город Москва |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А40-193087/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Плетнева О.Н., доверенность от 16.10.2018;
от заинтересованного лица: Мацота Н.Э., доверенность от 30.12.2019;
рассмотрев 29 июня 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве
на решение от 20 ноября 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 17 марта 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-193087/19
по заявлению ОАО "РЖД"
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Москве,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения от 21.05.2019 N 77/011/223/2018-6122 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006004:31, расположенный по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, вл. 64, об обязании внести запись о государственной регистрации указанного права.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 ноября 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации ранее учтенного права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006004:31, расположенный по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, вл. 64.
21.05.2019 Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок на основании статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), в связи с непредставлением документов, являющихся основанием для государственной регистрации наличия права на недвижимое имущество в двух экземплярах-подлинниках, отсутствие зарегистрированных прав Российской Федерации на вносимый в уставный капитал земельных участков, несоответствие балансовой стоимости передаваемого в уставный капитал земельного участка относительно общей стоимости имущественного комплекса и расположение на земельном участке объектов недвижимого имущества послужило причиной отказа Управления в регистрации права собственности общества на земельный участок.
Общество, посчитав решение Управления от 21.05.2019 N 77/011/223/2018-6122 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006004:31, расположенный по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, вл. 64, незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
ОАО "РЖД" создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В уставный капитал общества в качестве вклада внесено имущество федерального железнодорожного транспорта.
Внесение земельных участков в уставный капитал общества осуществлялось в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ), согласно которой внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления.
Основанием государственной регистрации права на земельные участки является сводный передаточный акт, что отражено, в том числе, в методических рекомендациях по порядку проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества железнодорожного транспорта, внесенные в уставный капитал общества, утвержденный приказом Минюста России от 22.01.2004 N 12 (пункт 5).
Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в уставный капитал общества, утвержден распоряжением Минимущества России, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р (далее - Распоряжение N 4557-р/6-р/884р).
Так как в качестве документа-основания возникновения является сводный передаточный акт, утвержденный совместно федеральными органами, на государственную регистрацию права в качестве правоустанавливающих документов представлены:
сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в уставный капитал ОАО "РЖД", Распоряжением N 4557-р/6-р/884р;
передаточный акт на имущество и обязательства ГУП "Кусковский завод консистентных смазок" Министерства путей сообщения Российской Федерации" - приложение 10 к сводному передаточному акту;
приложение 4 к передаточному акту на имущество и обязательства ГУП "Кусковский завод консистентных смазок" Министерства путей сообщения Российской Федерации", передаваемые в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" формы 17.6.
Согласно указанным документам в уставный капитал ОАО "РЖД" внесен земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006004:31 и местоположением: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, вл. 64, стоимостью 1.037.020,33 руб.
Стоимость земельных участков, внесенных в уставный капитал ОАО "РЖД", определялась на основании пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент создания ОАО "РЖД".
Балансовая стоимость передаваемого имущественного комплекса согласно передаточному акту на имущество и обязательства ГУП "Кусковский завод консистентных смазок" Министерства путей сообщения Российской Федерации составляет 51.595 тыс. руб. и включает в свой состав стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006004:31, в размере 1.037.020,33 руб.
Таким образом, на государственную регистрацию представлены правоустанавливающие документы в отношении конкретного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006004:31, имеющего местоположение: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, вл. 64.
Указанная же причина отказа в государственной регистрации права - непредставление документа, конкретизирующего состав всего недвижимого имущества на сумму 51.595 тыс. руб. - не имеет правовых оснований, так как не соответствует требованиям Федерального закона N 218-ФЗ.
В соответствии с абзацем 6 пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 29, внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществлялось без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Данное положение также отражено в Методических рекомендациях (пункт 5 статьи 4 Федерального закона N 29).
В отношении информации, изложенной в оспариваемом решении об отказе в государственной регистрации, об отсутствии документов, свидетельствующих о формировании и учете в порядке, установленном на дату 30.09.2003 земельного участка с кадастровым номером как объекта гражданских правоотношений, суды отметили, что 02.01.2000 Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) на органы исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами возложены обязанности по ведению государственного земельного кадастра (статья 9 Федерального закона N 28-ФЗ). Во исполнение указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 утверждены Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам, которыми определен порядок присвоения и учета кадастровых номеров земельных участков. Поэтому на дату внесения земельного участка (30.09.2003) с кадастровым номером 77:03:0006004:31 был сформирован и учтен в установленном порядке, а 01.01.2007 в государственном кадастре обновлены сведения в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ). Таким образом, суды заключили, что данные доводы опровергают причину отказа в регистрации права в связи с сомнением регистратора о формировании земельного участка позднее 2003 года.
Судами установлено, что факт наличия у общества приобретенного в процессе приватизации государственного имущества права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на рассматриваемом участке, подтвержден.
