г. Москва |
|
2 сентября 2020 г. |
Дело N А40-311262/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Бочаровой Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, уведомлен
от ответчика: Ряховский К.Б., дов. от 18.12.2019
от третьих лиц:
от Администрации приморского края - не явился, уведомлен
от Министерства финансов Российской Федерации - не явился, уведомлен рассмотрев 27 августа 2020 года в судебном заседании кассационные жалобы
Министерства финансов Российской Федерации
и Министерства внутренних дел Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2020 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 08 июня 2020 года,
по иску Администрации Уссурийского городского округа
к Министерству внутренних дел Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
третьи лица: Администрация приморского края, Министерство финансов
Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен Администрацией Уссурийского городского округа к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании убытков, понесенных в результате выполнения мероприятий по временному размещению лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, в сумме 481 584 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020, с МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Администрация УГО взысканы убытки в сумме 469 200 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых указывают на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просили обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационных жалоб в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-25474/18 от 31.05.2018 года установлено, что между ФГАОУ ВПО "Дальневосточный федеральный университет" (исполнитель) и Администрацией Уссурийского городского округа (заказчик) заключены контракты на временное размещение лиц от 23.11.2015 N 121, N 123, N 124, от 07.12.2015 N 135, N 136, N 137, от 25.01.2016 N 145 и N 146, по условиям которых исполнитель обязался организовать временное размещение лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, прибывших на территорию Приморского края по адресу: г. Уссурийск, ул. Плеханова, 29 "а", в соответствии с направленной заявкой, а заказчик обязался оплатить эти услуги в порядке и сроки, оговоренные настоящими контрактами.
Общая цена контрактов определена на весь период исполнения контрактов 469 200 руб.
Оплата услуг по контрактам осуществляется путем безналичного перечисления денежных средств заказчика на расчетный счет исполнителя после получения заказчиком иных межбюджетных трансфертов, источником финансирования обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденного покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения.
Денежные средства для оплаты услуг по контрактам поступили на счет администрации Уссурийского городского округа 27.12.2016, 28.12.2016, сформированы финансовые документы для оплаты услуг за размещение граждан Украины в сумме 469 200 руб., оплата произведена 29.12.2016 на банковские реквизиты, которые ранее использовались для перечисления подобных оплат согласно заключенным контрактам. Однако в связи с изменением платежных реквизитов исполнителя, о чем заказчик не был своевременно уведомлен, 30.12.2016 денежные средства были возвращены Дальневосточным банком ПАО Сбербанк с необходимостью уточнения реквизитов получателя.
В связи с неиспользованием средств, 18.01.2017 межбюджетные трансферты были возвращены в бюджет Приморского края.
Письмами от 17.01.2017 N 135, от 31.01.2017 N 344, администрацией подтверждена потребность в неиспользованных остатках межбюджетных трансфертов на 01.01.2017 для погашения образовавшейся задолженности в 2017 году, однако в выделении денежных средств Департаменту гражданской защиты Приморского края было отказано.
Судом установлено, что исполнитель принятые на себя обязательства выполнил в полном объеме, оплата не произведена, в пользу исполнителя взыскана задолженность по контрактам на временное размещение лиц в сумме 469 200 руб., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 12 384 руб.
Как правильно указал суд первой инстанции, в случае экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации лиц, ходатайствующих о признании беженцами или о предоставлении временного убежища, места пребывания данных лиц и условия их содержания определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон о беженцах)).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке" утверждены Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке (Временные правила), которые определяют порядок предоставления указанным лицам, а также прибывшим с ними в поисках убежища членам их семей в соответствии с Законом о беженцах, возможности временного пребывания на территории Российской Федерации по гуманитарным основаниям в связи с ситуацией, сложившейся на Украине.
Мероприятия по приему, проезду и размещению лиц, ходатайствующих о признании беженцами, лиц, признанных беженцами, и членов их семей, а также расходы на прием лиц, получивших временное убежище, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 15 Закона о беженцах).
Обеспечение социальных прав и гарантий лиц, признанных беженцами, в части, в которой на них распространяются права и гарантии граждан Российской Федерации, вынужденных переселенцев, является расходным обязательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с их компетенцией по обеспечению социальных прав и гарантий граждан Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 15 Закона о беженцах).
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (статья 161 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2016 N 37 были утверждены Правила предоставления в 2016 бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются на основании соглашения между МВД России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2016 год" и "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства внутренних дел Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил N 37 (пункты 3 и 6 Правил N 37).
Не использованный на 01.01.2017 остаток иных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в федеральный бюджет уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков иных межбюджетных трансфертов, в соответствии с требованиями, установленными БК РФ и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Правил N 37.
В случае если неиспользованный остаток иных межбюджетных трансфертов не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. При наличии потребности в остатке иных межбюджетных трансфертов, не использованных в 2016 году, по которым не истек 60-дневный срок с даты их поступления, указанный остаток в соответствии с решением Министерства внутренних дел Российской Федерации может быть направлен в 2017 году в бюджет субъекта Российской Федерации для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления иных межбюджетных трансфертов.
Как установлено судом, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 470-р было утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов России на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию России в экстренном массовом порядке в 2015 году и находящихся в пунктах временного размещения, по состоянию на 31.12.2015, в том числе Приморскому краю - 10 468 750 руб.
27.12.2016 сформированы финансовые документы для оплаты услуг по временному размещению граждан Украины по контрактам, заключенным администрацией УГО с филиалом ДВФУ в г. Уссурийске на общую сумму 469 200 руб., и направлены администрацией УГО для оплаты услуг по временному размещению граждан Украины на банковские реквизиты, которые ранее были предоставлены филиалом ДВФУ в г. Уссурийске. На момент подготовки платежа в банковских реквизитах изменился номер расчетного счета, вследствие чего 30.12.2016 банком получателя осуществлен возврат денежных средств.
В 2017 году Порядок повторного предоставления возвращенных неиспользованных средств межбюджетных трансфертов был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 230, согласно которому средства от возврата остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в 2017 году составляли резервный фонд Правительства Российской Федерации.
Предоставление новых межбюджетных трансфертов за счет средств возвращенных остатков межбюджетных трансфертов прошлого финансового года в 2017 году могло быть осуществлено только при одновременном наличии подтверждения фактов возникновения в 2016 году обстоятельств непреодолимой силы, оказавших влияние на использование не в полном объеме субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов, а также письменных обращений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Судами установлено, что факт оказания услуг по контрактам подтвержден вступившим в законную силу судебным актом. Обязательство перед истцом по финансированию контрактов не исполнено.
От имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета (пункт 3 статьи 158 БК РФ).
Поскольку МВД России не исполнило своих обязанностей по финансированию расходов истца, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в размере 469 200 руб.
Доводы заявителей кассационной жалобы со ссылкой на судебную практику отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
Довод кассационной жалобы ответчика о неправильной квалификации судом заявленных требований как взыскание убытков не может служить основанием для отмены правильных по существу судебных актов, мотивированных со ссылками на нормы Закона о беженцах, которые подлежали применению при рассмотрении настоящего дела.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2020 года по делу N А40-311262/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В 2017 году Порядок повторного предоставления возвращенных неиспользованных средств межбюджетных трансфертов был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 230, согласно которому средства от возврата остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в 2017 году составляли резервный фонд Правительства Российской Федерации.
...
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
...
От имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета (пункт 3 статьи 158 БК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2020 г. N Ф05-11970/20 по делу N А40-311262/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11970/20
08.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12512/20
08.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9965/20
22.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-311262/19