город Москва |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А40-107564/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Карасев С.В., доверенность от 03.03.2020;
от заинтересованных лиц: от ФТС России: Емшанова О.В., доверенность от 19.12.2019; Климаков К.В., доверенность от 23.12.2019; от Московской областной таможни: Орехова Е.С., доверенность от 31.12.2019;
рассмотрев 14 июля 2020 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованных лиц - ФТС России и Московской областной таможни
на решение от 08 августа 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 29 ноября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-107564/19
по заявлению ООО "Оливия"
об оспаривании решений
к ФТС России, Московской областной таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Оливия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной таможенной службе (далее - таможенная служба) и Московской областной таможне (далее - МОТ, таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения ФТС России от 14.01.2019 N 15-67/3, решений МОТ от 28.09.2018 N 10013000/280918/0003922 и N 10013000/280918/0003923.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 августа 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФТС России и Московская областная таможня обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованных лиц поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в период с августа по сентябрь 2017 года обществом в целях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на Львовский таможенный пост Московской областной таможни поданы декларации на товары (далее - ДТ) N N 10013132/280817/0002596, 10013132/010917/0002901, 10013132/060917/0003151, 10013132/090917/0003348, 10013132/120917/0003509, в графе 31 которых заявлены сведения о товаре "яблоки свежие...", в графах 15 и 16 ДТ указана страна отправления и страна происхождения Республика Сербия.
В отношении вышеуказанных товаров обществом заявлены тарифные преференции в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, заключенным в г. Белграде 28.08.2000 (далее - Соглашение).
При совершении таможенных операций в целях подтверждения страны происхождения товаров, сведения о которых заявлены в вышеуказанных ДТ, общество представило сертификаты о происхождении товаров формы "СТ-2" N 11568/с1/56478/23.08.2017 (бланк N 1233514), 11568/с1/57381/28.08.2017 (бланк N 1233558), 11568/с1/59071/02.09.2017 (бланк N 1228502), 11568/с1/59369/04.09.2017 (бланк N 1228507), 11568/с1/60208/07.09.2017 (бланк N 1228530) (далее - сертификаты), выданные уполномоченным органом Республики Сербия.
Согласно сертификатам товары произведены на территории Республики Сербия, критерий происхождения "Р". На основании представленных сертификатов обществом получены тарифные преференции в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в общей сумме 499.099,87 руб.
Товары, сведения о которых заявлены в указанных ДТ, выпущены Львовским таможенным постом Московской областной таможни в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
По результатам проведенных на основании статьи 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проверочных мероприятий после выпуска товаров в части достоверности заявленных сведений о стране происхождения вышеуказанных товаров МОТ 28.09.2018 приняты решения N 10013000/280918/0003922 и N 10013000/280918/0003923 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ NN 10013132/280817/0002596, 10013132/010917/0002901, 10013132/060917/0003151, 10013132/090917/0003348, 10013000/280918/0003923 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10013132/120917/0003509 в графы 36 и 47. В соответствии с данными решениями декларанту не предоставляются тарифные преференции.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось с жалобой в ФТС России.
Решением ФТС России от 14.01.2019 N 15-65/3 обществу отказано в удовлетворении жалобы.
Общество, полагая вышеуказанные решения подлежащими признанию незаконными и недействительными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 установлены Правила определения страны происхождения товаров (далее - Протокол, Правила).
Заявленные сведения о стране происхождения товаров подтверждаются сертификатами о происхождении товаров по форме "СТ-2", выданными уполномоченными органами Республики Сербия.
Судами установлено, что в отношении задекларированных товаров по ДТ N N 10013132/060917/0003151, 10013132/090917/0003348, 10013132/280817/0002596, 10013132/010917/0002901, 10013132/120917/0003509 предоставлены преференции по уплате пошлины.
Также по результатам проведенного контроля нарушений в заполнении граф сертификатов о происхождении товара формы "СТ-2" N 11568/с1/56478/23.08.2017 (бланк N 1233514), 11568/с1/57381/28.08.2017 (бланк N 1233558), 11568/с1/59071/02.09.2017 (бланк N 1228502), 11568/с1/59369/04.09.2017 (бланк N 1228507), 11568/с1/60208/07.09.2017 (бланк N 1228530) судами не выявлено, условия предоставления тарифных преференций, установленные Правилами, соблюдены.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что принятие таможенным органом решения об отказе в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций возможно только в случае наличия таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
Таким образом, суды пришли к выводу, что доказательств, свидетельствующих о том, что сертификаты относятся к другим товарам, которые отличаются от ввезенных обществом, таможенный орган не представил, равно как, не представил доказательств направления в процессе проведения проверки запросов в компетентные национальные органы Республики Сербия, заверившей сертификаты, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Суды заключили, что выводы таможенного органа о том, что условия предоставления тарифных преференций, установленные Правилами, не соблюдены, неправомерны.
