• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 августа 2020 г. N Ф05-11325/20 по делу N А41-52528/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как было установлено судом, ООО "Веста-Экосервис" является собственником доли в общей долевой собственности части нежилого здания: административное здание "Бизнес-Центр", назначение: нежилое, общая площадь 384,10 м2, этаж 5, по адресу: Московская область, город Ступино, улица Чайковского, дом 5а, и собственником нежилого здания: часть административного здания "Бизнес-Центр", назначение: нежилое, общая площадь 298,20 м2, инв.N 298.084-5555 лит. Б, по указанному адресу. Управляющей организацией указанного дома является Товарищество. При этом отсутствие между сторонами договорных отношений не является основанием для освобождения ответчика от несения расходов по содержанию общего имущества, поскольку положения статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации носят императивный характер.

Так, истцом было заявлено требование о взыскании задолженности за период март 2019 года. Исходя из представленного в материалы дела истцом расчета, плата за содержание и ремонт общего имущества включает: расходы на заработную плату вахтеров-операторов видеонаблюдения, коменданта, бухгалтера. В подтверждение данных требований истец ссылался на протокол общего собрания членов ТСН от 27 декабря 2018 г., на котором был утвержден перечень обязательных платежей собственников здания. Однако, ответчик указывает, что решение собрания членов ТСН является ничтожным в соответствии с п.3 ст. 181.5 ГК РФ, как принятое по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания. В соответствии с п.24 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 90, Пленума ВАС РФ N14 от 09.12.1999 г., в случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение общего собрания участников общества, однако судом установлено, что данное решение принято с существенными нарушениями закона или иных правовых актов (с нарушением компетенции этого органа, при отсутствии кворума и т.д.), то суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из участников общества или нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами закона. Согласно п. 106 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25, возражение ответчика о том, что требование истца основано на ничтожном решении, оценивается судом по существу независимо от истечения срока исковой давности для признания этого решения недействительным. Согласно Уставу ТСН, к компетенции общего собрания членов ТСН относится установление размера обязательных платежей (п.9.10 Устава), но не перечня обязательных платежей. Кроме того, утверждение перечня обязательных платежей членами товарищества в отношении лиц не являющимися членами ТСН не предусмотрено другими федеральными законами. Кроме того, указанный протокол не содержит самого перечня обязательных платежей и размера обязательных платежей. В соответствии с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416, перечень работ и услуг предоставляется собственникам помещений для утверждения товариществом собственников недвижимости и такой Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений. Из данной нормы следует, что только общее собрание собственников вправе определять необходимый перечень услуг и работ по содержанию здания и утверждать его и данный перечень должен содержать стоимость услуг.

Однако суд правильно указал, что собственники здания не утверждали перечень работ и услуг по обслуживанию здания на общем собрании собственников здания, в материалах дела отсутствует протокол общего собрания собственников с решением по данному вопросу.

Кроме того, согласно пункту 33 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. При этом в материалах дела отсутствует утвержденная смета доходов и расходов и, соответственно, не определялся размер платы на соответствующий год. Поскольку ТСН в соответствии с законодательством и своим Уставом не утверждало смету доходов и расходов и не устанавливало размер платежа по содержанию общего имущества, то размер платы в данном случае был установлен произвольно, что противоречит постановлению Пленума ВС РФ от 27.06.2017 г. N22. В силу положений раздела VII ЖК РФ, к обязательным платежам собственников, не являющихся членами ТСЖ, относятся: плата за жилое помещение (включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме); плата за коммунальные услуги; взносы на капитальный ремонт. В соответствии с п.1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Перечень работ и услуг, необходимых для содержания общего имущества устанавливается Правительством РФ и содержится в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290). Конституционный суд РФ в Постановлении N5-П от 29.01.2018 г. указал, что касается платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом или об установлении размера платы за содержание жилого помещения, то ее размер, как следует из части 3 статьи 156 и части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливается органами местного самоуправления. Согласно Постановлению Администрации городского округа Ступино N4183-п от 14.11.2018 г., размер платы по содержанию помещений для домов без лифтов и мусоропровода составляет 25.16 руб. на кв.м помещения и данный размер платы включает в себя минимальный перечень работ и услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ N290.

Кроме того, суд в обжалуемых актах правомерно указал, что ответчик, как собственник помещений в здании, обязан выполнять решения общего собрания собственников (которое является высшим органом управления зданием), а не решения общего собрания Членов ТСН "Бизнес-Центр", чьи решения обязательны для членов товарищества, за исключением установления размера платы за содержание общего имущества. Согласно статье 44 ЖК РФ, решение вопросов об установлении дополнительных услуг отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Соответственно, услуги которые не относятся к обязательным по содержанию в силу закона, являются дополнительными и подлежат утверждению общим собранием собственников. В трудовых договорах вахтеров-операторов видеонаблюдения и комендантов отсутствуют их функциональные обязанности связанные с обслуживанием общего имущества здания. Кроме того, данные услуги отсутствуют в минимальном перечне работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества (Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290), в связи с чем услуги данных лиц не являются обязательными для достижения целей управления зданием и содержания общего имущества и являются дополнительными. В материалах дела отсутствуют протоколы общих собраний собственников об оказании дополнительных услуг.

Таким образом, вопреки доводам истца, поскольку в данном случае не был утвержден размер платы по содержанию помещений, то суд в обжалуемых актах правомерно применил тарифы по содержанию помещений, установленные органом местного самоуправления, и удовлетворил исковые требования в части взыскания лишь 7.502,71 руб.

При этом ссылка истца на дела N А41- 34892/19, N А41-73448/19, N А41-83889/19, правильно была отклонена судом в обжалуемых актах, поскольку обстоятельства, установленные в рамках вышеуказанных дел не имеют преюдициального значения для настоящего спора.

Таким образом, суд в обжалуемых актах, по мнению кассационной коллегии, пришел к правильному выводу, что представленный истцом расчет является неверным, поскольку был сделан на основании решения собрания членов ТСН, которое в соответствии с п.3 ст. 181.5 ГК РФ, является ничтожным. Кроме того, суд обоснованно указал, что ответчик как собственник помещений в здании был обязан выполнять решения общего собрания собственников (которое является высшим органом управления зданием), а не решения общего собрания членов ТСН "Бизнес-Центр", чьи решения обязательны для членов товарищества, за исключением установления размера платы за содержание общего имущества."