г. Москва |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А40-222993/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 30.06.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - извещено, представитель не явился,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Обижаевой О.А. (представителя по доверенности от 31.08.2017),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Скиперского А.С. (представителя по доверенности от 30.12.2019),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 22.06.2020 в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на постановление от 24.12.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-222993/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании отказа,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 21.06.2017 по делу N А40-222993/2016 Девятый арбитражный апелляционный суд признал незаконным решение федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение) от 15.09.2016 N 77/601/16-372601 об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях в части сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 77:03:003026:005 и обязал учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "РЖД" путем исправления технической ошибки в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером 77:03:003026:005 посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка в соответствии с кадастровым планом от 16.08.2005 N Л1/05-0159.
Учреждение в июле 2018 года обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о замены стороны в исполнительном производстве N 84690/19/7705-ИП на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление) ввиду отсутствия у учреждения с 01.01.2017 полномочий по осуществлению государственного кадастрового учета.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2019 заявление удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 определение суда отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель управления, напротив, возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетом норм части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей учреждения и управления, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Отменяя определение суда первой инстанции о замене учреждения на управление, мотивированного прекращением у учреждения полномочий по осуществлению государственного кадастрового учета и о наличии таких полномочий у управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правых оснований для замены стороны в исполнительном производстве, указав, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ, реорганизации учреждения с передачей прав и обязанностей управлению не произошло; управление не является правопреемником учреждения. Возможность передачи отдельных полномочий органа регистрации прав на основании решений управления предусмотрена частью 4 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218, Закон). Вопросы, возникающие у учреждения, связанные с исполнением вступившего в законную силу судебного акта по настоящему делу, могут быть разрешены в ходе межведомственного взаимодействия.
При рассмотрении кассационной жалобы суд округа исходил из следующего.
В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", кадастровая палата была наделена полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Этот порядок действовал до 01.01.2017, до изменения законодательства и вступления в силу приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав".
С 01.01.2017 признаны утратившими силу отдельные положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", регламентирующие осуществление государственного кадастрового учета и устанавливающие полномочия органа кадастрового учета по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости.
С данной даты вступил в силу Закон N 218-ФЗ, в соответствии с которым государственный кадастровый учет осуществляет орган регистрации прав.
В настоящем случае территориальным органом уполномоченного органа исполнительной власти - органа регистрации прав (Росреестра) является управление.
Согласно части 4 статьи 3 Закона предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
Упомянутое исключение касается следующих случаев.
Согласно пунктам 2-4 части 3 статьи 3 Закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:
2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Кроме того, приказом Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 кадастровая палата наделана полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части:
1) внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий;
2) загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН), в том числе осуществления проверок на соответствие таких сведений актуальным записям Единого государственного реестра недвижимости, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственного кадастрового учета;
3) загрузки содержащихся в поступивших для осуществления государственной регистрации прав, ограничения прав, обременения объекта недвижимости, сделок с объектом недвижимости документах основных сведений о подлежащих государственной регистрации правах, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, сделках, поступивших в порядке информационного взаимодействия сведений о лице, за которым зарегистрированы право на объект недвижимости, ограничения права, обременения объекта недвижимости, поступивших в уведомительном порядке дополнительных сведений во ФГИС ЕГРН; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственной регистрации прав;
4) ведения реестровых дел объектов реестра границ;
5) ведения реестровых дел (томов реестровых дел) объектов недвижимости, формируемых в электронном виде после 01.01.2017 в связи с осуществлением государственного кадастрового учета, внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, регистрацией прав на объекты недвижимости;
6) ведения книг учета входящих документов;
7) ведения книг учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества в части формирования (загрузки) сведений, содержащихся в поступивших в орган регистрации прав решениях уполномоченных органов, принятых в предусмотренном федеральным законом порядке (в том числе судебных актах), о наложении арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, запретов осуществления учетно-регистрационных действий, иных поступающих от уполномоченных органов решениях (выписках из них) об ограничении прав на объекты недвижимого имущества, обременении объектов недвижимости (в том числе решениях органов государственной власти, органов местного самоуправления об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд), документах, на основании которых граждане ограничены в дееспособности или признаны недееспособными, документах (сведениях), поступивших из органов опеки и попечительства, содержащих сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, за исключением сведений, предусмотренных подпунктами 6 - 8 пункта 25 Порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость, утвержденных приказом Росреестра от 23.12.2015 N П/0666 (зарегистрирован в Минюсте России 01.03.2016, регистрационный N 41262);
8) ведения кадастровых карт.
