ):
в нарушение положения пункта 51 Приказа вид разрешенного использования образуемого участка не соответствует сведениям ЕГРН о виде разрешенного использования исходного земельного участка.
конфигурации земельных участков, указанные в предоставленном межевом плане, не соответствует конфигурации, указанной в проекте межевания территории квартала, включенного в состав приложений межевого плана.
нарушены положения п. 26 ч. 1 ст. 26 Закона, а именно по сведениям ЕГРН доступ к образуемому земельному участку; ЗУ1 посредством земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006001:95, указанного в разделе "Сведения об обеспечении доступа (перехода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам межевого плана, не будет обеспечен.
Как верно установлено судом первой инстанции вышеуказанные основания для приостановления государственной регистрации были устранены.
Между тем, в Уведомлении об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости N 77-0-1-71/3148/2019-1346 от 20.03.2019 г., государственный регистратор указывает новое основание для приостановления государственной регистрации, а именно основание, предусмотренное п. 2 ч. 11 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) (Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании: письменного согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом), п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ (Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков).
Кроме того, Закон о государственной регистрации прав не содержит понятие Уведомления об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, между тем, государственный регистратор вынес такое Уведомление от 20.03.2019.
Учитывая, изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое уведомление не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, подлежат признанию незаконным в судебном порядке.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, оценил, по мнению суда, они не могут повлиять на результат его рассмотрения. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2019 по делу N А40-198787/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198787/2019
Истец: ООО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ВНИИЖЕЛЕЗОБЕТОН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