г. Москва |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А40-88230/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 25.06.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Айстек" - извещено, полномочный представитель не явился,
от Центральной акцизной таможни - Бобровой А.В. (представителя по доверенности от 22.10.2019),
от Смоленского акцизного таможенного поста - извещен, представитель не явился,
рассмотрев 17.06.2020 в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение от 27.09.2019
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 10.12.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-88230/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Айстек"
к Центральной акцизной таможне, Смоленскому акцизному таможенному посту
об оспаривании требований,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Айстек" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - таможня), Смоленскому акцизному таможенному посту (далее - пост) о признании недействительными требований, изложенных в письмах о направлении информации от 25.09.2018 N 46-12/0633, от 26.11.2018 N 46-12/0725, от 06.12.2018 N 46-12/0747, от 14.12.2018 N 46-12/0767, от 14.01.2019 N 46-12/0014, от 18.02.2019 N 46-12/0080, об обязании восстановить нарушенные права общества в установленные законом порядке и сроки.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе таможня просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражало против ее удовлетворения и просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Общество и пост, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетом норм части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя таможни, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что основным видом деятельности общества является поставка и техническое обслуживание ледозаливочных машин марки Zamboni, предназначенных для заливки, выравнивания, наращивания и полировки льда на ледовых аренах.
Данные ледозаливочные машины не предназначены для эксплуатации на дорогах общего пользования, не предназначены для перевозки пассажиров и грузов, не оказывают влияние на безопасность других транспортных средств, выпускаются на базе собственного сварного шасси, конструкцией которого модификация этих машин либо переоборудование для выполнения каких-либо иных работ, кроме заявленных, не предусмотрены. Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на данные машины не требуется.
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в отношении колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин и прицепов к ним введен утилизационный сбор.
Согласно пункту 24 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утвержден Перечень видов (I-XIX) и категорий (A-R) самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также базовая ставка и коэффициенты расчета утилизационного сбора для включенных в Перечень машин (далее - Перечень).
Ледозаливочные машины, классифицируемые по коду ТН ВЭД ЕАС 8479 10 000 0, в данный Перечень не были включены. Данный код соотнесен только с видом (категориями) машин "X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств".
Письмом Минпромторга России от 04.03.2016 N МА-12952/20 и письмом ФТС России от 12.05.2016 N 01-11/22507 разъяснено, что утилизационный сбор взимается со дня вступления в силу названного Постановления Правительства Российской Федерации, то есть с 10.02.2016, и только в отношении самоходных машин и прицепов к ним, которые указаны в Перечне. В отношении техники, не указанной в Перечне, а также выпущенной в обращение до 10.02.2016, утилизационный сбор не взимается.
В связи с этим обществом при заключении договоров поставки не включен утилизационный сбор в стоимость упомянутых ледозаливочных машин. При этом акцизные таможенные посты ФТС России проводили оформление ледозаливочных машин и выпуск их в свободное обращение без взимания какого-либо утилизационного сбора. Паспорта самоходных машин (ПСМ) оформлялись и выдавались беспрепятственно, с отметкой в поле 26: "без ограничения обращения".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639 в Перечень внесены изменения. Наименования некоторых видов и категорий самоходных машин в Перечне уточнены, конкретизированы или дополнены кодами ТН ВЭД ЕАЭС. В основу отнесения машин к тем или иным категориям включен новый показатель - мощность силовой установки. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора изменилась с 150000 рублей до 172500 рублей. Были дополнены примечания к сноскам. Примечание (сноска) 4 дополнено абзацем о том, что "Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)". При этом вид (категория) машин "X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств" остался без изменений, код ТН ВЭД ЕАЭС 8479 10 000 0 ассоциирован только с данным видом (таблица "Сравнительный анализ изменений Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор").
Во исполнение заключенных договоров поставки, в том числе государственных, с привлечением кредитных средств, обществом в период с августа 2018 года по декабрь 2018 года на пост, в целях помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", были поданы следующие декларации на товары: 09.08.2018 - N 10009230/090818/0010872, 23.08.2018 - N 10009230/230818/0011656, 24.09.2018 - N 10009230/240918/0013247, 12.11.2018 - N 10009230/121118/0015780, 15.11.2018 - N 10009230/151118/0016103, 22.11.2018 - N 10009230/221118/0016505, 18.12.2018 - N 10009230/181218/0017869, 21.12.2018 - N 10009230/211218/0018164.
В качестве основных сведений о товаре в данных декларациях заявлено: "Самоходная ледозаливочная машина марки "ZAMBONI", модель новая 2018 года выпуска предназначена для чистки, выравнивания, наращивания и полировки льда "ZAMBONI"...".
Все ледозаливочные машины в перечисленных декларациях прошли таможенное оформление в установленном порядке и были выпущены в свободное обращение без ограничений с соответствующими отметками в ЕТД, согласно классификатору решений. Паспорта самоходных машин (ПСМ) на выпущенные товары обществу не выдавались.
С сентября 2018 года от поста обществу стали поступать уведомления с требованиями об уплате утилизационного сбора в отношении ввезенных машин (письма от 25.09.2018 N 46-12/0633, от 26.11.2018 N 46-12/0725, от 06.12.2018 N 46-12/0747, от 14.12.2018 N 46-12/0767, от 14.01.2019 N 46-12/0014, от 18.02.2019 N 46-12/0080), из которых следовало, что ледозаливочные машины отнесены к виду (категории) "X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0) мощностью силовой установки менее 100 л.с".
Не согласившись с таким расширительным толкованием Перечня, обществом направлен запрос от 28.09.2018 N 01/09-28 в адрес уполномоченного Департамента пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России и письмо от 15.11.2018 N 01/11-15 уполномоченному Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России, в которых общество обосновало свою позицию и просило разрешить сложившуюся ситуацию в административном порядке.
