город Москва |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А40-80567/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: Попов К.Н., доверенность от 18.09.2019;
рассмотрев 04 июня 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Управы района Некрасовка города Москвы
на постановление от 04 февраля 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-80567/19
по иску Управы района Некрасовка города Москвы
об обязании привести в надлежащее санитарное состояние земельный участок, систематически поддерживать надлежащее санитарное состояние земельного участка
к АО "ГЕОС ТРЕЙД",
УСТАНОВИЛ:
Управа района Некрасовка города Москвы (далее - Управа) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к АО "ГЕОС ТРЕЙД" (далее - общество) об обязании ответчика привести в надлежащее санитарное состояние земельный участок, общей площадью 265.899 кв.м, с кадастровым номером: 77:04:0006003:7356, расположенный по адресу: г. Москва, ул. 1-я Вольская, путем освобождения его от отходов производства и потребления, сухостойных и поваленных деревьев и кустарников в течение 30 дней со вступления решения суда в законную силу; об обязании ответчика систематически поддерживать надлежащее санитарное состояние земельного участка, общей площадью 265.899 кв.м, с кадастровым номером 77:04:0006003:7356, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Вольская.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 июля 2019 года на общество возложена обязанность привести в надлежащее санитарное состояние земельный участок, общей площадью 265.899 кв.м, с кадастровым номером: 77:04:0006003:7356, расположенный по адресу: г. Москва, ул. 1-я Вольская, путем освобождения его от отходов производства и потребления, сухостойных и поваленных деревьев и кустарников в течение 30 дней со вступления решения суда в законную силу, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Определением от 02.12.2019 Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с ненадлежащим извещением ответчика о рассмотрении спора.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2020 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Управа района Некрасовка города Москвы обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебный акт незаконным и необоснованным, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, АО "ГЕОС ТРЕЙД" является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:04:0006003:7356.
В результате комиссионной проверки, проведенной 22.01.2019 представителями Управы района Некрасовка города Москвы и ГБУ города Москвы "Жилищник района Некрасовка", выявлен факт захламления территории земельного участка - поваленные деревья, сухостой, отходы производства и потребления, автомобильные покрышки.
В адрес собственника земельного участка было направлено уведомление о приведении территории в надлежащее состояние, систематическом обеспечении его чистоты и санитарного состояния.
При повторном обследовании земельного участка 28.02.2019 установлено, что требования Управы общество не выполнило. Территория не убрана, поваленные деревья и мусор по-прежнему находятся на участке.
Истец, в обоснование заявленных требований, указал, что на момент подачи искового заявления ответ на уведомление Управы о приведении земельного участка в надлежащее состояние обществом не дан.
Земельный участок, на котором установлен факт захламления, расположен в границах района Некрасовка города Москвы и представляет собой территорию, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, что в силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к территории общего пользования.
Согласно пункту 2.1.1 Положения об управе района города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (далее - Положение об управе), управа района организует благоустройство, содержание, санитарную очистку и уборку дворовых и иных территорий, находящихся в ведении подведомственных управе района организаций.
Управа района осуществляет мониторинг содержания и уборки земельных участков, расположенных на территории района, вносит по итогам проведения мониторинга предложения землепользователям, землевладельцам, собственникам и (или) арендаторам земельных участков по их содержанию и уборке и обращается в уполномоченные контрольные органы (пункт 2.1.4 Положения об управе).
Согласно статье 5 Закона г. Москвы от 30.04.2014 N 18 "О благоустройстве в городе Москве", собственники земельных участков осуществляют содержание и облагораживание территории города Москвы в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности.
Постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 утверждены Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, устанавливающие единые и обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами требования в сфере благоустройства, определяющие требования к состоянию внешнего благоустройства городских территорий и защите окружающей среды.
Согласно статьям 2 и 7 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
В силу статьи 76 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), споры в области окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в силу следующего.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Суд апелляционной инстанции установил, что доказательств направления истцом в адрес ответчика соответствующего уведомления о проведении проверки, по итогам которой составлен акт от 28.02.2019, материалы дела не содержат.
Таким образом, ответчик не был надлежащим образом уведомлен о предстоящей проверке и не имел возможности присутствовать при осмотре территории и заявлять свои возражения.
Согласно представленному в материалы дела истцом акту проверки содержания территории земельного участка от 28.02.2019, по адресу: г. Москва, ул. 1-я Вольская, кадастровый номер 77:04:0006003:7356, территория по указанному адресу находится в неудовлетворительном санитарном состоянии.
Указанный акт составлен комиссией в лице советника Управы - Лемешевой Т.Н., ведущего специалиста Управы Вилковой К.А., представителя ГБУ "Жилищник района Некрасовка" Пырковой А.В.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что указанный акт проверки фактически составлен в одностороннем порядке неустановленными лицами и является ненадлежащим доказательством по делу.
Представленные истцом фотографии также не являются надлежащим доказательством неудовлетворительного санитарного состояния спорного участка, поскольку они не позволяют достоверно установить, когда, где и кем они сделаны.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений, неся, в противном случае, бремя негативных для себя последствий.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
На основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле обстоятельств.
Кроме того, суд апелляционной инстанции заключил, что истцом избран ненадлежащей способ защиты нарушенного права, поскольку нарушение статей 2 и 7 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" является основанием для привлечения организации к административной ответственности, способов воздействия в установленном гражданским законодательством порядке не имеется, нормативного обоснования обратного истцом в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что отсутствие у истца полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях не лишает истца права сообщить уполномоченному органу о возможных нарушениях со стороны собственника земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2020 года по делу N А40-80567/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Управы района Некрасовка города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
...
На основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле обстоятельств.
Кроме того, суд апелляционной инстанции заключил, что истцом избран ненадлежащей способ защиты нарушенного права, поскольку нарушение статей 2 и 7 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" является основанием для привлечения организации к административной ответственности, способов воздействия в установленном гражданским законодательством порядке не имеется, нормативного обоснования обратного истцом в материалы дела не представлено."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2020 г. N Ф05-7016/20 по делу N А40-80567/2019