Согласно пункту 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
В силу частей 1 и 2 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ, приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.
На земельном участке с кадастровым номером 77:03:0006004:31 расположены объект недвижимого имущества, зарегистрированный в составе сооружения - производственно-технологического комплекса "Кусковский завод консистентных смазок", на которые зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД" (запись в Едином государственном реестре недвижимости от 17.03.2004 N 77-01/30-908/2003-789):
"здание заводоуправления и материального склада, здание тарной мастерской" (литера 1-2);
"здание гаража и столовой" (литера 3);
"здание цеха N 2, здание прачечной и осерненной смазки" (литера 4);
"здание цеха N 1, здание графитного отделения, насосной и компрессорной, здание котельной, здание бытовок, здание РП, здание склада сырья, нефтехранилище N 2 (надземное), резервуар N 14; химводоочистка" (литеры 5-7);
"здание нефтехранилища N 1 (подземное), резервуар N 22, резервуар N 22а, резервуар N 23, резервуар N 23а, резервуар N 25, резервуар N 32, резервуар N 33, резервуар N 34" (литера 6);
"здание флотационной установки, здание склада готовой продукции" (литера 10);
"здание станции перекачки" (литера 11).
Таким образом, суды обоснованно заключили, что данное обстоятельство дополнительно подтверждает факт приобретения в процессе приватизации государственного имущества права собственности ОАО "РЖД" на рассматриваемый земельный участок, внесенный в уставный капитал общества.
Указанные объекты описаны в составе технической документации ФГУП "Ростехинвентаризация" Госстроя России по г. Москве на комплекс, составленной в соответствии с Особым порядком подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимые в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги", утвержденным приказом Госстроя России от 19.09.2003 N 356 (далее - Особый порядок).
Согласно пункту 2 Особого порядка, техническая документация на объекты и сооружения организаций железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО "РЖД", изготавливалась на основании типовых форм - перечней объектов недвижимости железнодорожного транспорта, содержащих необходимые технические характеристики, а также общих планов земельных участков с расположенными на них объектами.
Указанные объекты поставлены на кадастровый учет в составе сооружения - производственно-технологического комплекса "Кусковский завод консистентных смазок", которому присвоен кадастровый номер 77:03:0006010:8582.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об указанных объектах недвижимости, поставленных на кадастровый учет по данным ГУП МосгорБТИ, с кадастровыми номерами 77:03:0006004:1055, 77:03:0006004:1056, 77:03:0006004:1057, 77:03:0006004:1058, 77:03:0006004:1059, 77:03:0006004:1060, 77:03:0006004:1065, местоположение которых совпадает с местоположением объектов, входящих в состав сооружения - производственно-технологического комплекса "Кусковский завод консистентных смазок" под литерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10 и 11 соответственно.
Судами установлено, что представленные в Управление документы соответствуют положениям части 4 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), в соответствии с которой, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются следующие необходимые для государственной регистрации прав документы:
документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Следовательно, на государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0002001:199, имеющий местоположение: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, вл. 64, заявителем представлены документы, соответствующие установленным законодательством требованиям и отражающие необходимую для государственной регистрации информацию.
Из абзацев 4, 10 части 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Информационное письмо N 132) содержится рекомендация, согласно которой в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации, в том числе заявление о регистрации права, документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя, кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов), документ об уплате государственной пошлины.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 29-ФЗ (в редакции от 21.11.2011) установлено, что земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации. Внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием для государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт.
Доводы Управления в отношении отказа в осуществлении регистрационных действий правомерно признаны судами необоснованными.
Согласно абзацу 2 пункта 6 Информационного письма N 132, судебный акт является самостоятельным основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно абзацу 4 пункта 1 Информационного письма N 132, в связи с тем, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
Судами установлено, что заявителем в регистрирующий орган представлены документы в соответствии с заявлением, подтверждающие необходимость и достаточность прав заявителя на государственную регистрацию права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, вл. 64, с кадастровым номером 77:03:0006004:31.
Суды пришли к правомерному выводу о недоказанности Управлением законности оспариваемого решения об отказе в регистрации права собственности на спорный земельный участок, ввиду представления полного пакета документов, подтверждающего возникновение такого права и в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и законно возложили на Управление обязанность произвести государственную регистрацию права собственности ОАО "РЖД" на указанный земельный участок.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2020 года по делу N А40-193087/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 29-ФЗ (в редакции от 21.11.2011) установлено, что земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации. Внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием для государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт.
...
Согласно абзацу 2 пункта 6 Информационного письма N 132, судебный акт является самостоятельным основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно абзацу 4 пункта 1 Информационного письма N 132, в связи с тем, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2020 г. N Ф05-9453/20 по делу N А40-193087/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9453/20
17.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4173/20
20.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-193087/19
17.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-193087/19