Из ответа Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС РФ от 10.12.2018 N 05-13/76959 следует, что необходимость уплаты утилизационного сбора объяснена не видом и категорией самоходных машин включенных в Перечень, а кодом ТН ВЭД ЕАЭС, по которому ледозаливочные машины задекларированы.
Обществом 27.11.2018 и 19.12.2018 направлены в адрес поста письма N N 04/11-18, 01/12-19, в которых просило выдать паспорта на ввезенные ледозаливочные машины, прошедшие таможенное оформление, для обеспечения их свободного обращения.
Пост в письме от 26.12.2018 N 46-12/0802 объяснял необходимость уплаты утилизационного сбора со ссылкой на примечание (сноску) 4 к разделу "коэффициент расчета размера утилизационного сбора", пункт 7 Перечня.
Иных правовых оснований для отказа в выдаче паспортов самоходных машин выпущенных в свободное обращение (постановления, приказы, распоряжения) приведено не было.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Признавая заявление общества подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно поданным обществом декларациям на товары все ввозимые ледозаливочные машины предназначены для чистки, выравнивания, наращивания и полировки льда. Для выполнения каких-либо работ по содержанию дорог данные машины не предназначены. Функциональное назначение вышеуказанных самоходных машин подтверждается заключением технической идентификационной экспертизы Центра технической экспертизы ФГУП "НАМИ" от 24.10.2018 N 2231/006-10-0753.
Из письма ФТС России от 12.05.2016 N 01-11/22507 следует, что письмом Минпромторга России от 04.03.2016 N МА-12952/20 доведена информация, что утилизационный сбор взимается со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, то есть с 10.02.2016 и только в отношении самоходных машин и прицепов к ним, которые указаны в Перечне, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном данным Постановлением. В отношении техники, не указанной в Перечне, а также выпущенной в обращение до 10.02.2016, утилизационный сбор не взимается.
Назначение Перечня и ТН ВЭД ЕАЭС принципиально разное и отличается как по смыслу, так и по содержанию.
Перечень состоит из трех основных разделов: "Идентификационный код", "Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним", "Коэффициент расчета размера утилизационного сбора". Примечание (сноска) 4 к Перечню, на которую ссылается пост, относится к разделу "коэффициент расчета размера утилизационного сбора" и не определяет "виды и категории самоходных машин и прицепов к ним", а лишь уточняет.
В Примечании (сноска) 4 к Перечню указано, что размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172500 рублей.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой ТН ВЭД ЕАЭС.
Из таблицы "сравнительный анализ изменений Перечня" следует, что некоторые коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в Перечне, относятся к различным видам и категориям самоходных машин. Например, код 8429590000 относится как к виду (категориям) самоходных машин "III. экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры", так и к виду (категориям) "IV. перегружатели колесные". Коды 8701941009, 8701945000 и 8701955000 относятся как к виду (категориям) "XI. погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства, так и к виду (категориям) "XIV. тракторы колесные". При этом коэффициенты расчета утилизационного сбора на эти виды (категории) существенно различаются. Из этого следует, что коды ТН ВЭД ЕАЭС приведенные в Перечне не являются критерием, определяющим конкретные позиции. Конкретные позиции в Перечне определяются непосредственно видом и категорией самоходных машин, каждой из которых присвоен уникальный идентификационный код, который и определяет в свою очередь конкретную позицию и соответствующие ей коэффициенты.
Под кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8705 и 8479100000 классифицируются широкие группы видов и категорий самоходных машин и оборудования: "моторные транспортные средства специального назначения (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов" и "оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ" (таблица "Сравнение видов и категорий самоходных машин "X." в Перечне и товарных позиций под кодами 8705 и 8479100000 из ТН ВЭД ЕАЭС").
Упомянутым Постановлением Правительства Российской Федерации из этой группы самоходных машин в Перечень включены только машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705 и 8479100000). Обобщенный вид (категория) "самоходные машины", как указано в письме ФТС России за от 10.12.2018 N 05-13/76959, либо "оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ" в Перечне, отсутствуют.
С учетом этого суды пришли к выводу о том, что код ТН ВЭД ЕАЭС в Перечне является критерием для расчета суммы утилизационного сбора только в отношении тех видов и категорий самоходных машин, которые в Перечень включены.
Вопреки доводам кассационной жалобы таможни, выводы судов основаны на правильном применении указанных норм материального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А40-88230/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639 в Перечень внесены изменения. Наименования некоторых видов и категорий самоходных машин в Перечне уточнены, конкретизированы или дополнены кодами ТН ВЭД ЕАЭС. В основу отнесения машин к тем или иным категориям включен новый показатель - мощность силовой установки. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора изменилась с 150000 рублей до 172500 рублей. Были дополнены примечания к сноскам. Примечание (сноска) 4 дополнено абзацем о том, что "Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)". При этом вид (категория) машин "X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств" остался без изменений, код ТН ВЭД ЕАЭС 8479 10 000 0 ассоциирован только с данным видом (таблица "Сравнительный анализ изменений Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор").
...
Из письма ФТС России от 12.05.2016 N 01-11/22507 следует, что письмом Минпромторга России от 04.03.2016 N МА-12952/20 доведена информация, что утилизационный сбор взимается со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, то есть с 10.02.2016 и только в отношении самоходных машин и прицепов к ним, которые указаны в Перечне, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном данным Постановлением. В отношении техники, не указанной в Перечне, а также выпущенной в обращение до 10.02.2016, утилизационный сбор не взимается."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 июня 2020 г. N Ф05-6016/20 по делу N А40-88230/2019