г. Москва |
|
24 апреля 2020 г. |
Дело N А40-315383/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Редметконцентрат"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2020 по делу N А40-315383/19, принятое судьей Е.А. Аксеновой в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению ООО "Редметконцентрат" к ИФНС России N 23 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2020 по делу N А40-315383/19 в удовлетворении требований ООО "Редметконцентрат" о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 23 по г. Москве (далее - Инспекция) от 22.11.2019 N 20-16/784П/2019 о привлечении ООО "Редметконцентрат" к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Редметконцентрат" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Через канцелярию суда заблаговременно поступил отзыв ИФНС России N 23 по г. Москве, в котором Инспекция поддерживает судебный акт суда первой инстанции. Суд апелляционной инстанции считает возможным приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что 21.05.2015 между ООО "Редметконцентрат" и ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР", заключен Договор транспортного экспедирования N 21052015. В уполномоченном банке (ПАО "РОСБАНК") по Договору открыт паспорт сделки от N 17070055/2272/0019/4/1 от 27.07.2017.
В ходе проверки представленных документов установлено, что ООО "Редметконцентрат" в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) не обеспечило возврат в Российскую Федерацию 438 020 руб., уплаченных нерезиденту Российской Федерации - ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" в виде авансового платежа, за невыполненные работы, не оказанные услуги в сроки, предусмотренные внешнеторговым Договором от 21.05.2015.
На основании выявленных нарушений главным государственным налоговым инспектором ИФНС России N 23 по г. Москве в отношении ООО "Редметконцентрат" составлен протокол от 19.11.2019 N 772320191119078401 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Данный протокол составлен в присутствии полномочного представителя ООО "Редметконцентрат" Субботина С.В. при наличии сведений об извещении надлежащим образом законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ судом проверено и установлено, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены должностными лицами в пределах их полномочий, предоставленных ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, что заявителем не оспаривается. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, Инспекцией соблюдены.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, которые предусмотрены ст. 23 Закона N 173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
На основании п. 1 ст. 20 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Согласно ч. 1.1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).
При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства установлено, что, исполняя условия Договора от 21.05.2015, ООО "Редметконцентрат" перечислило на счет ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" авансовые платежи:
- 05.07.2018 на 180 620 руб. платежным документом от 05.07.2018 N 67 (Сведения о валютных операциях по платежному документу от 05.07.2018 N 67 на сумму 180 620 руб. представлены в уполномоченный банк 05.07.2018 (приняты банком 05.07.2018 без нарушения сроков представления). Сведения содержат ожидаемый срок репатриации валюты РФ в счет осуществленного ООО "Редметконцентрат" авансового платежа -31.08.2018, что также отражено в Разделе II "Сведения о платежах" Ведомости банковского контроля по Контракту;
- 19.07.2018 на 257 400 руб. платежным документом от 19.07.2018 N 73 (Сведения о валютных операциях по платежному документу от 19.07.2018 N 73 на сумму 257 400 руб. представлены в уполномоченный банк 19.07.2018 (приняты банком 19.07.2018, без нарушения сроков представления). Сведения содержат ожидаемый срок репатриации валюты РФ в счет осуществленного ООО "Редметконцентрат" авансового платежа -31.08.2018, что также отражено в Разделе II "Сведения о платежах" Ведомости банковского контроля по Контракту.
Согласно п. 2.24 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" предусмотрено, что при списании резидентом, поставившим на учет договор, иностранной валюты или валюты Российской Федерации, являющихся авансовыми платежами по такому договору, принятому на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент должен представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.
Ожидаемые сроки репатриации валюты Российской Федерации определяются резидентом самостоятельно на основании условий договора, принятого на учет уполномоченным банком. При определении ожидаемого срока репатриации валюты Российской Федерации к сроку исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого резидентом авансового платежа к нему прибавляется срок, который в соответствии с обычаями делового оборота, и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; Учитывая условия Договора N 21052015 от 21.05.2015 и все необходимые сроки для оформления документов, ООО "Редметконцентрат" самостоятельно определило ожидаемый срок репатриации валюты РФ на общую сумму уплаченных авансовых платежей 438 020 руб. - 31.08.2018.
Таким образом, 01.09.2018 у ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" наступил срок исполнения обязательств по сдаче оказанных услуг на сумму 438 020 руб., а в связи с их невыполнением в ожидаемые сроки и согласно требованиям п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ у ООО "Редметконцентрат" возникла обязанность по возврату перечисленных авансовых платежей на сумму 438 020 руб.
