город Москва |
|
24 августа 2020 г. |
Дело N А41-104893/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "ЭЛИНАР-ИЖС": Доровской В.В. (дов. N 057 от 05.06.2020 г.);
рассмотрев 18 августа 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЭЛИНАР-ИЖС"
на решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 г.,
по делу N А41-104893/19
по иску Министерства имущественных отношений Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "ЭЛИНАР-ИЖС"
о взыскании 4 483 541 руб. 91 коп. за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0120702:99,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ЭЛИНАР-ИЖС" (далее - ООО "ЭЛИНАР-ИЖС", общество, ответчик) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:26:0120702:99, общей площадью 38 103 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Атепцевское, ЗАО "Элинар", участок N 40 (далее - земельный участок).
Изначально указанный земельный участок имел вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства".
В соответствии с утвержденным решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 06 июня 2017 г. N 7/104 генеральным планом сельского поселения Атепцевское Наро-Фоминского муниципального района Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:26:0120702:99 располагается в функциональной зоне "зона дачного хозяйства, садоводства и огородничества (СХ-2)".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 18 мая 2018 г. по делу N А41-4643/2018, удовлетворены требования общества об обязании Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0120702:99 с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "ведение дачного хозяйства".
После вступления решения суда в законную силу и издания соответствующего акта органа местного самоуправления на основании заявления общества, поданного в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении земельного участка с кадастровом номером 50:26:0120702:99 были внесены сведения, изменяющие вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "ведение дачного хозяйства".
Поскольку изменение вида разрешенного использования на территории Московской области в соответствии с законодательством Московской области носит платный характер, Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минмособлимущества, истец) в адрес общества направило уведомление о плате за изменение вида разрешенного использования от 08 июля 2019 г. N 15исх-16942 в размере 4 483 541,91 руб.
На указанное уведомление ООО "ЭЛИНАР-ИЖС" 30 июля 2019 г. в адрес Минмособлимущества было направлено письмо Исх. N 7 с указанием на то, что приведенный в уведомлении расчет за изменение вида разрешенного использования является завышенным.
В связи с тем, что ООО "ЭЛИНАР-ИЖС" не произвело оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Минмособлимущество в адрес общества направило претензию от 15 августа 2019 г. N 15исх-21305 с требованием в срок не позднее 30 дней после получения претензии внести в бюджет Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0120702:99 в размере 4 483 541,91 руб.
Указанная претензия получена обществом 24 августа 2019 г.
Поскольку претензия была оставлена ООО "ЭЛИНАР-ИЖС" без ответа и ответчик плату за изменение вида разрешенного использования в бюджет Московской области не произвел, Минмособлимущество обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с ООО "ЭЛИНАР-ИЖС" в пользу Минмособлимущества платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0120702:99, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Атепцевское, ЗАО "Элинар", участок N 40, в размере 4 483 541,91 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "ЭЛИНАР-ИЖС" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на неверный расчет за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Указано также на то, что вид разрешенного использования земельного участка возвращен в первоначальное состояние "для сельскохозяйственного производства".
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ЭЛИНАР-ИЖС" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Минмособлимущества в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "ЭЛИНАР-ИЖС", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 указанной статьи предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 указанной статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Плата за изменение вида разрешенного использования была введена на основании Закона Московской области от 23 декабря 2013 г. N 160/2013-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", вступившего в силу с 30 декабря 2013 г.
В соответствии с частью 9 статьи 5.1 Закона Московской области от 07 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон N 23/96-ОЗ) плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 настоящей статьи.
Согласно части 10 указанной статьи в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок, установленный частью 16 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.
Частью 16 статьи 5.1 Закона N 23/96-ОЗ установлено, что собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи.
Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области (статьи 5.1 Закона N 23/96-ОЗ).
Расчет размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка производится в соответствии с Порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 31 декабря 2013 г. N 1190/57.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку у общества с момента изменения вида разрешенного использования возникла обязанность оплатить соответствующие изменения, что исполнено ответчиком не было.
Проверив правильность расчета, суды сочли его верным.
При этом судами принято во внимание, что при произведении истцом расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка принята кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка, то есть кадастровая стоимость, которая была установлена в отношении земельного участка на момент изменения вида разрешенного использования.
Так, согласно справке, представленной Управлением Росреестра Московской области, после изменения вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка была установлена в размере 45 200 064,78 руб.
Отклоняя доводы ответчика о том, что расчет платы произведен истцом по неверной формуле, поскольку она применяется при расчете изменения вида разрешенного использования при наличии проекта планировки территории, утвержденного или согласованного уполномоченным органом, а также утвержденных проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка, суды указали на то, что истец правомерно рассчитал плату по общей формуле, предусмотренной пунктом 3 Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица.
Ссылка ООО "ЭЛИНАР-ИЖС" на то, что в настоящее время обществом вновь изменен вид разрешенного использования, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение от внесения платы за изменение вида разрешенного использования в связи с повторным изменением вида разрешенного использования, суды указали на то, что при каждом изменении вида разрешенного использования земельного участка по инициативе его правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных законом, взимается соответствующая плата.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии основании для удовлетворения исковых требований в заявленном размере.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 г. по делу N А41-104893/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ЭЛИНАР-ИЖС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
...
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2020 г. N Ф05-12553/20 по делу N А41-104893/2019