город Москва |
|
14 июля 2020 г. |
Дело N А40-283064/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дербенева А.А.
судей Анциферовой О.В., Матюшенковой Ю.Л.
при участии в заседании:
от заявителя - Ассоциации "Некоммерческое Партнерство "Национальный Жилищный Конгресс" - не явился, надлежаще извещен;
от ответчика - ГУ - МРО ФСС РФ в лице филиала N 27- Сурина Т.А., доверенность от 03.10.19,
рассмотрев 07 июля 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу ГУ - МРО ФСС РФ в лице филиала N 27
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2019 года
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2020 года
по заявлению Ассоциация "Некоммерческое Партнерство "Национальный Жилищный Конгресс"
к ГУ МРО ФСС РФ Филиал N 27
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация "Некоммерческое Партнерство "Национальный Жилищный Конгресс" (далее по тексту - заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному Учреждению - Московское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 27 (далее по тексту - ГУ МРО ФСС РФ Филиал N 27, Фонд, ответчик) о признании недействительным решения от 17.09.2019 N 894т о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ассоциации "Некоммерческое Партнерство "Национальный Жилищный Конгресс", установив с 2019 года размер страхового тарифа соответствующий 1 (первому) классу профессионального риска, исходя из страхового тарифа 0,2%.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГУ - МРО ФСС РФ в лице филиала N 27обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного от 20 февраля 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Ответчик в лице своего представителя в судебном заседании суда кассационной инстанции настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по основаниям, в ней изложенным.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенный заявитель не явился, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, Ассоциация "Некоммерческое Партнерство "Национальный Жилищный Конгресс" зарегистрировано в ГУ МРО ФСС РФ филиал N 27 в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В связи с непредставлением в установленный законом срок справки-подтверждения основного вида экономической деятельности, Фонд направил страхователю уведомление от 24.04.2019 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, где самостоятельно определил в качестве основного вида деятельности заявителя "Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях" (код по ОКВЭД 71.1), относящегося к 9 классу профессионального риска и с января 2019 года установил размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,00%.
Фонд также направил в адрес страхователя требование N 29 от 06.08.2019 о внесении изменений в расчет по форме 4-ФСС за 1 полугодие 2019 года.
Заявитель направил в адрес Фонда ответ о том, что с 19.04.2011 и по настоящее время основным видом экономической деятельности заявителя является 70.22 "Консультирование по вопросам деятельности и управления" (исх. N 0159/01-02 от 21.08.2019).
Указанное письмо заявителя, содержащее приложения: выписку из ЕГРЮЛ и копию бухгалтерского баланса заявителя за 2018 год, Фонд получил 06.09.2019.
26.09.2019 заявителем получен ответ Фонда N 04-11/05-12196 от 09.09.2019 о правомерности принятого решения, в котором Фонд указал, что заявителем не были предоставлены документы, подтверждающие основной вид деятельности, в установленный срок (до 15 апреля) территориальный орган страховщика (филиал N 27 отделения Фонда), руководствуясь пунктом 13 Правил (с изменениями внесенными Постановлением N 551) и пунктом 5 Порядка, обоснованно установил заявителю 9 класс профессионального риска на 2019 год ("Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях" ОКВЭД - 71.1). Таким образом, заявитель обязан в 2019 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исчислять, исходя из страхового тарифа 1,00% к начисленной оплате труда.
Учитывая неуплату страхователем доначисленную сумму страховых взносов, Фондом было принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 894т от 17.09.2019, которым Ассоциация "Некоммерческое Партнерство "Национальный Жилищный Конгресс" привлечена к ответственности по ст. 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Не согласившись с решением Фонда, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что вид фактически осуществляемой страхователем деятельности подлежит определению с учетом основного вида деятельности, фактически осуществляемого страхователем.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных страхователем требований.
При этом суды обеих инстанций верно исходили из того, что доначисление организации страховых взносов в повышенном размере, исходя из страхового тарифа, соответствующего виду деятельности, фактически не осуществляемому страхователем, при наличии представленных заявителем сведений для подтверждения основного вида экономической деятельности является неправомерным; действия Фонда социального страхования, фактически отказавшего в проверке доказательств, представленных организацией в подтверждение своей позиции относительно основного вида экономической деятельности и пересмотре страхового тарифа, являются незаконными.
При этом Фондом не представлены доказательства, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой Ассоциации "Некоммерческое Партнерство "Национальный Жилищный Конгресс" деятельностью является "Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях", что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 9-му классу профессионального риска.
Вопреки доводам кассационной жалобы, предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Данные выводы судов соотносятся с правовыми позициями, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 по делу N А76-21618/2017, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 по делу N А45-16531/2017.
С учетом установленных фактических обстоятельств, нормы права судами применены верно.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2020 года по делу N А40-283064/2019,- оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ - МРО ФСС РФ в лице филиала N 27 - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Дербенев |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам кассационной жалобы, предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Данные выводы судов соотносятся с правовыми позициями, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 по делу N А76-21618/2017, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 по делу N А45-16531/2017."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2020 г. N Ф05-8749/20 по делу N А40-283064/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8749/20
20.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-797/20
09.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-283064/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-283064/19