г. Москва |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А40-196052/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей Красновой С.В., Федуловой Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Лунева В.В., дов. от 02.12.2019
от ответчика: Стогова А.А., дов. от 12.05.2020 (онлайн)
от третьего лица: не явился, уведомлен
рассмотрев 15 июля 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "Ариант-Трэвел"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2019 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 07 февраля 2020 года,
по заявлению ООО "Ариант-Трэвел"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным отказа,
третье лицо: Департамент культурного наследия города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ООО "Ариант-Трэвел" к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по возмездному отчуждению недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы, оформленного письмом от 19.07.2017 N 33-5-71470/17-(0)-3, обязании Департамента городского имущества города Москвы заключить договор купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы и расположенного по адресу: г. Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 1 общей площадью 195,2 кв. м, на условиях проекта договора по цене 10 172 960 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2019, решение Департамента об отказе в предоставлении государственной услуги, оформленное письмом от 19.07.2017 N 33-5-71470/17-(0)-3, признано незаконным. Суд обязал Департамент направить Обществу проект договора купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы и расположенного по адресу: г. Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 1 общей площадью 195,2 кв. м, по цене 23 348 000 руб.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2019 произведена замена ООО "Ариант-Трэвел" на ООО "Ариант".
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 решение Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2019 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент культурного наследия города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2020, в удовлетворении заявления ООО "Ариант" отказано.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, ООО "Ариант" (ранее ООО "Ариант-Трэвел") обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Департаментом имущества г. Москвы (в настоящее время - Департамент городского имущества г. Москвы, (арендодатель) и ООО "Ариант-трэвел" (арендатор) заключен договор аренды от 30.07.2007 N 01-00811/07 на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 1 общей площадью 195,2 кв. м сроком с 09.07.2007 по 08.07.2022.
Заявитель 17.05.2017 обратился в Департамент городского имущества по вопросу предоставления государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" в отношении арендуемого недвижимого имущества.
Письмом от 19.07.2017 N 3-5-71470/17-(0)-3 Департаментом отказано в предоставлении государственной услуги, со ссылкой на то, что заявителем не представлены документы в обоснование переустройства арендованного помещения.
Согласно представленному заявителем Отчету N 11-8/17 от 28.08.2017 Об оценке рыночной стоимости нежилого помещения рыночная стоимость составила 10 172 960 рублей.
10.10.2017 истцом в адрес ответчика была направлена претензия о незаконности отказа в предоставлении государственной услуги с приложением договора купли-продажи указанного нежилого помещения по цене 10 172 960 рублей.
Полагая, что указанный отказ Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Ариант-трэвел" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО "Ариант-Треэел", суды правомерно и обоснованно руководствовались следующим.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия указанных субъектов в приватизации арендуемого имущества (статья 1).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 24.02.2011 N 214-О-О, от 29.09.2011, N 1042-О-О, от 16.02.2012 N 260-О-О, цель названного Федерального закона состоит в оказании адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них временной преференции в связи с их участием в приватизации.
Субъектом получения указанной преференции - преимущественного права выкупа помещения являются хозяйствующие субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся арендаторами испрашиваемого к приватизации имущества.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2015 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 данного Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 данного Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 данного Федерального закона;
4) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 данной статьи.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 159-ФЗ одним из условий преимущественного права на выкуп арендованного имущества является факт нахождения имущества по состоянию на 01.07.2015 во временном владении и (или) временном пользовании у субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
Толкование данных норм позволяет сделать вывод о том, что имущество должно быть по состоянию на 01.07.2015 в пользовании непрерывно в течение двух и более лет у субъекта малого и среднего предпринимательства.
В силу Закона N 159-ФЗ возникновение права на преимущественный выкуп арендуемого имущества поставлено в зависимость от наличия действующих арендных отношений в течение двух и более лет по состоянию на 01.07.2015 именно с субъектом малого и среднего предпринимательства.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2016 N 305-КГ16-12198.
Согласно статье 9 Закона N 159-ФЗ преимущественное право может быть реализовано по инициативе субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих требованиям, установленным статьей 3 данного Закона.
В силу части 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Суды пришли к правомерному выводу о том, что материалами дела подтверждается, что нарушений условий договора аренды заявитель не допускал.
Сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства подтверждается, что ООО "Ариант-трэвел" является субъектом малого предпринимательства города Москвы.
