город Москва |
|
24 августа 2020 г. |
Дело N А40-315383/19-121-2329 |
Арбитражный суд Московского округа в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ООО "Редметконцентрат"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2020 г.,
по делу N А40-315383/19-121-2329
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Редметконцентрат"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 20-16/784П/2019 от 22 ноября 2019 г.,
УСТАНОВИЛ: 21 мая 2015 г. между обществом с ограниченной ответственностью "Редметконцентрат" (далее - ООО "Редметконцентрат", общество, заявитель) "Клиент" и организацией-нерезидентом Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью "Юнитранс Оператор" (далее - ООО "Юнитранс Оператор") (Киев, Украина) "Экспедитор" был заключен договор транспортного экспедирования N 21052015 (далее - договор) на экспедиторские услуги по организации и оплате перевозок грузов клиента по железнодорожным дорогам Украины и стран СНГ в собственных (арендованных) вагонах.
На основании вышеуказанного договора обществом в уполномоченном банке (ПАО "РОСБАНК") (далее - Уполномоченный банк) был открыт паспорт сделки N 17070055/2272/0019/4/1 от 27 июля 2017 г.
В ходе проверки представленных документов Инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по городу Москве (далее - ИФНС России N 23 по г. Москве, налоговый (административный) орган)) установлено, что ООО "Редметконцентрат" в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) не обеспечило возврат в Российскую Федерацию 438 020 руб., уплаченных нерезиденту Российской Федерации - ООО "Юнитранс Оператор" в виде авансового платежа, за невыполненные работы, не оказанные услуги в сроки, предусмотренные договором.
Так, исполняя условия договора ООО "Редметконцентрат" перечислило на счет ООО "Юнитранс Оператор" следующие авансовые платежи:
- 05 июля 2018 г. на 180 620 руб. платежным документом N 67 от 05 июля 2018 г.;
- 19 июля 2018 г. на 257 400 руб. платежным документом N 73 от 19 июля 2018 г.
Сведения о валютных операциях представлены в уполномоченный банк, приняты банком без нарушения сроков представления, и содержат ожидаемый срок репатриации валюты Российской Федерации в счет осуществленного ООО "Редметконцентрат" авансового платежа - 31 августа 2018 г., что отражено в Разделе II "Сведения о платежах" Ведомости банковского контроля по контракту.
Согласно пункту 2.24 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" при списании резидентом, поставившим на учет договор, иностранной валюты или валюты Российской Федерации, являющихся авансовыми платежами по такому договору, принятому на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент должен представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.
Ожидаемые сроки репатриации валюты Российской Федерации определяются резидентом самостоятельно на основании условий договора, принятого на учет уполномоченным банком.
При определении ожидаемого срока репатриации валюты Российской Федерации к сроку исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого резидентом авансового платежа к нему прибавляется срок, который в соответствии с обычаями делового оборота, и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Согласно условиям договора ООО "Редметконцентрат" самостоятельно определило ожидаемый срок репатриации валюты Российской Федерации на общую сумму уплаченных авансовых платежей 438 020 руб. - 31 августа 2018 г.
Таким образом, 01 сентября 2018 г. у ООО "Юнитранс Оператор" наступил срок исполнения обязательств по сдаче оказанных услуг на сумму 438 020 руб., а в связи с их невыполнением в ожидаемые сроки у ООО "Редметконцентрат" возникла обязанность по возврату перечисленных авансовых платежей на сумму 438 020 руб.
Согласно Акту оказанных услуг от 31 мая 2018 г. N 3099 на сумму 10 620 руб. (дата подписания Акта - 03 октября 2019 г.) нерезидентом Российской Федерации - ООО "Юнитранс Оператор" 03 октября 2019 г. оказана услуга (возмещение стоимости услуг по железнодорожной перевозке) на сумму 10 620 руб.
Справка о подтверждающих документах и Акты оказанных услуг представлены в уполномоченный банк 11 октября 2019 г. и приняты банком 15 октября 2019 г.
Следовательно, ООО "Редметконцентрат" не обеспечило возврат в Российскую Федерацию 427 400 руб., уплаченных нерезиденту Российской Федерации, в виде авансовых платежей за не оказанные услуги в сроки, предусмотренные договором, до 31 августа 2018 г.
Указанная обязанность исполнена ООО "Редметконцентрат" 03 октября 2019 г. с нарушением установленного срока на 397 дней.
На основании полученных данных 19 ноября 2019 г. ИФНС России N 23 по г. Москве в отношении ООО "Редметконцентрат" составлен протокол об административном правонарушении N 772320191119078401.
Постановлением ИФНС России N 23 по г. Москве от 22 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении N 20-16/784П/2019 ООО "Редметконцентрат" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 86 947 руб.00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Редметконцентрат" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 23 по г. Москве о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Редметконцентрат" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России N 23 по г. Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Действия, связанные с невыполнением резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, и предусмотрена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Редметконцентрат" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Отклоняя довод общества о том, что услуги по договору были фактически оказаны ООО "Юнитранс Оператор" в срок, не превышающий ожидаемый срок репатриации валюты Российской Федерации, указанный в справке о валютных операциях, представленной в ПАО "РОСБАНК" по факту оплаты счета, выставленного поставщиком услуг, суды указали на то, что документы, представленные банком УК и ООО "Редметконцентрат" не подтверждают своевременное оказание услуг ООО "Юнитранс Оператор" на сумму 438 020 руб. в сроки, предусмотренные договором до 31 августа 2018 г.
Согласно пункту 3.5 договора факт предоставления услуг подтверждается Актом предоставленных услуг, предоставленного экспедитором - ООО "Юнитранс Оператор" и подписывается уполномоченными представителями сторон.
Согласно Актам услуги ООО "Юнитранс Оператор" оказаны только 03 октября 2019 г., о чем свидетельствует дата подписания Актов со стороны клиента (заказчика) - ООО "Редметконцентрат".
В Банк вышеуказанные Акты оказания услуг представлены обществом в качестве подтверждающих выполнение услуг документов, о чем свидетельствует Справка о подтверждающих документах от 11 октября 2019 г. и приложенные к ней Акты оказанных услуг.
Таким образом, в период с 01 сентября 2018 г. по 03 октября 2019 г. ООО "Редметконцентрат" допустило бездействие, выразившееся в не принятии мер по обеспечению исполнения обязательств ООО "Юнитранс Оператор" по оказанию услуг на сумму 438 020 руб., либо обеспечению возврата в Российскую Федерацию перечисленных авансовых платежей на сумму 438 020 руб.
Доказательств, свидетельствующих о принятия каких-либо действий по возврату спорных денежных средств на территорию Российской Федерации в сроки действия договора, обществом не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО "Редметконцентрат" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина ООО "Редметконцентрат" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2020 г. по делу N А40-315383/19-121-2329 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Редметконцентрат" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Редметконцентрат" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
...
Доказательств, свидетельствующих о принятия каких-либо действий по возврату спорных денежных средств на территорию Российской Федерации в сроки действия договора, обществом не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО "Редметконцентрат" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
...
Размер штрафа соответствует санкции части 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2020 г. N Ф05-11843/20 по делу N А40-315383/2019