город Москва |
|
27 августа 2020 г. |
Дело N А40-338903/2019-146-2632 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Альфа Люфт Рус": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ИФНС России N 28 по г. Москве: Вербовского А.В. (дов. N 06/007942 от 21.02.2020 г.);
рассмотрев 25 августа 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 28 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2020 г.,
по делу N А40-338903/2019-146-2632
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа Люфт Рус"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 77281932240557700002 от 20 ноября 2019 г.,
УСТАНОВИЛ: 04 октября 2017 г. между обществом с ограниченной ответственностью "Альфа Люфт Рус" (далее - ООО "Альфа Люфт Рус", общество, заявитель) (Россия, покупатель) и фирмой "Альфа люфт & сервис гмбх" (Федеративная Республика Германия, продавец) был заключен контракт N 49-10 о проведении модернизационных работ общей стоимостью 242 036 евро (далее - контракт), по условиям которого покупатель в течение пяти банковских дней производит платеж на сумму 190 000 евро в качестве авансового платежа на счет продавца.
После подписания контракта и получения предоплаты в срок до 12 октября 2017 г. продавец обязан осуществить поставку. Поставка производится до начала модернизационных работ, начало проведения которых установлено на 11 декабря 2017 г.
ООО "Альфа Люфт Рус" в соответствии с Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 04 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (регистрация в Минюсте от 03 августа 2012 г. N 25103) (далее - Инструкция) на основании контракта оформило в уполномоченном банке (филиал Сбербанка России Московский банк) паспорт сделки N 17100020/1481/1948/9/1.
В графе 11 справки о валютных операциях ООО "Альфа Люфт Рус" определен срок возврата аванса - 11 декабря 2017 г.
Инспекцией Федеральной налоговой службы N 28 по городу Москве (далее - ИФНС России N 28 по г. Москве, административный орган) в отношении ООО "Альфа Люфт Рус" проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой было установлено, что обществом представлен акт выполненных работ от 18 сентября 2018 г., согласно которому оплата по услуге на сумму 190 000 евро поступила 11 октября 2017 г. на счет нерезидента, в то время как в уполномоченный банк (филиал Сбербанка России Московский банк) настоящий акт не был представлен 11 декабря 2017 г., как подтверждающий документ к Справке о подтверждающих документах. Справка о подтверждающих документах была представлена в банк 15 ноября 2019 г.
Также о невыполнении свидетельствует и ведомость банковского контроля, в которой по состоянию на 02 декабря 2019 г. отражено отсутствие документа, свидетельствующего о выполнении работ.
Кроме того, в ведомости банковского контроля указан срок репатриации иностранной валюты - 11 декабря 2017 г., что дополнительно свидетельствует об обязанности общества, в случае неоказания работ (выполнения услуг) на сумму 190 000 евро в срок до 11 декабря 2017 г., осуществить возврат денежных средств в указанном размере в Российскую Федерацию.
Таким образом, из представленных банком документов следует, что работы на сумму 190 000 евро были выполнены только 15 ноября 2019 г., что нашло отражение в Справке о подтверждающих документах от 15 ноября 2019 г.
Общество (резидент) оплатило работы нерезиденту 11 октября 2017 г., а работы, которые должны были быть выполнены 11 декабря 2017 г., были выполнены только 15 ноября 2019 г.
Следовательно, заявитель не обеспечил возврат в Российскую Федерацию денежных средств за невыполненные работы в срок, установленный контрактом и нашедший отражение в справке о подтверждающих документах и ведомости банковского контроля, количество дней просрочки составило 704 дня.
На основании полученных данных 15 ноября 2019 г. ИФНС России N 28 по г. Москве в отношении ООО "Альфа Люфт Рус" составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением ИФНС России N 28 по г. Москве от 20 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении N 77281932240557700002 ООО "Альфа Люфт Рус" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной сто пятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств, что составляет 4 628 044 руб. 85 коп.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Альфа Люфт Рус" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 28 по г. Москве о его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2020 г., признано незаконным постановление ИФНС России N 28 по г. Москве от 20 ноября 2019 г. N 77281932240557700002 в части назначенного ООО "Альфа Люфт Рус" наказания, административный штраф заменен на предупреждение. По требованию ООО "Альфа Люфт Рус" о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство прекращено.
В кассационной жалобе ИФНС России N 28 по г. Москве просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что в данном случае замена административного штрафа на предупреждения произведена судами необоснованно, поскольку обществом было совершено нарушение валютного законодательства Российской Федерации, выразившееся в невозврате денежных средств, при этом доказательств, свидетельствующих о принятии каких-либо действий по возврату спорных денежных средств на территорию Российской Федерации в сроки действия контракта, обществом не представлено.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ИФНС России N 28 по г. Москве поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Альфа Люфт Рус" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного органа, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Действия, связанные с невыполнением резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, и предусмотрена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Из части 2 статьи 3.4 КоАП РФ следует, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
На основании оценки представленных в материалы дела доказательств суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Альфа Люфт Рус" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суд пришел к выводу о возможности замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Судами принято во внимание, что общество относится к субъектам малого предпринимательства и совершило правонарушение впервые. Допущенное обществом правонарушение не причиняет вред. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения налоговым органом не представлено.
Судами также указано на то, что в настоящее время Справка о подтверждающих документах представлена заявителем и исполнена Валютным отделом Банка, в связи с чем налоговый орган должен был учесть обстоятельства продления сроков выполнения контракта, выполнение запланированных работ в части на сумму 190 000 Евро.
Кроме того, судами указано на то, что акты выполненных работ и Дополнительное соглашение с ведомостью банковского контроля были представлены в налоговый орган 15 ноября 2019 г., а размер назначенного обществу административного штрафа (4 628 044,85 руб.) значительно превышает размер прибыли общества за 2018 год, поскольку баланс (строка 1700) составляет 24 995 000 руб., а прибыль - 3 806 000 руб. (строка 2500).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
В части требований ООО "Альфа Люфт Рус" о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу прекращено, поскольку полномочия арбитражного суда по прекращению производства по делу об административном правонарушении действующим арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрены (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
В указанной части кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2020 г. по делу N А40-338903/2019-146-2632 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 28 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Из части 2 статьи 3.4 КоАП РФ следует, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
На основании оценки представленных в материалы дела доказательств суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Альфа Люфт Рус" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2020 г. N Ф05-12214/20 по делу N А40-338903/2019