город Москва |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А40-77811/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Кочеткова А.А.,
судей: Малюшина А.А., Тутубалиной Л.А.
при участии в заседании:
от истца - Малов С.В., дов. N НИ-001/20 от 09.01.2020
от ответчиков: 1) ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России -
2) Министерство обороны Российской Федерации - Жукова М.А., дов. N 207/5/Д/1 от 16.01.2019
рассмотрев 25 июня 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2019 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2019 года
по иску ООО "Новая Ижора"
к ответчикам: 1) ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России; 2) Министерству обороны Российской Федерации;
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ООО "Новая Ижора" к ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России и Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 13 231 894, 95 руб. за оказанные жилищно-коммунальные услуги за период с 01.10.2018 г. по 31.01.2019 г.; 917 324, 54 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2019 года, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2019 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами суда первой и апелляционной инстанций, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, а также, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель ответчика Минобороны России поддержал доводы кассационной жалобы ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как правильно установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Новая Ижора" оказывает услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных в Санкт-Петербурге.
Договоры на управление заключены с собственником помещений в многоквартирных домах ООО "ДСК "Славянский" на основании протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов и в соответствии со статьей 161 ЖК РФ (собственником был выбран способ управления многоквартирными домами посредством управляющей компании); многоквартирные жилые дома приняты истцом на обслуживание.
Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, регистрирующим органом 09.02.2011 г. на основании государственного контракта от 05.03.2010 г. N 050310/1 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации, произведена регистрация перехода права собственности на 5 000 квартир в указанных домах от ООО "ДСК "Славянский" к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, а 14.07.2011 г. регистрирующим органом произведена государственная регистрация права оперативного управления ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России (учреждение, ответчик 1) на 5 000 квартир.
Судами установлено, что истец в соответствии с протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, избрано в качестве управляющей компании, которой передано в управление общее имущество многоквартирных домов; заключен договор управления общим имуществом многоквартирных домов с собственником помещений; для целей управления общим имуществом многоквартирных домов, истцом заключены и исполняются договоры со сторонними организациями.
За период с 01.10.2018 г. по 31.01.2019 г. включительно, по жилым помещениям (квартирам), приобретенным на основании государственного контракта N 050310/1 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации и не распределенным военнослужащим на основании договоров социального найма, стоимость оказанных Учреждению услуг по управлению общим имуществом многоквартирных домов, жилищным и коммунальным услугам составила 2 042 641, 90 руб., что отражено в справке о наличии задолженности и расчете задолженности, который произведен в отношении каждого отдельного жилого помещения, по каждому отдельному коммунальному ресурсу на основании показаний обще-домовых приборов учета и в соответствии с Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
Правомерно определено судом, что в период с 12.12.2012 г. по 17.12.2012 г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на 7 500 квартир, расположенных в домах жилого района "Славянка" (Санкт-Петербург), приобретенных Министерством обороны Российской Федерации у ООО "ДСК "Славянский" на основании государственного контракта от 03.02.2011 г. N SBR 1012240292-00001133-03; в период с 27.03.2014 г. по 09.04.2014 г. жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации в лице Минобороны России, были зарегистрированы на праве оперативного управления за ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России (ИНН 5031006724, ОГРН 1035006114208) на 7 500 квартир, что подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Санкт-Петербургу. ООО "Новая Ижора" в соответствии с протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирных домов избрано в качестве управляющей компании, обществу передано в управление общее имущество многоквартирных домов. С собственником помещений обществом заключены договоры управления общим имуществом многоквартирных домов. Для целей управления общим имуществом многоквартирных домов обществом заключены и исполняются договоры со сторонними организациями.
За период с 01.10.2018 г. по 31.01.2019 г. включительно по жилым помещениям (квартирам), приобретенным на основании государственного контракта от 03.02.2011 г. N SBR 1012240292-00001133-03 и не распределенным военнослужащим на основании договоров социального найма, стоимость оказанных Учреждению услуг по управлению общим имуществом многоквартирных домов, жилищным и коммунальным услугам составила 877 836, 26 руб., что отражено в справке о наличии задолженности и расчете задолженности, который произведен в отношении каждого отдельного жилого помещения по каждому отдельному коммунальному ресурсу на основании показаний обще-домовых приборов учета и в соответствии с Распоряжениями комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, регистрирующим органом 07.11.2013 г. на основании государственного контракта от 26.12.2012 г. N 261212/1 купли-продажи 6 350 жилых помещений в границах г. Санкт-Петербурга для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2012-2013 годах и дополнительного соглашения от 30.10.2013 г. N 1. к государственному контракту N 261212/1 купли-продажи 6 350 жилых помещений в границах г. Санкт-Петербурга для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2012-2013 годах, произведена регистрация права собственности на 6 350 квартир за Российской Федерацией в лице Минобороны России; в августе 2013 года произведена государственная регистрация права оперативного управления на жилые помещения за ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5031006724, ОГРН 1035006114208) на 6 350 квартир (Приложения N 51-63).
