город Москва |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А41-78800/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ахметжанов А.Р., доверенность от 01.11.2019;
от заинтересованного лица: Добромыслова Т.С., доверенность от 14.08.2019;
от третьего лица: Алиева Н.С., доверенность от 20.04.2020;
рассмотрев 08 июля 2020 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованного лица - Госжилинспекции Московской области и третьего лица - МУП "Жилищник г.о. Химки"
на решение от 02 декабря 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 18 марта 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-78800/19
по заявлению ООО "ДЭЗИС"
об оспаривании решения
к Госжилинспекции Московской области,
третье лицо: МУП "Жилищник г.о. Химки",
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДЭЗИС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области (далее - инспекция) с требованиями о признании незаконным и отмене решения N 11914 инспекции, вынесенного 16.07.2019 в отношении управления многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: Московская область, г. Химки, Юбилейный проспект, д. 6, и об обязании инспекции рассмотреть вопрос о внесении изменений в реестр лицензий Московской области на основании обращения общества (от 29.05.2019 N 08Вх/04-11914) о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в отношении управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Химки, Юбилейный проспект, д. 6.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП "Жилищник г.о. Химки" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Госжилинспекция Московской области и МУП "Жилищник г.о. Химки" обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России N 33 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1027739478513, основным видом деятельности которого является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Общество имеет лицензию от 11.06.2015 N 834 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Общество 29.05.2019 обратилось в инспекцию с заявлением N 08Вх/04-11914 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с изменением сведений о многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Химки, Юбилейный проспект, д. 6, приложив договоры управления многоквартирным домом от 28.02.2019.
По результатам рассмотрения заявления общества N 08Вх/04-11914 инспекцией принято решение от 16.07.2019 N 11914 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с несоответствием заявления и документов требованиям подпунктов "а", "в" пункта 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Не согласившись с решением инспекции и полагая, что отказ во внесении сведений в указанный реестр нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из нижеследующего.
Из части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Отношения, связанные с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, регулируются положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) с учетом особенностей, установленных частью 5 статьи 192 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В силу положений частей 1, 2 статьи 198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Часть 3 статьи 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок N 938/пр определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 938/пр, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка N 938/пр (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 ЖК РФ;
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 938/пр, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка N 938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр (пункт 6 Порядка N 938/пр).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
В оспариваемом решении обществу вменяется нарушение процедуры организации и проведения общего собрания - подпункты "а", "в" пункта 3 Порядка N 938/пр.
Согласно части 4 статьи 45 ЖК РФ, собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Решением общего собрания (оформлено протоколом от 24.03.2016 N 1 общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Юбилейный проспект, д. 6) утвержден порядок уведомления собственников помещений в МКД.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что заявителем при обращении с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области дома по адресу: Московская область, г. Химки, Юбилейный проспект, д. 6, представлены в том числе: протокол общего собрания от 25.02.2019; протокол счетной комиссии по итогам общего собрания от 25.02.2019; реестр собственников помещений; уведомление о проведении собрания; лист регистрации вручения сообщений о проведении собрания; лист регистрации собственников, принявших участие в общем собрании; лист регистрации вручения бланков решений собственникам; проект договора управления; копии договоров управления от 28.02.2019, заключенных с собственниками.
Оснований для признания представленных доказательств недостоверными у судов не имелось. Сведения об оспаривании результатов указанного общего собрания собственников помещений, в установленном законодательством порядке, не представлены, доказательств признания недействительными в судебном порядке результатов указанного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, заинтересованным лицом судам первой и апелляционной инстанций также не представлено.
Инспекция в оспариваемом решении указала, что в представленном в составе документов договоре отсутствуют сведения относительно общего имущества применительно к спорному многоквартирному дому. Инспекция при рассмотрении документов общества пришла к выводу, что представленный договор управления не соответствует требованиям части 3 статьи 162 ЖК РФ, а именно: пункт 1 - не указан состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, определенный в соответствии с Порядком N 938/пр; пункт 2 - не указан порядок изменения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Суды обоснованно обратили внимание на то, что приложением N 1 к договору управления определяется состав общего имущества многоквартирного дома N 6. Однако данные обстоятельства не учтены административным органом при рассмотрении заявления.
Относительно порядка внесения изменений в перечень работ и услуг по договору управления, суды обоснованно посчитали, что отсутствие особого согласованного сторонами порядка внесения таких изменений не свидетельствует о невозможности таковых изменений, так как пунктом 8.6 договора управления предусмотрено, что изменение не оговоренных в настоящем договоре условий, осуществляется в порядке, предусмотренном жилищным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что из пункта 8.7 договора управления следует, что все приложения, в том числе перечень, состав, периодичность выполнения работ и услуг по содержанию общего имущества МКД, являются неотъемлемой частью договора.
Таким образом, изменение перечня работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД возможно по соглашению сторон на основании статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации с соблюдением требований частей 1 - 2 статьи 162 ЖК РФ, то есть внесение изменений возможно по решению общего собрания собственников помещений МКД.
Судами установлено, что факт осуществления деятельности по управлению спорным МКД с момента заключения договора управления по настоящее время именно обществом, по существу лицами, участвующими в деле, не оспаривался.
Довод инспекции и предприятия о том, что в перечне представленных обществом документов отсутствуют фотоматериалы, подтверждающие размещение информации о проведении собрания по указанному дому, обоснованно отклонены судами на основании нижеследующего.
Судами установлено, что в оспариваемом решении в списке рассмотренных инспекцией документов, приложенных к заявлению от 29.05.2019 N 08Вх/04-11914, имеется ссылка на наличие фотоматериалов. При этом какие-либо акты или иные документы об отсутствии в перечне поданных документов фотоматериалов административным органом применительно к дому, расположенному по адресу: Московская область, г. Химки, Юбилейный проспект, д. 6, не представлено.
Довод инспекции и предприятия о том, что в реестре уведомлений даты вручения указаны с нарушением установленного законом срока, также обоснованно отклонен судами, поскольку в материалах дела содержится акт о размещении сообщения о проведении общего собрания собственников помещений от 31.12.2018.
Кроме того, судами установлено, что в материалах дела содержится реестр вручения сообщений о проведении общего собрания, из которого следует, что уведомления были вручены до 25.02.2019 (до даты проведения собрания). Следовательно, все уведомления вручены до даты проведения общего собрания.
Судами установлено, что в материалы дела не представлены доказательства того, что в общем собрании приняли участие собственники помещений, чья доля в общем объеме площади МКД составила менее 50% от общей площади МКД.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2020 года по делу N А41-78800/19 оставить без изменения, кассационные жалобы Госжилинспекции Московской области и МУП "Жилищник г.о. Химки" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Инспекция в оспариваемом решении указала, что в представленном в составе документов договоре отсутствуют сведения относительно общего имущества применительно к спорному многоквартирному дому. Инспекция при рассмотрении документов общества пришла к выводу, что представленный договор управления не соответствует требованиям части 3 статьи 162 ЖК РФ, а именно: пункт 1 - не указан состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, определенный в соответствии с Порядком N 938/пр; пункт 2 - не указан порядок изменения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
...
Судами установлено, что из пункта 8.7 договора управления следует, что все приложения, в том числе перечень, состав, периодичность выполнения работ и услуг по содержанию общего имущества МКД, являются неотъемлемой частью договора.
Таким образом, изменение перечня работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД возможно по соглашению сторон на основании статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации с соблюдением требований частей 1 - 2 статьи 162 ЖК РФ, то есть внесение изменений возможно по решению общего собрания собственников помещений МКД."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 июля 2020 г. N Ф05-10463/20 по делу N А41-78800/2019