Таким образом, в соответствии с Законом N 218-ФЗ и упомянутым приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 N П/0515 у учреждения в период исполнения судебного акта в рамках исполнительного производства по требованию о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 77:03:003026:005 в соответствии с кадастровым планом от 16.08.2005 N Л1/05-0159 отсутствовали полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объектов недвижимости.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Правило о процессуальном правопреемстве применяется также при передаче функций от одного органа другому. При этом такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами, и может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве.
Тем самым, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьей 48 АПК РФ, указаниями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", пришел к правильному выводу о том, что названное ходатайство учреждения подлежит удовлетворению.
У суда апелляционной инстанции не имелось оснований для иного вывода.
С указанием апелляционного суда в обоснование принятого постановления о том, что определением от 08.02.2017 Арбитражный суд города Москвы в порядке статьи 46 АПК РФ привлек управление в качестве заинтересованного лица, согласиться нельзя, поскольку в данном случае идет речь об исполнении требования в соответствии с постановлением от 21.06.2017, которым Девятый арбитражный апелляционный суд обязал именно учреждение внести в государственный кадастр недвижимости сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 77:03:003026:005 в соответствии с кадастровым планом от 16.08.2005 N Л1/05-0159, а не управление.
В связи с этим на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда подлежит отмене, а определение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А40-222993/2016 отменить, определение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2019 по данному делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 2-4 части 3 статьи 3 Закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:
2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Кроме того, приказом Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 кадастровая палата наделана полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части:
1) внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий;
2) загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН), в том числе осуществления проверок на соответствие таких сведений актуальным записям Единого государственного реестра недвижимости, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственного кадастрового учета;
3) загрузки содержащихся в поступивших для осуществления государственной регистрации прав, ограничения прав, обременения объекта недвижимости, сделок с объектом недвижимости документах основных сведений о подлежащих государственной регистрации правах, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, сделках, поступивших в порядке информационного взаимодействия сведений о лице, за которым зарегистрированы право на объект недвижимости, ограничения права, обременения объекта недвижимости, поступивших в уведомительном порядке дополнительных сведений во ФГИС ЕГРН; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственной регистрации прав;
4) ведения реестровых дел объектов реестра границ;
5) ведения реестровых дел (томов реестровых дел) объектов недвижимости, формируемых в электронном виде после 01.01.2017 в связи с осуществлением государственного кадастрового учета, внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, регистрацией прав на объекты недвижимости;
6) ведения книг учета входящих документов;
7) ведения книг учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества в части формирования (загрузки) сведений, содержащихся в поступивших в орган регистрации прав решениях уполномоченных органов, принятых в предусмотренном федеральным законом порядке (в том числе судебных актах), о наложении арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, запретов осуществления учетно-регистрационных действий, иных поступающих от уполномоченных органов решениях (выписках из них) об ограничении прав на объекты недвижимого имущества, обременении объектов недвижимости (в том числе решениях органов государственной власти, органов местного самоуправления об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд), документах, на основании которых граждане ограничены в дееспособности или признаны недееспособными, документах (сведениях), поступивших из органов опеки и попечительства, содержащих сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, за исключением сведений, предусмотренных подпунктами 6 - 8 пункта 25 Порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость, утвержденных приказом Росреестра от 23.12.2015 N П/0666 (зарегистрирован в Минюсте России 01.03.2016, регистрационный N 41262);
8) ведения кадастровых карт.
Таким образом, в соответствии с Законом N 218-ФЗ и упомянутым приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 N П/0515 у учреждения в период исполнения судебного акта в рамках исполнительного производства по требованию о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 77:03:003026:005 в соответствии с кадастровым планом от 16.08.2005 N Л1/05-0159 отсутствовали полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объектов недвижимости.
...
С указанием апелляционного суда в обоснование принятого постановления о том, что определением от 08.02.2017 Арбитражный суд города Москвы в порядке статьи 46 АПК РФ привлек управление в качестве заинтересованного лица, согласиться нельзя, поскольку в данном случае идет речь об исполнении требования в соответствии с постановлением от 21.06.2017, которым Девятый арбитражный апелляционный суд обязал именно учреждение внести в государственный кадастр недвижимости сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 77:03:003026:005 в соответствии с кадастровым планом от 16.08.2005 N Л1/05-0159, а не управление."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2020 г. N Ф05-12924/17 по делу N А40-222993/2016
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12924/17
24.12.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62909/19
05.10.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12924/17
21.06.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23549/17
12.04.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-222993/16