город Москва |
|
25 августа 2020 г. |
Дело N А41-65257/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ремидовский Р.А., доверенность от 21.01.2019;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 19 августа 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Московской области
на решение от 23 декабря 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 24 марта 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-65257/19
по заявлению ГСК "Кузнечики"
об оспаривании уведомления
к Управлению Росреестра по Московской области,
третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ГСК "Кузнечики" (далее - кооператив) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным приостановления осуществления кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, с/п Дубровицкое, вблизи п. Кузнечики, ГСК "Кузнечики", с кадастровым номером 50:27:0020335:1, выраженного в уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 25.03.2019 N 50-0-1349/3001/2019-190; о признании незаконным возврата заявления кооператива об осуществлении кадастрового учета от 27.03.2019 N 50-0-1-349/3001/20191907; об обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, с/п Дубровицкое, вблизи п. Кузнечики, ГСК "Кузнечики", с кадастровым номером 50:27:0020335:1, в связи с изменением его площади и описания местоположения его границ по заявлению ГСК "Кузнечики" об осуществлении кадастрового учета от 27.03.2019 N 50-0-1-349/3001/2019-1907.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением Главы Администрации Подольского района от 09.06.1993 N 776 кооперативу отведен земельный участок, общей площадью 3,5 га, из земель агрофирмы "Щапово", площадью 2 га, и приусадебных земель Дубровицкого сельского Совета 1,5 га, с обязанием кооператива разработать и утвердить в установленном порядке проектно-сметную документацию, уточнить площадь земельного участка при отводе в натуре.
На земельный участок, площадью 3,35 га, под строительство гаражей для кооператива оформлен план отвода с описанием земельного участка и координат, который утвержден Главой Администрации Подольского района.
На основании постановления Главы Администрации Подольского района от 09.06.1993 N 77 кооперативу выдано свидетельство от 23.08.1993 N 488 о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, площадью 3,35 га, для строительства гаражей.
12.04.2010 на основании постановления Администрации Подольского муниципального района Московской области N 696 утверждена схема расположения земельного участка, площадью 27.782 кв.м, вид разрешенного использования - для строительства гаражей, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.
17.03.2018 по заявлению кооператива кадастровым инженером в отношении земельного участка составлен межевой план в связи с исправлением ошибки в местоположении границ и площади земельного участка в целях исполнения судебных актов по делам N А41-15671/11 и N А41-79919/14.
23.03.2019 кооператив обратился в Управление с заявлением об исправлении ошибки в местоположении границ и площади земельного участка.
Уведомлением от 25.03.2019 N 50-0-1-349/3001/2019-190 Управление известило кооператив о приостановлении государственной регистрации, в связи с тем, что в нарушение пункта 18 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", представленный межевой план составлен с нарушением требований к оформлению, а именно: в электронном документе контур с учетным номером 2 не найден в базе данных среди актуальных сведений.
Уведомлением от 27.03.2019 N 50-0-1-349/3001/2019-1907 Управление возвратило заявление кооперативу, указав, что межевой план, представленный в форме электронного документа, не обеспечивает считывание и контроль представленных данных.
Полагая, что принятые Управлением решения являются незаконными и нарушают права и законные интересы кооператива, последний обратился в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 7 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, в случае представления для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:
- в форме электронных документов, если Федеральным законом N 218-ФЗ предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе, если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 данной статьи;
- в форме электронных документов или электронных образов документов, если Законом о регистрации предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника.
Формат представления документов в электронном виде указан в пункте 9 Порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, установленного приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, согласно которому необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов:
- в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных;
- в виде электронных образов документов в формате PDF.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе:
- проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
- проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
- государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
В части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в уведомлении о возврате от 27.03.2019 N 50-0-1-349/3001/2019-1907 указано, что межевой план в виде XML-документа не обеспечил считывание и контроль представленных данных.
Сведения о земельном участке, площадью 27.782 кв.м, содержатся в ЕГРН, при этом данный земельный участок имеет 1 контур. В результате проведенных кадастровых работ по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка выявлено наличие его неучтенного ранее 2 контура, в связи с этим, кооператив обратился с заявлением об осуществлении кадастрового учета.
Таким образом, контур с учетным номером 1 указанного земельного участка найден в базе данных среди актуальных сведений, поскольку сведения о нем содержатся в ЕГРН (площадью 27.782 кв.м), в то время, как сведений о наличии у участка контура с учетным номером 2 в ЕГРН нет, в связи с чем, Управление не нашло его в базе данных.
Между тем, сведения об обоих контурах земельного участка содержатся в одном техническом (межевом) плане и в одном электронном документе.
Суды правомерно отметили, что в части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судами не установлено доказательств законности и обоснованности принятых Управлением решений.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о незаконности приостановления Управлением осуществления кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, с/п Дубровицкое, вблизи п. Кузнечики, ГСК "Кузнечики", с кадастровым номером 50:27:0020335:1, выраженного в уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 25.03.2019 N 50-0-1349/3001/2019-190, и возврата Управлением заявления кооператива об осуществлении кадастрового учета от 27.03.2019 N 50-0-1-349/3001/20191907.
В связи с этим, суды в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из заявленных требований, в качестве способа восстановления нарушенного права кооператива обоснованно обязали Управление осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, с/п Дубровицкое, вблизи п. Кузнечики, ГСК "Кузнечики", кадастровый номер 50:27:0020335:1, в связи с изменением его площади и описания местоположения его границ по заявлению кооператива об осуществлении кадастрового учета от 27.03.2019 N 50-0-1-349/3001/2019-1907.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2020 года по делу N А41-65257/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе:
...
В части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
...
Суды правомерно отметили, что в части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2020 г. N Ф05-10905/20 по делу N А41-65257/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10905/20
07.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17511/20
25.08.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10905/20
24.03.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-930/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-65257/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-65257/19