город Москва |
|
17 августа 2020 г. |
Дело N А41-109609/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Главного управления государственного строительного надзора Московской области: Григорьянца А.В. (дов. N 811-09/19 от 20.09.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Луховицкая Нефтебаза": Крутских Е.В. (дов. N 454/11 от 19.11.2019 г.);
рассмотрев 13 августа 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Луховицкая Нефтебаза"
на решение Арбитражного суда Московской области от 06 февраля 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2020 г.,
по делу N А41-109609/19
по заявлению Главного управления государственного строительного надзора Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Луховицкая Нефтебаза"
о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: в период с 13 ноября 2019 г. по 19 ноября 2019 г. на основании распоряжения Главного управления государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области, административный орган, заявитель) от 06 ноября 2019 г. N 10-53-019400-2-02 "О проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя" проведена проверка общества с ограниченной ответственностью "Луховицкая Нефтебаза" (далее - ООО "Луховицкая Нефтебаза", общество), осуществляющего строительство на объекте капитального строительства - АЗС г. Луховицы, расположенного по адресу: Московская обл., г. Луховицы, ул. Советская (кадастровый номер земельного участка 50:35:0030101:256) (далее - объект), с целью контроля за выполнением требований ранее выданного предписания от 12 сентября 2019 г. N 10-53-019400-5-01 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, объекта капитального строительства, срок исполнения которого истек 12 ноября 2019 г.
По окончании проверки составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 19 ноября 2019 г. N 10-53-019400-4-02, в котором зафиксирован факт невыполнения ранее выданного предписания от 12 сентября 2019 г. N 10-53-019400-5-01, а именно: строительство осуществляется без полученного в установленном порядке разрешения на строительство; извещение о начале работ в орган государственного строительного надзора не поступало.
На основании полученных данных 19 ноября 2019 г. в отношении ООО "Луховицкая Нефтебаза" был составлен протокол об административном правонарушении N 10-53-019400-6-01.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Главгосстройнадзора Московской области в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении ООО "Луховицкая Нефтебаза" к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 февраля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2020 г., заявленные требования удовлетворены. ООО "Луховицкая Нефтебаза" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
В кассационной жалобе ООО "Луховицкая Нефтебаза" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на то, что в момент проведения проверки спорный объект был построен, в связи с чем срок давности привлечения общества за несвоевременное извещение истек. Приведены доводы о том, что обществом предпринимались действия по получению разрешения на строительство объекта, а именно: 06 сентября 2019 г. ООО "Луховицкая Нефтебаза" обратилось в Центр содействия строительству по вопросу реализации проекта строительства, о чем был заключен договор от 11 октября 2019 г. N АП70/2019-Т с ООО "АСК Проект", которым было подготовлено и загружена проектная документация в Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) Московской области для получения разрешения на строительство на объект капитального строительства АЗС, однако 22 октября 2019 г. обществу было отказано в регистрации документов в ИОСГД с указанием на необходимость сбора и подачи ряда документов. Указанное, по мнению общества, свидетельствует о невозможности исполнения предписания, поскольку его исполнение зависит не только от воли общества, но и от согласования и исполнения документов третьими лицами.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Луховицкая Нефтебаза" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Главгосстройнадзора Московской области против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные органы заявление о выдаче разрешения на строительство.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу требований статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается до начала осуществления строительства. Осуществление строительной деятельности без разрешения, полученного в установленном порядке, действующим законодательством не допускается.
Частями 1, 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в процессе строительства объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации проводится строительный контроль.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства (статья 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Действия, связанные с невыполнением в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя требование заявителя о привлечении к административной ответственности ООО "Луховицкая Нефтебаза", суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку обществом не исполнено законное предписание от 12 сентября 2019 г. N 10-53-019400-5-01 в установленный срок.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судом таких обстоятельств не установлено.
Нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении судами не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции нормы части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия судом первой инстанции решения не истек.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе обществом приведены доводы о совершении им действий по выполнению предписания административного органа.
Указанный довод не может являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют об исполнении предписания.
Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о своевременном обращении в административный орган с заявлением о продлении срока исполнения указанного предписания с обоснованием невозможности исполнить его в установленный срок.
Ссылка общества на то, что в момент проведения проверки спорный объект был построен в 2015 году, в связи с чем срок давности привлечения его к административной ответственности за несвоевременное извещение истек, также подлежит отклонению, поскольку в данном случае общество привечено к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.
Иные доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положение обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 февраля 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2020 г. по делу N А41-109609/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Луховицкая Нефтебаза" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
...
Удовлетворяя требование заявителя о привлечении к административной ответственности ООО "Луховицкая Нефтебаза", суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку обществом не исполнено законное предписание от 12 сентября 2019 г. N 10-53-019400-5-01 в установленный срок.
...
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судом таких обстоятельств не установлено.
...
Административное наказание назначено в пределах санкции нормы части 6 статьи 19.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 августа 2020 г. N Ф05-11962/20 по делу N А41-109609/2019