Определением суда от 25.06.2018 было удовлетворено ходатайство Заявителя о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, проведение которой поручено ООО "Агентство судебных экспертов", эксперту Завьялову Ю.А. с постановкой перед экспертом следующего вопроса: определить рыночную стоимость недвижимости (нежилого помещения), расположенного по адресу: Москва, ул. Сретенский бульвар, д. 6/1, пом. XII, общей площадью 195,2 кв. м по состоянию на 17.05.2016.
Согласно экспертному заключению ООО "Агентство судебных экспертов" от 09.07.2018 N 89 стоимость спорного имущества, по состоянию на 17.05.2016 составила 23 348 000 руб. 00 коп., без учета НДС.
Суд протокольным определением от 30.08.2018 вызвал эксперта для дачи пояснений по экспертизе.
На вопросы суда и заявителя о качестве выполненной экспертизы, методике расчета величины рыночной стоимости спорного помещения, эксперт дал аргументированные ответы.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции Заявителем было вновь заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Протокольным определением от 05.11.2019 заявленное ходатайство было оставлено без удовлетворения, поскольку суд не усмотрел предусмотренных в статье 82 АПК РФ оснований для проведения экспертизы, считая, что заключение эксперта, имеющиеся в материалах дела никем не оспорено, не признано недействительным, в связи с чем, может быть оценено судом как надлежащее доказательство по правилам статей 71, 75 АПК РФ. Кроме того, данный спор рассматривается по правилам главы 24 ГК РФ, в связи с чем, проведение экспертизы не предусмотрено. Кроме того, не представлено доказательств перечисления денежных средств на депозит суда в счет оплаты за проведение экспертизы.
Имеющееся в материалах дела Экспертное заключение соответствует требованиям Федерального закона 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки ФСО N 1 (приказ Минэкономразвития N 1 от 20.07.2007 N 256), ФСО N 2 (приказ Минэкономразвития от 20.07.2007 N 255), ФСО N 3 (приказ Минэкономразвития от 20.07.2007 N 254), ФСО N 7 (приказ Минэкономразвития от 25.09.2014 N 611).
Исходя из пояснений сторон, пояснений эксперта, заключения судебной экспертизы, исследовав представленные в материалы дела отчеты о рыночной стоимости спорного недвижимого имущества, суд считает, что цена спорного помещения при приобретении его заявителем составляет 23 348 000 руб. 00 коп., без учета НДС.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: г. Москва, Сретенский бульв., д. 6/1, стр. 1, стр. 2 в соответствии с Указом Президента от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного федерального (общероссийского) значения" отнесено к объектам культурного наследия федерального значения "Комплекс домов страхового общества "Россия", 1899 г. - Дом".
Приказом Министерства культы Российской Федерации от 1 ноября 2017 года N 120576-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Спорные нежилые помещения являются частью Объекта.
В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку в рассматриваемом случае спор возник по поводу приватизации объекта культурного наследия, то к спорным правоотношениям подлежат применению как нормы Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), так и нормы Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия).
Из части 1 статьи 48 и статьи 50 Закона об объектах культурного наследия следует, что спорный объект не ограничен в обороте и может быть передан в частную собственность.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о приватизации особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности определены Законом N 159-ФЗ, согласно положениям статьи 3 которого субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Особенности приватизации объектов культурного наследия урегулированы пунктами 1 и 3 статьи 29 Закона о приватизации и пунктом 7 статьи 48 Закона об объектах культурного наследия, из совокупного толкования которых следует, что Закон о приватизации допускает продажу объектов культурного наследия в частную собственность субъектов малого и среднего предпринимательства по правилам Закона N 159-ФЗ при условии их обременения обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства либо иного охранного документа.
Согласно абзацу 1 статьи 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные данным Федеральным законом, регулируются Законом о приватизации. Поскольку в данном случае объектом приватизации выступает объект культурного наследия, к спорным правоотношениям подлежат применению также специальные нормы Закона о приватизации и положения Закона об объектах культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о приватизации в редакции, действовавшей до 22.01.2015, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены данным Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.
В данной редакции пункт 1 статьи 29 Закона о приватизации устанавливал особенности приватизации объекта культурного наследия, в том числе арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, равные для всех участников гражданского оборота, которые состояли в наличии законодательного условия об обременении такого объекта охранными обязательствами.
