город Москва |
|
30 июля 2020 г. |
Дело N А40-293587/19 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ответчика - Московской таможни
на решение от 18 февраля 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 13 апреля 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А40-293587/19
по иску ООО "Стандарт Лайн"
о взыскании процентов
к Московской таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стандарт Лайн" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской таможне (далее - таможня) о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, в размере 286.636,81 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 328,41 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 05.04.2018 таможней выставлены требования к обществу об уплате таможенных платежей на общую сумму 2.533.691,06 руб.
18.04.2018 общество оплатило указанную сумму требований, выставленных таможней.
22.02.2019 общество обратилось к таможне с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, начисленных по требованиям об уплате таможенных платежей от 05.04.2018, в размере 2.533.691,06 руб.
07.03.2019 таможня вынесла решение, оформленное письмом N 17-12/5600 об отказе в возврате, мотивированное тем, что заявитель - таможенный представитель не наделен правом требования возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов.
Судами установлено, что решением Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019, по делу N А40-81968/19 удовлетворены требования общества о признании незаконным решения таможни, оформленного письмом от 07.03.2019 N 1712/5600 об отказе в возврате, обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 2.533.691,06 руб. и о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 38.668 руб.
Согласно платежным поручениям от 24.10.2019 N 47557, N 47559, N 47560 денежные средства в размере 2.533.691,06 руб. зачислены на расчетный счет общества. Государственная пошлина в размере 38.668 руб. таможней не возвращена.
Частью 9 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) установлено, что при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 Федерального закона N 311-ФЗ.
Согласно положениям части 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ, общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, итогов не может превышать 1 месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Федерального закона N 311-ФЗ, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ). Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Федерального закона N 311-ФЗ, а до начала ее применения - статья 117 Федерального закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Таможня, являющаяся администратором доходов бюджета, в силу положений пункта 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обладает полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
На основании вступившего в законную силу судебного акта таможней возвращены суммы излишне уплаченных таможенных платежей.
Таким образом, как обоснованно указали суды, при возврате излишне уплаченных таможенных платежей по указанным ДТ таможней должны были быть начислены проценты в размере 286.636,81 руб.
Расчет общества, вопреки доводам таможни, признан судами первой и апелляционной инстанций правильным.
Исключение таможенным органом из базы для расчета процентов суммы пеней за период незаконного их взыскания с 19.04.2018 по 03.09.2018 не соответствует части 12 статьи 151 Федерального закона N 311-ФЗ (утратила силу с 04.09.2018), а за период незаконного взыскания пеней с 04.09.2018 по 24.10.2018 - части 2 статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступила в силу с 04.09.2018), согласно которым уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин и налогов.
Суды обоснованно заключили, что таможней ошибочно не учитывается то, что поскольку правила возврата таможенных платежей и пеней являются одинаковыми, то положения части 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ о необходимости начисления процентов на излишне взысканные суммы таможенных пошлин и налогов применяются также при возврате излишне взысканных сумм пеней.
Также суды обоснованно отметили, что данная правовая позиция нашла свое отражение, в том числе, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 N 302-ЭС17-13508 по делу N А74-9832/16.
Как указано выше, решение Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2019 по делу N А40-81968/19 в полном объеме таможней не исполнено, государственная пошлина в размере 38.668 руб. не возвращена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно расчету общества сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.09.2019 по 06.11.2019 на сумму в размере 38.668 руб., составила 328,41 руб.
Суды обоснованно отклонили довод таможни, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права. Сумма государственной пошлины, взысканная с таможни в соответствии с решением Арбитражного суда города Москвы, не относится к суммам экономических (финансовых) санкций и порядок начисления на нее процентов в порядке статьи 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации является правомерным.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы таможни с учетом установленных судами фактических обстоятельств выводы судов не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2020 года по делу N А40-293587/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской таможни - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано выше, решение Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2019 по делу N А40-81968/19 в полном объеме таможней не исполнено, государственная пошлина в размере 38.668 руб. не возвращена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
...
Суды обоснованно отклонили довод таможни, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права. Сумма государственной пошлины, взысканная с таможни в соответствии с решением Арбитражного суда города Москвы, не относится к суммам экономических (финансовых) санкций и порядок начисления на нее процентов в порядке статьи 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации является правомерным."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июля 2020 г. N Ф05-9741/20 по делу N А40-293587/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9741/20
13.04.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13197/20
18.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-293587/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-293587/19