г. Москва |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А40-311262/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2020 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Елоева А.М., Сазоновой Е.А. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хыбыртовой З.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.01.2020 года по делу N А40-311262/19,
принятое судьей Козловым В.Ф. (шифр судьи 53-2426)
по иску Администрации Уссурийского городского округа
(ОГРН 1022500859600)
к Министерству внутренних дел Российской Федерации (ОГРН 1037700029620)
третьи лица: 1) Администрация приморского края (ОГРН 1022502275168),
2) Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от Администрации Приморского края: не явился, извещен,
от Минфина России: не явился, извещен,
от Департамента гражданской защиты Приморского края: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Администрация УГО обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с МВД России о взыскании убытков, понесенных в результате выполнения мероприятий по временному размещению лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, в сумме 481 584 руб.,
Решением суда от 22.01.2020 года с МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Администрация УГО взысканы убытки в сумме 469 200 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
МВД России, Минфин России не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неправильное применение судом норм материального права.
Администрацией УГО, Департаментом гражданской защиты Приморского края представлены письменные отзывы, в которых считают доводы апелляционных жалоб необоснованными и просят решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-25474/18 от 31.05.2018 года установлено, что между ФГАОУ ВПО "Дальневосточный федеральный университет" (исполнитель) и Администрацией Уссурийского городского округа (заказчик) заключены контракты на временное размещение лиц от 23.11.2015 года N 121, N 123, и N 124, от 07.12.2015 года N 135, N 136, и N 137, от 25.01.2016 года N 145 и N 146, по условиям которых исполнитель обязался организовать временное размещение лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, прибывших на территорию Приморского края по адресу: г.Уссурийск, ул. Плеханова, 29 "а", в соответствии с направленной заявкой, а заказчик обязался оплатить эти услуги в порядке и сроки, оговоренные настоящими контрактами.
Общая цена контрактов определена на весь период исполнения контрактов 469 200 руб..
Оплата услуг по контрактам осуществляется путем безналичного перечисления денежных средств заказчика на расчетный счет исполнителя после получения заказчиком иных межбюджетных трансфертов, источником финансирования обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденного покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения.
Денежные средства для оплаты услуг по контрактам поступили на счет администрации Уссурийского городского округа 27.12.2016 года, 28.12.2016 года, сформированы финансовые документы для оплаты услуг за размещение граждан Украины в сумме 469 200 руб., оплата произведена 29.12.2016 года на банковские реквизиты, которые ранее использовались для перечисления подобных оплат согласно заключенным контрактам. Однако в связи с изменением платежных реквизитов исполнителя, о чем заказчик не был своевременно уведомлен, 30.12.2016 года денежные средства были возвращены Дальневосточным банком ПАО Сбербанк с необходимостью уточнения реквизитов получателя.
В связи с неиспользованием средств, 18.01.2017 года межбюджетные трансферты были возвращены в бюджет Приморского края.
Письмами от 17.01.2017 года N 135, от 31.01.2017 года N 344, администрацией подтверждена потребность в неиспользованных остатках межбюджетных трансфертов на 1 января 2017 года для погашения образовавшейся задолженности в 2017 году, однако в выделении денежных средств Департаменту гражданской защиты Приморского края было отказано.
Судом установлено, что исполнитель принятые на себя обязательства выполнил в полном объеме, оплата не произведена, в пользу исполнителя взыскана задолженность по контрактам на временное размещение лиц в сумме 469 200 руб., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 12 384 руб..
Как правильно указал суд первой инстанции, в случае экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации лиц, ходатайствующих о признании беженцами или о предоставлении временного убежища, места пребывания данных лиц и условия их содержания определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 ст. 14 Федерального закона от 19.02.1993 года N 4528-1 "О беженцах".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 года N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке" утверждены Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке (Временные правила), которые определяют порядок предоставления указанным лицам, а также прибывшим с ними в поисках убежища членам их семей в соответствии с Законом о беженцах, возможности временного пребывания на территории Российской Федерации по гуманитарным основаниям в связи с ситуацией, сложившейся на Украине.
Мероприятия по приему, проезду и размещению лиц, ходатайствующих о признании беженцами, лиц, признанных беженцами, и членов их семей, а также расходы на прием лиц, получивших временное убежище, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 15 Закона о беженцах).
Обеспечение социальных прав и гарантий лиц, признанных беженцами, в части, в которой на них распространяются права и гарантии граждан Российской Федерации, вынужденных переселенцев, является расходным обязательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с их компетенцией по обеспечению социальных прав и гарантий граждан Российской Федерации (абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона о беженцах).
Заключение и оплата казенным учреждением государственных
(муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2016 года N 37 были утверждены Правила предоставления в 2016 бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются на основании соглашения между МВД России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований,
предусмотренных федеральными законами "О федеральном бюджете на 2016 год" и "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства внутренних дел Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил N 37 (пункты 3 и 6 Правил N 37).
Не использованный на 1 января 2017 года остаток иных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в федеральный бюджет уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков иных межбюджетных трансфертов, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Правил N 37.
В случае если неиспользованный остаток иных межбюджетных трансфертов не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. При наличии потребности в остатке иных межбюджетных трансфертов, не использованных в 2016 году, по которым не истек 60-дневный срок с даты их поступления, указанный остаток в соответствии с решением Министерства внутренних дел Российской Федерации может быть направлен в 2017 году в бюджет субъекта Российской Федерации для финансового обеспечения расходов,
соответствующих целям предоставления иных межбюджетных трансфертов.
Как установлено судом, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 года N 470-р было утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов России на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию России в экстренном массовом порядке в 2015 году и находящихся в пунктах временного размещения, по состоянию на 31 декабря 2015 года, в том числе Приморскому краю - 10 468 750 руб..
27.12.2016 года сформированы финансовые документы для оплаты услуг по временному размещению граждан Украины по контрактам, заключенным администрацией УГО с филиалом ДВФУ в г.Уссурийске на общую сумму 469 200 руб., и направлены администрацией УГО для оплаты услуг по временному размещению граждан Украины на банковские реквизиты, которые ранее были предоставлены филиалом ДВФУ в г. Уссурийске. На момент подготовки платежа в банковских реквизитах изменился номер расчетного счета, вследствие чего 30.12.2016 года банком получателя осуществлен возврат денежных средств.
В 2017 году порядок повторного предоставления возвращенных неиспользованных средств межбюджетных трансфертов был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 года N 230, согласно которому средства от возврата остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в 2017 году составляли резервный фонд Правительства Российской Федерации.
Предоставление новых межбюджетных трансфертов за счет средств возвращённых остатков межбюджетных трансфертов прошлого финансового года в 2017 году могло быть осуществлено только при одновременном наличии подтверждения фактов возникновения в 2016 году обстоятельств непреодолимой силы, оказавших влияние на использование не в полном объеме субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов, а также письменных обращений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
В силу положений ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Факт оказания услуг по контрактам подтвержден вступившим в законную силу судебным актом. Обязательство перед истцом по финансированию контрактов не исполнено.
От имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета (п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Поскольку МВД России не исполнило своих обязанностей по финансированию расходов истца, суд первой инстанции, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований на сумму 469 200 руб..
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.01.2020 г. по делу N А40-311262/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-311262/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, Министерство финансов Российской Федерации
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Минфин России, Правительство Приморского Края
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11970/20
08.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12512/20
08.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9965/20
22.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-311262/19