г. Москва |
|
5 августа 2020 г. |
Дело N А40-222148/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 05.08.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Брянской таможни - извещена, представитель не явился,
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу - Аристеева М.С. (представителя по доверенности от 25.12.2019),
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 29.07.2020 в судебном заседании кассационную жалобу Брянской таможни
на решение от 25.11.2019
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 13.03.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-222148/2019
по заявлению Брянской таможни
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
об оспаривании решения,
третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях,
УСТАНОВИЛ:
Брянская таможня (далее - таможня) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - служба) признании незаконным решения, оформленного письмом, от 19.07.2019 N у1-12125/05 "О направлении информации", и об обязании направить заявку на принятие конфискованной алкогольной продукции.
В качестве третьего лица в деле участвует Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - управление).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе таможня просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель службы возражал против удовлетворения кассационной жалобы, пояснил, что Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ были внесены в Федеральный закон от 22.11.2019 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ, Закон) после принятия оспариваемого решения, и что таможня с учетом данных изменений в законодательстве (пункт 2 статьи 25 Закона), не лишена возможности повторно обратиться в службу по тому же вопросу.
Таможня и управление, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Кроме того, от таможни поступило ходатайство, в котором таможня просила рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителя службы, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что вступившим в законную силу судебным актам по делу об административном правонарушении, возбужденном по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), решено конфисковать изъятую таможней алкогольную продукцию, в связи с чем таможня обратилась в службу с заявлением о принятии данной продукции для дальнейшего распоряжения.
В ответ служба письмом от 19.07.2019 N у1-12125/05 "О направлении информации" сообщила об отказе в организации ее уничтожения, указав, что для совершения им действий, предусмотренных Законом N 171-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату ответа) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - постановление N 1027), оснований не имеется.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения таможни в арбитражный суд с указанным заявлением.
Признавая заявление таможни не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями частей 1, 3 статьи 3.7, пунктов 1, 2, 2.1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, исходили из того, что конфискация в понятийности таможенного регулирования отлична от конфискации в рамках регулирования рынка алкогольной продукции и порождает различные правовые последствия в зависимости от того, применима ли она как вид административного наказания, или как изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение.
Учитывая изложенное, суды согласились с доводами службы о том, что для совершения запрашиваемых таможней действий (в том числе уничтожения продукции, то есть полного прекращения физического существования) службе необходимо было удостоверение оценки легальности конфискованного товара.
Поскольку в судебном акте по делам об административном правонарушении судами легальность оборота алкогольной продукции с учетом положений статьи 25 Закона N 171-ФЗ не подлежала оценке, кроме того, в резолютивной части судебного акта указание на уничтожение продукции в порядке, установленном постановлением N 1027, отсутствовало, суды пришли к выводу о том, что службу не имелось оснований для удовлетворения запросов таможни о направлении заявки о вывозе и уничтожении конфискованной алкогольной продукции.
При разрешении спора суд также приняли во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018, и правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 26.02.2020 N 305-ЭС19-27052 по делу N А40-81357/19.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают требованиям АПК РФ к доказыванию и оценке доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Из доводов кассационной жалобы таможни оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу N А40-222148/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в судебном акте по делам об административном правонарушении судами легальность оборота алкогольной продукции с учетом положений статьи 25 Закона N 171-ФЗ не подлежала оценке, кроме того, в резолютивной части судебного акта указание на уничтожение продукции в порядке, установленном постановлением N 1027, отсутствовало, суды пришли к выводу о том, что службу не имелось оснований для удовлетворения запросов таможни о направлении заявки о вывозе и уничтожении конфискованной алкогольной продукции.
При разрешении спора суд также приняли во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018, и правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 26.02.2020 N 305-ЭС19-27052 по делу N А40-81357/19."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 августа 2020 г. N Ф05-7925/20 по делу N А40-222148/2019