Между тем, Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 315-ФЗ) внесены изменения в Закон о приватизации, Закон об объектах культурного наследия, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые вступили в силу 22.01.2015. Данные изменения направлены на совершенствование правового регулирования в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона о приватизации объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а также путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества при условии их обременения требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, требованиями к сохранению таких объектов, требованиями к обеспечению доступа к указанным объектам.
Статьей 20 Закона о приватизации установлено, что договор купли-продажи государственного или муниципального имущества включает в себя условия конкурса, формы и сроки их выполнения; порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств; порядок осуществления контроля за выполнением победителем конкурса условий конкурса; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору купли-продажи в виде неустойки за невыполнение победителем конкурса условий, а также ненадлежащее их выполнение, в том числе нарушение промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объема их выполнения; проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, в порядке, установленном Законом об объектах культурного наследия; в случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки, указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются; помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой; другие условия, предусмотренные статьей 29 данного Федерального закона в отношении объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия (пункты 14, 15, 21, 23).
Порядок установления условий конкурса в отношении объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр, а также порядок его проведения в соответствии со статьями 20, 29 Закона о приватизации урегулирован Положением о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 584.
Статьей 29 Закона о приватизации, в редакции Закона N 315-ФЗ, установлены дополнительные особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия: передача в частную собственность таких объектов допускается только в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью; путем продажи на конкурсе; путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.
При этом данные способы приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, возможны только при условии их обременения требованиями к содержанию, использованию, сохранению и обеспечению доступа к указанным объектам, сделка по отчуждению указанных объектов в порядке приватизации, не содержащая указанных охранных условий, является ничтожной в силу прямого указания на это в пункте 3 статьи 29 Закона о приватизации. При несоблюдении покупателем условий конкурса договор может быть расторгнут, при этом объект культурного наследия остается в государственной или муниципальной собственности (статья 20 Закона о приватизации).
Таким образом, положениями статей 20, 29 Закона о приватизации установлены особенности приватизации объектов культурного наследия, которые являются специальными по отношению к норме статьи 3 Закона N 159-ФЗ и подлежат применению при приватизации объектов культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а также путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества при условии их обременения требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, требованиями к сохранению таких объектов, требованиями к обеспечению доступа к указанным объектам.
Сделка по отчуждению указанных объектов в порядке приватизации, не содержащая указанных охранных условий, является ничтожной в силу прямого указания на это в пункте 3 статьи 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
Таким образом, помещения в спорном Объекте могут быть приватизированы только путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.
Поскольку судом установлено, что арендуемое Заявителем нежилое помещение находится в здании, являющимся объектом культурного наследия, а Заявитель обратился в Департамент за реализацией преимущественного права на выкуп в порядке, предусмотренном Федеральным законом N N 159-ФЗ, в мае 2017 года, то есть в период, когда положениями статей 20, 29 Закона о приватизации уже были установлены особенности приватизации объектов культурного наследия, которые являются специальными по отношению к Федеральному закону N 159-ФЗ и подлежали применению при разрешении настоящего спора, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку на момент обращения заявителя в Департамент за предоставлением государственной услуги арендуемый ООО "Ариант" объект культурного наследия приватизации в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 159-ФЗ, уже не подлежал.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение Департамента не нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, не подлежит признанию незаконным.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления ООО "Ариант-Трэвел" (ООО "Ариант").
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
По существу заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2020 года по делу N А40-196052/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сделка по отчуждению указанных объектов в порядке приватизации, не содержащая указанных охранных условий, является ничтожной в силу прямого указания на это в пункте 3 статьи 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
...
Поскольку судом установлено, что арендуемое Заявителем нежилое помещение находится в здании, являющимся объектом культурного наследия, а Заявитель обратился в Департамент за реализацией преимущественного права на выкуп в порядке, предусмотренном Федеральным законом N N 159-ФЗ, в мае 2017 года, то есть в период, когда положениями статей 20, 29 Закона о приватизации уже были установлены особенности приватизации объектов культурного наследия, которые являются специальными по отношению к Федеральному закону N 159-ФЗ и подлежали применению при разрешении настоящего спора, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку на момент обращения заявителя в Департамент за предоставлением государственной услуги арендуемый ООО "Ариант" объект культурного наследия приватизации в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 159-ФЗ, уже не подлежал."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 июля 2020 г. N Ф05-5580/19 по делу N А40-196052/2017
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5580/19
07.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-80796/19
15.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-196052/17
24.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54111/19
30.04.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5580/19
14.01.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62196/18
05.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-196052/17