г. Москва |
|
11 августа 2020 г. |
Дело N А40-79724/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Каменской О.В., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от взыскателя: Давыдова Г.И.. по доверенности от 24 12 2019,
от должника: не явился, извещен,
рассмотрев 10 августа 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области на определение Арбитражного суда города Москвы от 20.05.2020 года постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2020 года
по заявлению ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
к ЗАО "Уорлд Джим Групп"
о выдаче судебного приказа,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ЗАО "Уорлд Джим Групп" (далее - общество) 1 500 руб. финансовой санкции за несвоевременное представление сведений необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период сентябрь 2016 года.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 20.05.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2020, в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано на основании пункта 1 части 3 статьи 229.4 АПК РФ.
Не согласившись с выводами судов, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на отсутствие оснований для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представить Пенсионного фонда поддержал доводы и требования кассационной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства ответчик, явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене, по следующим основаниям.
Отказывая в принятии заявления, суд первой инстанции исходил из того, что заявленные учреждением требования не подлежат рассмотрению по правилам приказного производства в порядке главы 29.1 АПК РФ, ссылаясь на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в ответе на вопрос N 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, исходил из того, что требования о взыскании суммы штрафа меньше 3 000 руб. не подлежат рассмотрению в суде в порядке приказного производства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав, что суд первой инстанции правильно отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа, поскольку требования фонда о взыскании финансовой санкции составляет 1 500 руб., признав несостоятельной ссылку заявителя на положения пункта 3 части 2 статьи 48 НК РФ.
Суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.
В соответствии с частью семнадцатой статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок и сроки обращения в суд Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете не определены.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Статья 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа.
Между тем для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в статье 48 НК РФ указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности (абзац 1 пункта 2).
Если задолженность по финансовым санкциям не превышает 3 000 руб., данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 руб., но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности (абзац 2 пункта 2).
Если задолженность по финансовым санкциям в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования не превысила 3 000 руб., заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Согласно части 3 статьи 229.2 АПК РФ судебный приказ выдается по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 000 руб.
На основании изложенного, с учетом совокупности условий (страхователем в установленный срок добровольно требование органа Пенсионного фонда не исполнено; заявление подано в суд по истечению трех лет с даты истечения срока исполнения самого раннего требования, в пределах срока, установленного законом на обращение с заявлением; сумма требований не превышает 100 000 руб.), у судов отсутствовали правовые основания для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Ссылка судов первой и апелляционной инстанций на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в ответе на вопрос N 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, применительно к данной ситуации ошибочна, поскольку разъяснения, содержащиеся в ответе на вопрос N 1 Обзора, не затрагивают ситуацию, когда задолженность по финансовым санкциям в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования не превысила 3 000 руб.
Вывод судов о том, что Пенсионный фонд вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа лишь при условии, если сумма требований превышает 3 000 руб., противоречит нормам права, которыми нижний порог требований для выдачи судебного приказа не установлен.
С учетом изложенного, судебные акты подлежат отмене на основании части 3 статьи 288 АПК РФ, с направлением вопроса о выдаче судебного приказа на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 20.05.2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2020 года по делу N А40-79724/2020 отменить.
Направить дело в Арбитражный суд города Москвы для решения вопроса о выдаче судебного приказа.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа.
Между тем для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в статье 48 НК РФ указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности (абзац 1 пункта 2).
...
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2020 г. N Ф05-12792/20 по делу N А40-79724/2020