город Москва |
|
14 сентября 2020 г. |
Дело N А41-72936/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Прогресс": Аксеновой О.А. (дов. от 08.06.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: Начкебия А.О. (дов. N 263-Д от 27.12.2019 г.);
от третьего лица Администрации Рузского городского округа: не явились, извещены;
от третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Рослесхоза: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 10 сентября 2020 г. в судебном заседании кассационные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2020 г.,
по делу N А41-72936/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконными решений,
третьи лица: Администрация Рузского городского округа Московской области; Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Федеральное агентство лесного хозяйства; Комитет лесного хозяйства Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс", общество, заявитель) является собственником земельного участка площадью 496001 +/- 277 кв.м. с кадастровым номером 50:19:0000000:23175, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23 марта 2018 г.
29 января 2019 г. ООО "Прогресс" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрирующий орган) с заявлениями о внесении изменений в отношении земельного участка в части категории с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и вида разрешенного использования с "земли сельскохозяйственного назначения" на "индивидуальное жилищное строительство".
Уведомлениями от 07 февраля 2019 г. N 50-0-1-282/3001/2019-206 и от 08 февраля 2019 г. N 50-0-1-282/3001/2019-206 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка со ссылкой на части 3, 4 статьи 8 и пункта 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) по причине непредставления в регистрационный орган документов, подтверждающих сведения о дополнительной характеристики земельного участка, которые вносятся в реестр объектов недвижимости на основании решения (акта) органа государственной власти или органа местного самоуправления (отсутствует постановление об установлении (изменений) вида разрешенного использования земельного участка). При этом согласно ответа Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23175 расположен в территориальной зоне, не предусматривающей разрешенного использования указанного обществом в заявлении, а именно: зона смешанной малоэтажной жилой застройки (Ж-3), зона сельскохозяйственного производства (СХ-3), а также территории, покрытые поверхностными водами, и территории двойного учета.
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка, заявителем не были устранены, Управлением Росреестра по Московской области были приняты решения от 07 мая 2019 г. N МО-19/РКФ-16622 и от 08 мая 2019 г. N МО-19/РКФ-168263 об отказе ООО "Прогресс" в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23175 на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, ООО "Прогресс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными решений от 07 мая 2019 г. N МО-19/РКФ-16622 об отказе во внесении изменений в сведения ЕГРН в части категории земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23175 на категорию земель "земли населенных пунктов" и от 08 мая 2019 г. N МО-19/РКФ-168263 об отказе во внесении изменений в сведения ЕГРН в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23175 на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" и об обязании Управление Росреестра по Московской области внести изменения в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23175 в части категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, изменив категорию земель на "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования на "для индивидуального жилищного строительства".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Рузского городского округа Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), Комитет лесного хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на непредставление обществом в срок приостановления регистрационных действий решения органа местного самоуправления, указывающего на то, что земельный участок расположен в зоне с разрешенным видом использования "индивидуальное жилищное строительство", в связи с чем регистрационный орган при принятии оспариваемых решений руководствовался письмом Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23175 относится к территории двойного учета.
Рослесхоз в кассационной жалобе просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда подтверждается лесоустроительной документацией, а также заключением Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" (далее - ФГУП "Рослесинфорг"), согласно которому границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23175 пересекаются с землями лесного фонда Московской области, Звенигородского лесничества, Звенигородского сельского участкового лесничества (Рузский район), квартал N 83 выдел 18, квартал N 85 выдел 5 (площадь пересечения 7 043 кв.м.).
В отзыве на кассационные жалобы ООО "Прогресс" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы своей кассационной жалобы, с жалобой Рослесхоза согласился. Представитель ООО "Прогресс" против их удовлетворения возражал.
Представители Администрации Рузского городского округа Московской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Рослесхоза, Комитета лесного хозяйства Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Из части 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктами 3 и 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 3); вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения (пункт 4).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Московской области от 02 ноября 2005 г. N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" (далее - Закон N 23/96-ОЗ) Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.
Пунктом 9 статьи 13 указанного закона к полномочиям Правительства Московской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользованием, землепользованием и лесными отношениями, отнесено в том числе принятие решений об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. Часть 1 статьи 33 названного закона устанавливает, что такие решения принимаются в форме постановлений.
Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N 23/96-ОЗ предусмотрено, что Правительство Московской области принимает правовые акты о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим законом
В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения не основаны на положениях действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку обществом были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о внесении изменений о категории земель спорного земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и присвоением основного вида разрешенного использования на "для индивидуального жилищного строительства"
При этом судами установлено, что решением Совета депутатов сельского поселения Волковское Рузского района Московской области от 14 февраля 20136 г. N 20/2 утвержден генеральный план сельского поселения Волковское Рузского муниципального района Московской области.
Решением Совета Депутатов сельского поселения Волковское Рузского муниципального района Московской области от 16 октября 2017 г. N 131/12 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23175 включен в состав земель населенных пунктов - Рузского муниципального района Московской области и находится в зоне индивидуальной жилой застройки.
Указанные документы были приложены к заявлению общества, представленного в Управление Росреестра по Московской области.
Согласно заключению кадастрового инженера N 2/Э-2019 Чеснокова И.В. земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23175 расположен в границах населенного пункта Мытники в соответствии с решением Совета депутатов сельского поселения Волковское Рузского района Московской области от 14 февраля 20136 г. N 20/2 и вид разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" соответствует "Правилам землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа МО".
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Московской области законных оснований для отказа в удовлетворении заявления общества о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23175 в части указания его категории "земли населенных пунктов" и присвоением ему основного вида разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства".
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационных жалоб были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2020 г. по делу N А41-72936/19 оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
...
В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2020 г. N Ф05-12081/20 по делу N А41-72936/2019