Суды также пришли к выводу, что принятые таможенным органом, не соответствующие Правилам определения страны происхождения товаров решения, возлагают дополнительные необоснованные финансовые обязанности на общество, чем нарушают его права и законные интересы.
Таким образом, суды пришли к выводу о несоответствии оспариваемых решений таможни и таможенной службы требованиям действующего законодательства и нарушении ими прав и законных интересов общества, в связи с чем требования общества удовлетворены.
Между тем, при проверке законности оспариваемых решений судами не учтены и не получили должной оценки доводы ФТС России и Московской областной таможни, которые имеют принципиальное значение и без установления которых нельзя признать выводы судов законными и обоснованными.
ФТС России и Московская областная таможня считают, что указанные выше выводы судов основаны на формальном подходе к рассмотрению вопроса о предоставлении тарифных преференций, прямо противоречат имеющимся в деле доказательствам, а также основаны на неправильном применении норм международного права.
Так, в соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), вступившего в силу 01.01.2015, в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями Договора.
Согласно статье 101 Договора, до вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 и иными международными договорами государств - членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право Евразийского экономического союза.
На момент декларирования товаров ТК ЕАЭС еще не вступил в силу, поэтому применению подлежали нормы Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), при этом под используемым в международных договорах понятием "Таможенный союз" понимается "Евразийский экономический союз".
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ТК ТС, определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
Как следует из пункта 1 статьи 62 ТК ТС, при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 110 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
Статьей 35 Договора установлено, что режим свободной торговли товарами в понимании ГАТТ 1994 устанавливается в торговле с третьей стороной на основании международного договора Евразийского экономического союза с такой третьей стороной с учетом положений статьи 102 Договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Договора, несмотря на положения статьи 35 Договора, государства-члены вправе в одностороннем порядке предоставлять преференции в торговле с третьей стороной на основании заключенных до 01.01.2015 международного договора этого государства-члена с такой третьей стороной или международного договора, участниками которого являются все государства-члены.
Пунктом 4 статьи 37 Договора установлено, что для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.
Режим свободной торговли в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии, предоставляется в соответствии с Соглашением.
Как следует из статьи 1 Соглашения, Российская Федерация и Югославия (далее - Стороны) либерализуют взаимную торговлю в соответствии с положениями Соглашения и правилами Всемирной торговой организации в целях установления режима свободной торговли. Согласно статье 4 Соглашения, Стороны ежегодно согласуют изъятия из режима, предусмотренного статьей 1 Соглашения, которые будут применяться на основе двусторонних протоколов, подписываемых Сторонами в соответствии с законодательством своих государств.
Во исполнение статьи 4 Соглашения 22.07.2011 Стороны подписали Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 (далее - Протокол).
Согласно пункту 1 статьи 8 Правил, товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также, если в числе прочего государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Пунктом 3 статьи 11 Правил установлено, что уполномоченные органы Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
Таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождение товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат (пункт 4 статьи 1 1 Правил).
Последующая проверка (верификация) должна быть осуществлена в возможно короткий срок и информация о ее результатах должна быть направлена в таможенный орган, направивший запрос, не позднее 6 месяцев с даты направления запроса (пункт 7 статьи 11 Правил).
При этом согласно пунктам 8 и 9 статьи 1 Правил, тарифные преференции (режим свободной торговли) не предоставляются, в том числе в случае, если копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат, не представлены. Товар не считается происходящим из государств Сторон, если не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат или запрошенная информация.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Правил, таможенный орган государства стороны отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства стороны, в случае если в течение 6 месяцев с даты направления запроса, указанного в пункте 4 статьи 11 Правил, не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара или если имеется случай, предусмотренный пунктом 8 статьи 11 Правил.
В рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров таможенным органом направлены верификационные запросы в уполномоченный орган Республики Сербия (Департамент происхождения товаров Таможенной администрации Республики Сербия) о подтверждении факта выдачи сертификатов, а в целях проверки достоверности заявленных сведений запрошены документы, на основании которых они были выданы.
