город Москва |
|
10 декабря 2019 г. |
дело N А40-88230/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.12.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2019
по делу N А40-88230/19, принятое судьей Ласкиной С.О.
по заявлению ООО "Айстек" (ОГРН 1127746164457)
к Центральной акцизной таможне; Смоленскому акцизному таможенному посту
о признании незаконным и отмене требований, об обязании;
при участии:
от заявителя - Великанова И.В. по доверенности от 11.11.2019, Кочев В.С. - генеральный директор (выписка из ЕГРЮЛ);
от заинтересованных лиц - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2019 признаны незаконными требования, изложенные в письмах Центральной акцизной таможни о направлении информации от 25.09.2018 N 46-12/0633, от 26.11.2018 N 46-12/0725, от 06.12.2018 N 46-12/0747, от 14.12.2018 N 46-12/0767, от 14.01.2019 N 46-12/0014, от 18.02.2019 N 46-12/0080 и на Центральную акцизную таможню возложена обязанность восстановить нарушенные права ООО "Айстек" в установленные законом порядке и сроки.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя ООО "Айстек" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Представители таможенных органов в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Айстек" зарегистрировано 11.03.2012.
Основным видом деятельности ООО "Айстек" является поставка и техническое обслуживание ледозаливочных машин марки Zamboni, предназначенных для заливки, выравнивания, наращивания и полировки льда на ледовых аренах.
Указанные ледозаливочные машины не предназначены для эксплуатации на дорогах общего пользования, не предназначены для перевозки пассажиров и грузов, не оказывают влияние на безопасность других транспортных средств, выпускаются на базе собственного сварного шасси, конструкцией которого модификация этих машин либо переоборудование для выполнения каких-либо иных работ кроме заявленных не предусмотрены. Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на данные машины не требуется.
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для зашиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в отношении колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин и прицепов к ним введен утилизационный сбор.
Согласно п. 2 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утвержден Перечень видов (I-XIX) и категорий (A-R) самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также базовая ставка и коэффициенты расчета утилизационного сбора для включенных в Перечень машин.
Ледозаливочные машины, классифицируемые по коду ТН ВЭД ЕАС 8479 10 000 0, в данный Перечень не были включены. Указанный код ассоциирован только с видом (категориями) машин "X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств".
Письмом Минпромторга РФ от 04.03.2016 N МА-12952/20 и письмом ФТС России от 12.05.2016 N 01-11/22507 разъяснено, что утилизационный сбор взимается со дня вступления в силу постановления, то есть с 10.02.2016, и только в отношении самоходных машин и прицепов к ним, которые указаны в Перечне. В отношении техники, не указанной в Перечне, а также выпущенной в обращение до 10.02.2016, утилизационный сбор не взимается.
Руководствуясь Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, разъяснительными письмами Минпромторга России от 27.03.2014 N 20-828, от 04.03.2016 N МА-12952/20 и ФТС России от 12.05.2016 N 01-11/22507, ООО "Айстек" при заключении договоров поставки не включен утилизационный сбор в стоимость реализуемых машин. При этом акцизные таможенные посты ФТС России проводили оформление ледозаливочных машин и выпуск их в свободное обращение без взимания какого-либо утилизационного сбора.
Паспорта самоходных машин (ПСМ) оформлялись и выдавались беспрепятственно, с отметкой в поле 26: "без ограничения обращения", что подтверждается в частности паспортами самоходных машин: ТК 142675 от 07.06.2018, ТК 142676 от 07.06.2018, ТК 168900 от 14.03.2018, ТК 168901 от 14.03.2018, ТК 137677 от 30.01.2018, ТК 137678 от 30.01.2018, ТК 136486 от 22.12.2017, ТК 136259 от 30.11.2017, ТК 074507 от 01.06.2017, ТК 143379 от 09.08.2018.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 в "Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора" внесены изменения.
Наименования некоторых видов и категорий самоходных машин в Перечне уточнены, конкретизированы или дополнены кодами ТН ВЭД ЕАЭС. В основу отнесения машин к тем или иным категориям включен новый показатель - мощность силовой установки. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора изменилась с 150.000 руб. до 172.500 руб. Были дополнены примечания к сноскам. Примечание (сноска) 4 дополнено абзацем о том, что "Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)". При этом вид (категория) машин "X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств" остался без изменений, код ТН ВЭД ЕАЭС 8479100000 ассоциирован только с данным видом (таблица "Сравнительный анализ изменений Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор".
Во исполнение заключенных договоров поставки, в том числе государственных, с привлечением кредитных средств, обществом в период с августа по декабрь 2018 на Смоленский акцизный таможенный пост, в целях помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", были поданы следующие декларации на товары: 09.08.2018 - декларация на товары N 10009230/090818/0010872, 23.08.2018 - N 10009230/230818/0011656, 24.09.2018 - N 10009230/240918/0013247, 12.11.2018 - N 10009230/121118/0015780, 15.11.2018 - N 10009230/151118/0016103, 22.11.2018 - N 10009230/221118/0016505, 18.12.2018 - N 10009230/181218/0017869, 21.12.2018 - N 10009230/211218/0018164.
В качестве основных сведений о товаре в указанных декларациях заявлено:
"Самоходная ледозаливочная машина марки "ZAMBONI", модель новая 2018 года выпуска предназначена для чистки, выравнивания, наращивания и полировки льда "ZAMBONI"... ". Все ледозаливочные машины в перечисленных декларациях прошли таможенное оформление в установленном порядке и были выпущены в свободное обращение без ограничений, с соответствующими отметками в ЕТД, согласно классификатору решений. Несмотря на это паспорта самоходных машин (ПСМ) на выпущенные товары обществу не выданы, тем самым их свободное обращение ограничено, что препятствовало выполнению обществом своих договорных обязательств перед заказчиками и прямо нарушало его права.