Согласно Акту оказанных услуг от 31.05.2018 N 3099 на сумму 10 620 руб. (дата подписания Акта - 03.10.2019) нерезидентом Российской Федерации - ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" 03.10.2019 оказана услуга (возмещение стоимости услуг по железнодорожной перевозке) на сумму 10 620 руб.
Справка о подтверждающих документах и Акты оказанных услуг представлены в уполномоченный банк 11.10.2019 (приняты банком 15.10.2019).
Таким образом, в нарушении требований п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ ООО "Редметконцентрат" не обеспечило возврат в Российскую Федерацию 427 400 руб., уплаченных нерезиденту Российской Федерации - ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" в виде авансовых платежей, за неоказанные услуги в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором N 21052015 от 21.05.2015, до 31.08.2018.
Как следует из материалов проверки, указанная обязанность исполнена ООО "Редметконцентрат" 03.10.2019 с нарушением установленного срока на 397 дней.
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством Российской Федерации, ООО "Редметконцентрат" должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством Российской Федерации, но и обязано было обеспечить их выполнение - обеспечить своевременное оказание услуг нерезидентом Российской Федерации - ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР", либо обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за неоказанные в ожидаемые сроки услуги.
Доводы заявителя о том, что услуги по Договору транспортного экспедирования N 21052015 от 21.05.2015 были фактически оказаны ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" в срок, не превышающий ожидаемый срок репатриации валюты Российской Федерации, указанный в справке о валютных операциях, представленной в ПАО "РОСБАНК" по факту оплаты счета, выставленного поставщиком услуг, являются необоснованными.
Документы, представленные Банком УК и ООО "Редметконцентрат" не подтверждают своевременное оказание услуг ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" на сумму 438 020 руб. в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором N 21052015 от 21.05.2015 до 31.08.2018.
Согласно пункту 3.5 Договора N 21052015 от 21.05.2015 факт предоставления услуг подтверждается Актом предоставленных услуг, предоставленного Экспедитором (ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР") и подписывается уполномоченными представителями сторон.
В свою очередь Министерство финансов Российской Федерации определяет, что документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является Акт сдачи-приемки работ. Днем выполнения работ признается дата подписания акта сдачи-приемки работ Заказчиком.
Иные документы (железнодорожные накладные, декларации на товары) не являются документами, подтверждающими своевременное оказание услуг.
Согласно вышеуказанным Актам услуги ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" оказаны только 03.10.2019, о чем свидетельствует дата подписания Актов со стороны Клиента (Заказчика) - ООО "Редметконцентрат" - 03.10.2019.
В Банк вышеуказанные Акты оказания услуг представлены ООО "Редметконцентрат" в качестве подтверждающих выполнение услуг документов, о чем свидетельствует Справка о подтверждающих документах от 11.10.2019 и приложенные к ней Акты оказанных услуг.
Таким образом, в период с 01.09.2018 по 03.10.2019 ООО "Редметконцентрат" допустило противоправное бездействие, не принимая меры по обеспечению исполнения обязательств ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" по оказанию услуг на сумму 438 020 руб., либо обеспечению возврата в Российскую Федерацию перечисленных авансовых платежей на сумму 438 020 руб. При принятии обязательств по контракту ООО "Редметконцентрат" не только должно было знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством Российской Федерации, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения закона.
Проверяя доводы общества об исполнении условий договора по расчетам в установленный срок, суд первой инстанции верно пришел к выводу о непредставлении заявителем надлежащих доказательств в подтверждение указанного обстоятельства.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
На основании вышеизложенного, событие административного правонарушения и вина общества налоговым органом доказана.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обществом обязанностей, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами валютного регулирования, а также фактов, препятствующих реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, не установлено. Следовательно, вина общества в совершении данного административного правонарушения является доказанной.
В силу пункта 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таким образом, в отношении юридических лиц формы вины не выделяются, а требуется лишь доказать, что данным лицом не были приняты все меры к соблюдению законодательства.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2020 по делу N А40-315383/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья: М.В. Кочешкова
Телефон справочной службы суда - 8 (495) 987-28-00.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-315383/2019
Истец: ООО "РЕДМЕТКОНЦЕНТРАТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 23 ПО Г. МОСКВЕ