Так, заявители кассационных жалоб указали, что ФТС России направлен запрос в Департамент происхождения товаров Таможенной администрации Республики Сербия (письма ФТС России от 13.11.2017 N 06-86/64002, от 10.11.2017 N 06-86/63693) с просьбой проверить представленные в таможенные органы сертификаты на предмет факта выдачи и достоверности содержащихся в них сведений, а также представить копии документов, которые представлялись в уполномоченные органы Республики Сербия и на основании которых выдавались соответствующие сертификаты.
По мнению таможенных органов, в нарушение пункта 7 статьи 11 Правил, ответы от компетентного органа Республики Сербия на верификационные запросы ФТС России от 13.11.2017 N 06-86/64002, от 10.11.2017 N 06-86/63693 представлены 21.05.2018 N 148-07483-07-1557/3/2017, 29.05.2018 N 1484748347-1614/2/2017, согласно представленной информации компетентным органом Республики Сербия подтвержден факт выдачи сертификатов, вместе с тем, документы, на основании которых были сделаны выводы о выполнении в отношении товара "яблоки свежие" критерия происхождения "Р" и выданы указанные сертификаты, сербской стороной в ФТС России не представлены.
При этом для целей проведения последующей проверки (верификации) копии сертификатов, а также любые экспортные документы, имеющие отношение к ним, должны храниться не менее трех лет управомоченный органом стороны (пункт 10 статьи 11 Правил).
Правилами установлены обстоятельства, при наступлении которых таможенный орган стороны импорта должен отказать в предоставлении тарифных преференций, к числу которых относится нарушение условий административного сотрудничества, а именно: неполучение в установленные Правилами сроки (6 месяцев) ответа на верификационный запрос, и (или) не предоставление копий документов, на основании которых выдан сертификат (статья 13 Правил).
Подобные положения основаны на взаимных договоренностях и обязательствах сторон международных соглашений и создают механизм, направленный на недопустимость нарушений со стороны органов и организаций договаривающихся сторон, которые вовлечены в реализацию данных соглашений, а при выявлении нарушений предусматривают соответствующую ответственность.
Положения аналогичного характера директивно закладываются во все преференциальные правила определения происхождения товаров как разрабатываемых в данный момент в ходе переговоров государств-членов Евразийского экономического союза (далее - Союз) о заключении соглашений о свободной торговле с отдельными странами Сингапур, Израиль, Египет, Сербия - в рамках переговоров об унификации торгового режима), так и в действующих преференциальных правилах (в рамках Договора о зоне свободной торговли, подписанного в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011).
Таким образом, по мнению ФТС России и Московской областной таможни, учитывая невыполнение сербской стороной требований административного сотрудничества в части предоставления запрашиваемых документов и, соответственно, в связи с невозможностью осуществить проверку достоверности сведений о происхождении указанных товаров, в том числе о выполнении соответствующих критериев происхождения, тарифные преференции в отношении товаров не могли быть предоставлены.
Так, ФТС России и МОТ в обоснование доводов кассационных жалоб сослались на правовую позицию Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-212054/18, согласно которой суд кассационной инстанции, поддерживая правомерность отказа МОТ в предоставлении тарифных преференций, указал, что решение об отказе в предоставлении тарифных преференции принято не в связи с выявленными нарушениями в оформлении сертификата, а в связи с не подтверждением сербской стороной факта происхождения товара из Республики Сербия, что выразилось в невыполнении требований по административному сотрудничеству, предусмотренных статьей 11 Правил в части предоставления информации о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат.
Тарифная преференция товарам определенной страны в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины является льготным преимуществом доступа товаров этой страны на территорию Российской Федерации по сравнению с товарами других стран.
При этом происхождение товара из страны, товарам который предоставляются тарифные преференции, не презюмируется, а подлежит доказыванию.
Товар не считается происходящим из государств Сторон, если не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат или запрошенная информация (пункт 9 статьи 11 Правил).
Указанную позицию поддержал Верховный Суд Российской Федерации, отказав в передаче кассационной жалобы общества по делу N А40-212054/18 на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, без установления и проверки вышеуказанных фактов выводы судов о незаконности оспариваемых решений являются преждевременными.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций вопреки требованиям процессуального законодательства не установлены все фактические обстоятельства дела и не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон, следует признать, что выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 августа 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2019 года по делу N А40-107564/19 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ТК ТС, определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
Как следует из пункта 1 статьи 62 ТК ТС, при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 110 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2020 г. N Ф05-2200/20 по делу N А40-107564/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71289/20
20.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-107564/19
21.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2200/20
29.11.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58503/19
08.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-107564/19