город Москва |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А41-44712/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Мир Экологии": Липовенко С.А. (дов. от 15.05.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области: Федоренко К.Н. (дов. N 8/25-11-2020 от 23.01.2020 г.);
рассмотрев 04 июня 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2019 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2019 г.,
по делу N А41-44712/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мир Экологии"
к Межрайонной природоохранной прокуратуре Московской области
о признании недействительным представления от 22 апреля 2019 г. N 07-25-2019,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Мир Экологии" (далее - ООО "Мир экологии", общество, заявитель) имеет лицензию Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 077102 от 28 декабря 2015 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, со сроком действия - бессрочно.
В период с 27 марта 2019 г. по 25 апреля 2019 г. Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области (далее - Прокуратура) на основании решения от 27 марта 2019 г. N 37, принятого по информации, поступившей из Министерства экологии и природопользования Московской области, о не предоставлении отчетности, с целью обеспечения исполнения природоохранного законодательства, проведена проверка соблюдения обществом законодательства о недропользовании при осуществлении добычи подземных вод.
При проведении проверки Прокуратурой в адрес общества было направлено извещение от 27 марта 2019 г. исх. N 7-35-2019 о необходимости обеспечить явку уполномоченного представителя 29 марта 2019 г. к 14:30 и предоставлении документов.
Во исполнение указанного требования обществом с сопроводительным письмом в адрес Прокуратуры был предоставлен испрашиваемый пакет документов.
10 апреля 2019 г. исполнительным директором общества даны объяснения, из которых следовало, что основным видом деятельности общества является диспетчерская служба. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности, в настоящее время не ведется. Лицензия N 077102 от 28 декабря 2015 г. с целью осуществления указанной в ней деятельности в период с 2016 по 2017 года, что подтверждается представленными в материалы дела договорами.
По результатам указанной проверки Прокуратура пришла к выводу о нарушении обществом положений статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в части непредставления в срок до 15 января 2019 г. в уполномоченный орган отчетности за 2018 год об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
В целях устранения нарушений природоохранного законодательства и законодательства о лицензировании Прокуратурой внесено представление от 22 апреля 2019 г. N 07-25-2019, в котором изложено требование о безотлагательном рассмотрении представления с участием сотрудника Прокуратуры и принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также о рассмотрении вопроса о принятии к должностным лицам ООО "Мир экологии", допустившим нарушения требований природоохранного законодательства, мер ответственности, предусмотренным статьями 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Считая свои права нарушенными, ООО "Мир экологии" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной природоохранной прокуратуре Московской области о признании недействительным указанного представления.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2019 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Прокуратура просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Мир экологии" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании определения Арбитражного суда Московского округа от 04 июня 2020 г. в связи с обстоятельствами, предусмотренными статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (отпуск судьи Латыповой Р.Р.), произведена замена судьи Латыповой Р.Р. на судью Шевченко Е.Е.
В заседании кассационной инстанции представитель Прокуратуры поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Мир экологии" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов, как принятых при неправильном применении норм материального права.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из тех обстоятельств, что из содержания оспариваемого представления и представленных Прокуратурой материалов проверки не следует, что обществом допущено нарушение положений Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) в части порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), а также превышение лимитов на размещение отходов.
Суды также указали на то, что принятие обществом решения о прекращении лицензируемого вида деятельности, исходя из правоспособности юридического лица, установленной статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, является исключительной прерогативой самого лицензиата и не может быть возложено на него в качестве обязанности, поскольку приведет к ограничению его прав на осуществление лицензируемого вида деятельности.
Кроме того, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое представление не содержит ссылок какие именно нормы лицензионного законодательства нарушены обществом, а также какие именно действия должен совершить заявитель и принять меры в целях исполнения требований данного представления, в связи с чем требование о принятии мер к устранению выявленных нарушений действующего законодательства и недопущению их впредь, установлено прокуратурой незаконно и необоснованно.
Между тем, как установлено судами, ООО "Мир экологии" имеет лицензию Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 077102 от 28 декабря 2015 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, со сроком действия - бессрочно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона об отходах применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 7 статьи 18 Закона об отходах).
Порядок предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов утвержден Приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. N 30 (далее - Порядок).
Согласно указанному Порядку субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным календарным годом (пункты 3-5).
В ходе проведения проверки Прокуратурой установлено, что ООО "Мир экологии" указанная отчетность в уполномоченный орган в срок до 15 января 2019 г. за 2018 год не была предоставлена, на что указано в оспариваемом представлении.
При этом в Прокуратуру были представлены пояснения от общества, из которых следовало, что обществом осуществлялась диспетчерская деятельность, а хозяйственная деятельность, предусмотренная выданной лицензией, юридическим лицом не осуществлялась.
В этой связи в оспариваемом представлении указано на положения статьи 20 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с частью 14 которой не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.
Прокуратурой установлено, что такое заявление в уполномоченный орган не направлялось.
При этом оспариваемое представление не содержит требований о необходимости направления такого заявления, а также не содержит обязанности о принятии обществом решения о прекращении лицензируемого вида деятельности.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), в том числе вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 Закона о прокуратуре).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с вышеназванной статьей в оспариваемом представлении содержится требование о безотлагательном рассмотрении представления с участием сотрудника Прокуратуры и принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также о рассмотрении вопроса о принятии к должностным лицам ООО "Мир экологии", допустившим нарушения требований природоохранного законодательства, мер ответственности, предусмотренным статьями 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом требование о рассмотрении вопроса о принятии к должностным лицам ООО "Мир экологии", допустившим нарушения требований природоохранного законодательства, мер ответственности, предусмотренным статьями 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, не носит императивного характера, поскольку предлагает рассмотреть данный вопрос.
В этой связи выводы судов не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку оспариваемое представление выдано ООО "Мир экологии" в связи с нарушением им положений статьи 18 Закона об отходах, оно не содержит требований о необходимости направления заявления о прекращении деятельности, а также не содержит обязанности о принятии обществом решения о прекращении лицензируемого вида деятельности, следовательно, оно не влечет для ООО "Мир экологии" последствий экономического характера и не создает препятствия для осуществления им экономической и предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что факт непривлечения общества к административной ответственности за нарушение условий лицензии не способен повлиять на выводы относительности законности оспариваемого представления.
Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что представление прокурора само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы общества или должностного лица, которым оно внесено, суд кассационной инстанции полагает, что у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2019 г. по делу N А41-44712/19 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с вышеназванной статьей в оспариваемом представлении содержится требование о безотлагательном рассмотрении представления с участием сотрудника Прокуратуры и принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также о рассмотрении вопроса о принятии к должностным лицам ООО "Мир экологии", допустившим нарушения требований природоохранного законодательства, мер ответственности, предусмотренным статьями 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом требование о рассмотрении вопроса о принятии к должностным лицам ООО "Мир экологии", допустившим нарушения требований природоохранного законодательства, мер ответственности, предусмотренным статьями 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, не носит императивного характера, поскольку предлагает рассмотреть данный вопрос."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 июня 2020 г. N Ф05-3746/20 по делу N А41-44712/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3746/20
16.12.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21903/19
30.09.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-44712/19
07.08.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12333/19
04.06.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-44712/19