Введение
Во исполнение пункта 3.11 плана работы Арбитражного суда Московского округа на 1-е полугодие 2019 года проведены изучение и анализ практики применения статей 10, 11, 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с утвержденной 29.01.2019 программой обобщения, целью изучения судебной практики является определение единообразных подходов в применении законодательства при рассмотрении судом кассационной инстанции споров, связанных с применением статей 10, 11, 16 Закона о защите конкуренции.
Указанной программой обобщения установлены вопросы, подлежащие освещению в рамках данного обзора:
- Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (статья 10 Закона о защите конкуренции);
- Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (статья 11 Закона о защите конкуренции);
- Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (статья 16 Закона о защите конкуренции).
Период, за который проведено изучение и анализ судебной практики: второе полугодие 2016 года - 2018 год.
Заместитель |
Н.В. Буянова |
Председатель второго |
Р.Р. Латыпова |
Судья второго |
Е.Е. Шевченко |
Начальник отдела обобщения |
И.М. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Территориальным антимонопольным органом установлено, что между Департаментом имущественных отношений и хозяйствующим субъектом (арендатором) без проведения конкурсной процедуры заключено дополнительное соглашение к договору аренды нежилого помещения, являющегося муниципальной собственностью. Дополнительным соглашением продлен срок действия договора и увеличен размер арендной платы. Поскольку размер арендной платы определен в нарушение пункта 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не по результатам оценки рыночной стоимости объекта, а путем умножения размера арендной платы на уровень прогнозируемой инфляции, территориальный антимонопольный орган пришел к выводу о том, что стороны заключили договор аренды на новый срок с нарушением порядка образования цены. При этом решением территориального антимонопольного органа действия Департамента и хозяйствующего субъекта были признаны несоответствующими положениям статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Указанное решение было изменено вышестоящим антимонопольным органом в части квалификации допущенного нарушения со статьи 16 на статью 17.1 Закона о защите конкуренции.
...
Суды квалифицировали допущенное нарушение по статье 17.1 Закона о защите конкуренции ввиду следующего.
Статья 16 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения (иные действия) между органами власти, а также между органами власти и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения (иные действия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Данная норма включена в главу 3 Закона о защите конкуренции, регулирующую специфические общественные отношения в сфере действий государственных и муниципальных органов, выполняющих присущие им функции управления.
Статья 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающая заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов, регулирует иные отношения, устанавливая особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества."
Обзор практики применения Арбитражным судом Московского округа статей 10, 11, 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"