С сентября 2018 от Смоленского акцизного таможенного поста обществу стали поступать уведомления с требованиями об уплате утилизационного сбора в отношении ввезенных машин (письмо от 25.09.2018 N 46-12/0633, письмо от 26.11.2018 N 46-12/0725, письмо от 06.12.2018 N46-12/0747, письмо от 14.12.2018 N 46-12/0767, письмо от 14.01.2019 N 46-12/0014, письмо от 18.02.2019 N 46-12/0080), из которых следовало, что ледозаливочные машины отнесены к виду (категории) "X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0) мощностью силовой установки менее 100 л.с".
Не согласившись с таким расширительным толкованием Перечня, обществом направлен запрос N 01/09-28 от 28.09.2018 в адрес уполномоченного Департамента пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России и письмо N 01/11-15 от 15.11.2018 уплономоченному Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС РФ, в которых обосновало свою позицию и просило разрешить сложившуюся ситуацию в административном порядке.
Из ответа Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС РФ от 10.12.2018 N 05-13/76959, в котором необходимость уплаты утилизационного сбора объяснена не видом и категорией самоходных машин включенных в Перечень, а кодом ТН ВЭД ЕАЭС, по которому ледозаливочные машины задекларированы.
27.11.2018 и 19.12.2018 обществом направлен в адрес Смоленского акцизного таможенного поста письма N 04/11-18 и N 01/12-19, в которых просило выдать паспорта на ввезенные ледозативочные машины, прошедшие таможенное оформление, для обеспечения их свободного обращения.
Смоленский акцизный таможенный пост в письме от 26.12.2018 N 46-12/0802, объяснял необходимость уплаты утилизационного сбора ссылкой на примечание (сноску) 4 к разделу "коэффициент расчета размера утилизационного сбора", п. 7 "Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81.
Иных правовых оснований для отказа в выдаче паспортов самоходных машин выпущенных в свободное обращение (постановления, приказы, распоряжения) не указано.
Согласно поданным обществом декларациям на товары все ввозимые ледозаливочные машины предназначены для чистки, выравнивания, наращивания и полировки льда. Для выполнения каких-либо работ по содержанию дорог данные машины не предназначены. Функциональное назначение вышеуказанных самоходных машин подтверждается заключением технической идентификационной экспертизы Центра технической экспертизы ФГУП "НАМИ" от 24.10.2018 N 2231/006-10-0753.
Из письма ФТС России от 12.05.2016 N 01-11/22507 следует, что письмом Минпромторга России от 04.03.2016 N МА-12952/20 доведена информация, что утилизационный сбор взимается со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", то есть с 10.02.2016 и только в отношении самоходных машин и прицепов к ним, которые указаны в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном Постановлением. В отношении техники, не указанной в Перечне, а также выпущенной в обращение до 10.02.2016, утилизационный сбор не взимается.
Назначение Перечня и ТН ВЭД ЕАЭС принципиально разное и отличается как по смыслу, так и по содержанию.
Перечень видов и категорий структурно состоит из трех основных разделов: "Идентификационный код", "Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним" и "Коэффициент расчета размера утилизационного сбора". Примечание (сноска) 4 к Перечню, на которую ссылается Смоленский акцизный таможенный пост, относится к разделу "коэффициент расчета размера утилизационного сбора" и не определяет "виды и категории самоходных машин и прицепов к ним", а лишь уточняет.
В Примечании (сноска) 4 к Перечню указано, что размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172.500 руб.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Из таблицы "сравнительный анализ изменений Перечня" следует, что некоторые коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в Перечне, относятся к различным видам и категориям самоходных машин. Например, код 8429590000 относится как к виду (категориям) самоходных машин "III. экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры" так и к виду (категориям) "IV. перегружатели колесные". Коды 8701941009, 8701945000 и 8701955000 относятся как к виду (категориям) "XI. погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства", так и к виду (категориям) "XIV. тракторы колесные". При этом коэффициенты расчета утилизационного сбора на эти виды (категории) существенно различаются. Из этого следует, что коды ТН ВЭД ЕАЭС приведенные в Перечне не являются критерием, определяющим конкретные позиции. Конкретные позиции в Перечне определяются непосредственно видом и категорией самоходных машин, каждой из которых присвоен уникальный идентификационный код, который и определяет в свою очередь конкретную позицию и соответствующие ей коэффициенты.
Под кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8705 и 8479100000 классифицируются широкие группы видов и категорий самоходных машин и оборудования: "моторные транспортные средства специального назначения (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов" и "оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ". (таблица "сравнение видов и категорий самоходных машин "X." в Перечне и товарных позиций под кодами 8705 и 8479 10 000 0 из ТН ВЭД ЕАЭС").
Постановлением Правительства российской Федерации из этой группы самоходных машин в Перечень включены только "машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479100000)".
Обобщенный вид (категория) "самоходные машины", как указано в письме ФТС за N 05-13/76959 от 10.12.2018, либо "оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ" в Перечне, отсутствуют. Все позиции Перечня (виды и категории) конкретизированы и имеют недвусмысленные определения, которые исключают какие-либо абстрактные формулировки.
Таким образом, код ТН ВЭД ЕАЭС в Перечне является критерием для расчета суммы утилизационного сбора только в отношении тех видов и категорий самоходных машин, которые в Перечень включены.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Возложение на таможенный орган обязанности является способом устранения нарушенных прав заявителя в порядке, предусмотренном ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2019 по делу N А40-88230/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88230/2019
Истец: ООО "АЙСТЕК"
Ответчик: Смоленский акцизный таможенный пост, Центральная Акцизная таможня