город Москва |
|
01 сентября 2020 г. |
Дело N А40-222987/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Обижаева О.А., доверенность от 31.08.2017;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
от Управления Росреестра по Москве: Владимирова Е.А., доверенность от 30.12.2019;
рассмотрев 25 августа 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по городу Москве
на определение от 30 сентября 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 17 марта 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-222987/16
по заявлению ОАО "РЖД"
об оспаривании решения
к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по городу Москве,
третье лицо: ТУ Росимущества в городе Москве,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по городу Москве (далее - учреждение) о признании незаконным решения от 29.09.2016 N 77/601/16-394327 об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях в части сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025005:18 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД" путем исправления технической ошибки в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером 77:02:0025005:18 посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка в соответствии с кадастровым планом от 26.05.2005 N Л1/05-0267.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТУ Росимущества в городе Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2016 заявленные требования удовлетворены.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о замене должника в исполнительном производстве N 84691/19/77055-ИП, возбужденном на основании исполнительного листа по указанному решению суда на Управление Росреестра по Москве (далее - управление) ввиду отсутствия у учреждения с 01.01.2017 полномочий по осуществлению государственного кадастрового учета.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2019 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2020 года определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по городу Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит определение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Заявитель и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Москве возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит определение и постановление подлежащими отмене.
Принимая определение об отказе учреждению в удовлетворении заявления о замене учреждения как стороны в исполнительном производстве на управление, суд первой инстанции указал, что управление не является правопреемником учреждения.
Оставляя определение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции отметил, что учреждение наделено отдельными полномочиями на исправление технической ошибки в ЕГРН.
Между тем, в соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", кадастровая палата была наделена полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Этот порядок действовал до 01.01.2017, до изменения законодательства и вступления в силу приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" (далее - Приказ N П/0515).
С 01.01.2017 признаны утратившими силу отдельные положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", регламентирующие осуществление государственного кадастрового учета и устанавливающие полномочия органа кадастрового учета по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости.
С данной даты вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), в соответствии с которым государственный кадастровый учет осуществляет орган регистрации прав.
В настоящем случае территориальным органом уполномоченного органа исполнительной власти - органа регистрации прав (Росреестра) является управление.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
Указанное исключение касается следующих случаев.
Согласно пунктам 2 - 4 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Кроме того, Приказом N П/0515 кадастровая палата наделана полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части:
внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий;
загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН), в том числе осуществления проверок на соответствие таких сведений актуальным записям Единого государственного реестра недвижимости, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственного кадастрового учета;
загрузки содержащихся в поступивших для осуществления государственной регистрации прав, ограничения прав, обременения объекта недвижимости, сделок с объектом недвижимости документах основных сведений о подлежащих государственной регистрации правах, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, сделках, поступивших в порядке информационного взаимодействия сведений о лице, за которым зарегистрированы право на объект недвижимости, ограничения права, обременения объекта недвижимости, поступивших в уведомительном порядке дополнительных сведений во ФГИС ЕГРН; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственной регистрации прав;
ведения реестровых дел объектов реестра границ;
ведения реестровых дел (томов реестровых дел) объектов недвижимости, формируемых в электронном виде после 01.01.2017 в связи с осуществлением государственного кадастрового учета, внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, регистрацией прав на объекты недвижимости;
ведения книг учета входящих документов;
ведения книг учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества в части формирования (загрузки) сведений, содержащихся в поступивших в орган регистрации прав решениях уполномоченных органов, принятых в предусмотренном федеральным законом порядке (в том числе судебных актах), о наложении арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, запретов осуществления учетно-регистрационных действий, иных поступающих от уполномоченных органов решениях (выписках из них) об ограничении прав на объекты недвижимого имущества, обременении объектов недвижимости (в том числе решениях органов государственной власти, органов местного самоуправления об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд), документах, на основании которых граждане ограничены в дееспособности или признаны недееспособными, документах (сведениях), поступивших из органов опеки и попечительства, содержащих сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, за исключением сведений, предусмотренных подпунктами 6-8 пункта 25 Порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость, утвержденных приказом Росреестра от 23.12.2015 N П/0666 (зарегистрирован в Минюсте России 01.03.2016, регистрационный N 41262);
ведения кадастровых карт.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ и Приказом N П/0515, у учреждения в период исполнения судебного акта в рамках исполнительного производства по требованию об исправлении технической ошибки в части сведений о площади и границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025005:18 в соответствии с кадастровым планом от 26.05.2005 N Л1/05-0267 отсутствовали полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объектов недвижимости.
При этом исправление технической ошибки в записях ЕГРН предполагает внесение иных сведений в ЕГРН, в данном случае - сведений о площади и границах земельного участка.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Правило о процессуальном правопреемстве применяется также при передаче функций от одного органа другому. При этом такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами, и может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве.
Таким образом, с учетом изложенного и положений статьи 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указаний Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для отказа в удовлетворении рассматриваемого заявления учреждения.
В связи с этим обжалуемые судебные акты на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене ввиду неправильного применения судами норм права без направления вопроса на новое рассмотрение, поскольку судами установлены фактические обстоятельства, позволяющие разрешить данный вопрос и принять в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации новый судебный акт об удовлетворении заявления учреждения о замене стороны в исполнительном производстве N 84691/19/77055-ИП.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2020 года по делу N А40-222987/16 отменить.
Заменить в порядке процессуального правопреемства в исполнительном производстве N 84691/19/77055-ИП ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по городу Москве на Управление Росреестра по Москве.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 2 - 4 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Кроме того, Приказом N П/0515 кадастровая палата наделана полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части:
...
ведения кадастровых карт.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ и Приказом N П/0515, у учреждения в период исполнения судебного акта в рамках исполнительного производства по требованию об исправлении технической ошибки в части сведений о площади и границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025005:18 в соответствии с кадастровым планом от 26.05.2005 N Л1/05-0267 отсутствовали полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объектов недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 сентября 2020 г. N Ф05-11039/20 по делу N А40-222987/2016