Истец в соответствии с протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, избрано в качестве управляющей компании, которой передано в управление общее имущество многоквартирных домов; с собственником помещений обществом заключены договоры управления общим имуществом многоквартирных домов (приложения N 22-35); для целей управления общим имуществом многоквартирных домов обществом заключены и исполняются договоры со сторонними организациями (приложения N 71-73).
За период с 01.10.2018 г. по 31.01.2019 г. включительно, задолженность Учреждения по жилым помещениям (квартирам) приобретенным на основании государственного контракта N 261212/1 купли-продажи 6350 жилых помещений в границах г. Санкт-Петербурга для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2012-2013 годах и не распределенным военнослужащим на основании договоров социального найма, по оказанным услугам по управлению общим имуществом многоквартирных домов, жилищным и коммунальным услугам составила 10 311 416, 79 руб., что отражено в справке о наличии задолженности и расчете задолженности, который произведен в отношении каждого отдельного жилого помещения по каждому отдельному коммунальному ресурсу на основании показаний обще-домовых приборов учета и в соответствии с Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
Общая задолженность Учреждения по отоплению, освещению мест общего пользования (электроэнергия), управлению и содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов (по оказанным жилищным и коммунальным услугам) в части площади, приходящейся на жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении Учреждения и не распределенным по договорам социального найма военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий за период с 01.10.2018 г. по 31.01.2019 г. составляет 13 231 894 рубля 95 копеек.
Истцом, также, заявлены пени за несвоевременную оплату оказанных коммунальных и жилищных услуг по состоянию на 01.04.2019 г., общий размер которых составляет 917 324 рубля 54 копейки.
Направленная истцом в адрес Учреждения претензия об оплате долга и пени, оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 210, 249, 309, 310, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 153, 155, 158, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку момент рассмотрения спора ответчиками не представлены доказательства оплаты оказанных услуг, а также доказательства предъявления истцу претензии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по предоставлению оказанных услуг в порядке, установленном действующим законодательством. При этом суды правомерно исходили из того, что отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком не является основанием для отказа во взыскании расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома и на оказанные коммунальные услуги, так как такую обязанность каждый участник долевой собственности обязан нести в силу прямого указания закона. При этом, уклонение ответчиком от заключения договоров на управление общим имуществом МКД установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А40-55678/2014, что имеет преюдициальное отношение к настоящему делу.
Вместе с тем, судами также верно учтено, что при расчете исковых требований истцом применялись тарифы, установленные утвержденных Распоряжениями Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга, что согласуется с действующим законодательством.
Суды, проверив сумму заявленной ко взысканию с ответчиков неустойки, оценив доводы стороны в этой части, пришли к обоснованному выводу о возможности взыскания неустойки как с основного, так и с субсидиарного должника.
Отклоняя довод заявителя о не выставлении истцом счетов на оплату за оказанные жилищно-коммунальные услуги в нарушение требований жилищного законодательства, суд апелляционной инстанции правильно отметил, что ответчиком не учтено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов в электронной форме, размещенных в системе ГИС ЖКХ.
Иные доводы кассационной жалобы исследовались судами первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, при этом, они не нашли своего подтверждения в материалах дела.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Выводы судов об обстоятельствах дела основаны на доказательствах, которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, по делу не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2019 года по делу N А40-77811/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 210, 249, 309, 310, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 153, 155, 158, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку момент рассмотрения спора ответчиками не представлены доказательства оплаты оказанных услуг, а также доказательства предъявления истцу претензии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по предоставлению оказанных услуг в порядке, установленном действующим законодательством. При этом суды правомерно исходили из того, что отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком не является основанием для отказа во взыскании расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома и на оказанные коммунальные услуги, так как такую обязанность каждый участник долевой собственности обязан нести в силу прямого указания закона. При этом, уклонение ответчиком от заключения договоров на управление общим имуществом МКД установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А40-55678/2014, что имеет преюдициальное отношение к настоящему делу."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 июля 2020 г. N Ф05-25334/19 по делу N А40-77811/2019